НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 11.05.2016 № 33А-4072/2016

Судья Иноземцева Е.А. № 33А-4072/2016 А-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Полынцева С.Н.,

судей Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев по докладу судьи Андриишина Д.В. административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Красноярска к Шмакову В.А. о взыскании пени по страховым взносам,

по апелляционной жалобе Шмакова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 25 января 2016 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска к Шмакову В.А. о взыскании пени по страховым взносам удовлетворить.

Взыскать со Шмакова В.А., проживающего по адресу: г. Красноярск, <адрес> в пользу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска задолженность по пени в размере 10794 руб. 96 коп. (в том числе, на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР 9 203 руб. 31 коп.; на выплату накопительной части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР 211 руб. 30 коп.; на страховые взносы, зачисляемые в ФФОМС 900 руб. 81 коп.; на страховые взносы, зачисляемые в территориальные ФОМС 479 руб. 54 коп.) за период до 2010г. и за период с 01.01.2010г. по 10.08.2012г. на единый счет Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю №40101810600000010001 БИК 040407001, ИНН 2466001885, КПП 246501001 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Красноярскому краю, г. Красноярск, ОКТМО 047 01 000 на коды бюджетной классификации:

392 102 021 000 620 00 160 (пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части пенсии) за 2011- 2012гг. в сумме 7006 руб. 44 коп.;

392 109 100 100 620 00 160 (пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части пенсии) за период до 2010г. в сумме 2196 руб. 87 коп.;

392 109 100 200 620 00 160 (пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части пенсии) за период до 2010г. в сумме 211 руб. 30 коп.;

392 102 021 010 820 111 60 (пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в РФ, зачисляемые в бюджет Федерального ФОМС) в сумме 900 руб. 81 коп.;

392 102 021 010 820 121 60 (пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в РФ, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов ОМС) в сумме 479 руб. 54 коп.

Взыскать со Шмакова В.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину 431 руб. 80 коп»,

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Красноярска (далее - УПФР в Ленинском районе г. Красноярска) обратилось с административным иском к Шмакову В.А. о взыскании пени по страховым взносам, мотивируя тем, что Шмаков В.А., как физическое лицо, осуществляющее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, имел обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размерах, определяемых исходя из стоимости страхового года, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты. 10 августа 2012 года Шмаков В.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения. За нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2011 года по 19 февраля 2015 года Шмакову В.А. начислена пеня 8 386 рублей 79 копеек (в том числе, на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР 7006 рублей 44 копейки; на страховые взносы, зачисляемые в Федеральный ФОМС 900 рублей 81 копейка; на страховые взносы, зачисляемые в территориальные ФОМС 479 рублей 54 копейки). Ответчику было направлено требование от 19 февраля 2015 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором установлен срок для добровольного исполнения до 13 марта 2015 года. Требование ответчиком получено, однако задолженность до настоящего времени не погашена. За нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 17 апреля 2015 года начислена пеня 2 408 рублей 17 копеек (в том числе 2196 рублей 87 копеек на страховую часть пенсии, 211 рублей 30 копеек - на выплату накопительной части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР). Ответчику были направлены требования от 07 октября 2014 года и от 17 апреля 2015 года об уплате пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период до 2010 года, однако задолженность до настоящего времени не погашена. 16 июля 2015 года на основании заявления УПФР в Ленинском районе г. Красноярска был выдан судебный приказ №2-955/2015 о взыскании со Шмакова В.А. недоимки по страховым взносам и пени в вышеуказанном размере. Определением от 03 сентября 2015 года судебный приказ отменен. Сумма задолженности по страховым взносам, пени и штрафам до настоящего времени в добровольном порядке ответчиком не уплачена. Просило взыскать со Шмакова В.А. задолженность по пени по страховым взносам 10 794 рублей 96 копеек (в том числе, на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР 9 203 рубля 31 копейка; на страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР 211 рублей 30 копеек; на страховые взносы, зачисляемые в ФОМС 900 рублей 81 копейка; на страховые взносы, зачисляемые в территориальные ФОМС 479 рублей 54 копейки) период до 2010 года и за период с 01 января 2010 года по 10 августа 2012 года.

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Шмаков В.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить. Указывает на то, что решением мирового судьи судебного участка № 63 в Ленинском районе г. Красноярска уже была взыскана пеня по страховым взносам в сумме 4 564 рубля 44 копейки за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года. Ответчику не направлялись требования о возникшей задолженности по уплате страховых взносов и пени. На основании постановления судебного пристава ранее были удержаны в пользу Пенсионного фонда РФ денежные средства в сумме 10 146 рублей 63 копейки. Суд принял решение только на основании расчета задолженности представленного истцом.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УПФР в Ленинском районе г. Красноярска Вашкевич Л.М. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов. Указывает на то, что в отношении Шмакова В.А. возбуждено сводное исполнительное производство, а денежные средства в сумме 10 146 рублей 63 копейки, удержанные с ответчика были перечислены на депозитный счет ОСП по Ленинскому району г. Красноярска и распределены в соответствии с очередностью удовлетворения требований взыскателей.

Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, выслушав представителя УПФР в Ленинском районе г. Красноярска Денисову О.Н., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Частью 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ установлено, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 введена Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 243-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2013 года).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона (ч. 1).

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2).

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом сроки (ч. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3). Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (ч. 4). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам (ч. 8).

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2009 года) предусматривалось, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона (т.е. индивидуальные предприниматели), уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (п. 1).

Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (п. 2).

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», действовавшей до 31 декабря 2009 года, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (п. 1). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 5).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Шмаков В.А. в период 13 июля 2004 года по 10 августа 2012 года был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве лица, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность; 10 августа 2012 года прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

Поскольку административный истец, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 01 января 2010 года по 10 августа 2012 года обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выполнял ненадлежащим образом, ему на задолженность, образовавшуюся в период с 01 января 2010 года по 10 августа 2012 года, начислена пеня за период с 01 января 2011 года по 19 февраля 2015 года в сумме 8 386 рублей 79 копеек (в том числе, на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР 7 006 рубля 44 копейки; на страховые взносы, зачисляемые в Федеральный ФОМС 900 рублей 81 копейка; на страховые взносы, зачисляемые в территориальные ФОМС 479 рублей 54 копейки).

Шмакову В.А. административным истцом было направлено требование от 19 февраля 2015 года № 03400440066949 об уплате задолженности по пени за период с 01 января 2011 года по 19 февраля 2015 года со сроком исполнения до 13 марта 2015 года.

Кроме того, в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование (на страховую и накопительную части трудовой пенсии) административному ответчику на задолженность, образовавшуюся до 2010 года, начислена пеня за период с 01 января 2013 года до 17 апреля 2015 года в сумме 2 408 рублей 17 копеек (в том числе по страховым взносам, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 196 рублей 87 копеек, страховых взносов, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии 211 рублей 30 копеек).

Административному ответчику было направлено требование от 07 октября 2014 года № 03400440230729 сроком исполнения до 28 октября 2014 года и требование от 17 апреля 2015 года № 03400440098881 об уплате пени по недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период до 2010 года, сроком исполнения до 08 мая 2015 года.

16 июля 2015 года по заявлению УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска мировым судьей судебного участка № 59 в Ленинском районе г. Красноярска, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 63 в Ленинском районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании со Шмакова В.А. пени по страховым взносам в размере 10 794 рубля 58 копеек и государственной пошлины в размере 215 рублей 89 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 63 в Ленинском районе г. Красноярска от 03 сентября 2015 года судебный приказ от 16 июля 2015 года отменен в связи с поступлением возражений ответчика относительно порядка его исполнения.

Как установлено судом первой инстанции срок подачи настоящего административного искового заявления в суд не истек.

Разрешая требования о взыскании с административного ответчика пени за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов, суд первой инстанции на основании анализа имеющихся в деле доказательств и расчета пени пришел к выводу об обоснованности административного иска.

При этом судом были отклонены доводы Шмакова В.А. о том, что из его пенсии удержаны суммы по исполнительным листам и перечислены на гашение задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ, поскольку данные доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами. Судом установлено, что в отношении Шмакова В.А. возбуждено сводное исполнительное производство, в рамках которого взысканные денежные средства распределены в соответствии с очередностью удовлетворения требований взыскателей.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на подлежащих применению нормах материального права.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о необоснованности административного иска, мотивированные ссылкой на то, что решением мирового судьи судебного участка № 63 в Ленинском районе г. Красноярска уже была взыскана пеня по страховым взносам в сумме 4 564 рубля 44 копейки за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года.

Из анализа материалов настоящего административного дела и дела, рассмотренного мировым судьей судебного участка № 63 в Ленинском районе г. Красноярска (решение от 12 октября 2015 года), а также расчетов пени, истребованных судебной коллегией в соответствии с ч. 1 ст. 306 КАС РФ, следует, что по настоящему делу и делу, рассмотренному мировым судьей, взыскана различная задолженность по пени.

Указанные расчеты пени, проверены судебной коллегией и признаются правильными, поскольку они произведены в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, в расчетах учтены поступившие платежи, в том числе, взысканные в ходе исполнительных производств по взысканию задолженности, образовавшейся как до 2010 года, так и после. Каких-либо доказательств того, что Шмаковым В.А. были внесены иные платежи, которые не были бы учтены в расчетах, в материалах дела не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они сводятся к повторному изложению правовой позиции административного ответчика в суде первой инстанции, при этом они являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. Имеющимся в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая мотивированная оценка по правилам ст. 84 КАС РФ, результаты которой приведены в решении. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, а также обстоятельств, ставящих под сомнение законность решения, в жалобе не приведено. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 25 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шмакова В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: