НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 10.06.2019 № 33А-5283/19

Судья Тыченко С.В. Дело 33а-5283/2019

3.012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Манского района Красноярского края о признании недействующим локального правового акта, признания бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения

по апелляционной жалобе представителя администрации Манского района Красноярского края по доверенности Резникова С.Г.

на решение Манского районного суда Красноярского края от 19 февраля 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования удовлетворить.

Признать недействующим п. 55 Положения об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека», утвержденного постановлением администрации Манского района Красноярского края № 1102 от 25.09.2017г. в той части, в которой не предусматривается выплата за работу в сельской местности.

Признать незаконным бездействие администрации Манского района Красноярского края по невключению в п. 55 Положения об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека», утвержденного постановлением администрации Манского района № 1102 от 25.09.2017г. положений, предусматривающих доплату за работу в сельской местности.

Обязать администрацию Манского района Красноярского края включить в Положение об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека», утвержденного постановлением администрации Манского района № 1102 от 25.09.2017г. доплату за работу в сельской местности в размере 25% оклада.»

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Манского района Красноярского края обратился с указанным административным исковым заявлением (с уточнениями) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Манского района Красноярского края.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки правовых актов, регулирующих оплату труда работников бюджетных и казенных учреждений Манского района Красноярского края установлено, что постановлением администрации Манского района Красноярского края от 06.02.2017 № 87 утверждено «Положение о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений Манского района», в котором предусмотрена возможность персональных выплат стимулирующего характера за работу в сельской местности. Однако Положение об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека», утвержденное постановлением администрации Манского района № 1102 от 25.09.2017г., не предусмотривает в составе выплат стимулирующего, компенсационного характера выплат за работу в сельской местности, что ухудшает права работников библиотеки.

Прокурор Манского района Красноярского края просил:

1) признать недействующим п. 5.5 Положения об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека», в той части, в которой не предусматривается выплата за работу в сельской местности;

2) признать незаконным бездействие администрации Манского района Красноярского края по не включению в п. 55 Положения об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека» положений, предусматривающих доплату за работу в сельской местности;

3) возложить на администрацию Манского района Красноярского края обязанность включить в Положение об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека» доплату за работу в сельской местности в размере 25% оклада.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Манского района Красноярского края по доверенности Резников С.Г. просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, полагая, что суд не правильно применил нормы материального права, поскольку законодательство не содержит обязанности муниципалитета включать в состав заработной платы выплату за работу в сельской местности ни в каком размере, в том числе в размере 25%, как просит прокурор.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Красноярской краевой организации Российского правового союза работников культуры Гаговская О.А. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Заслушав представителя администрации Манского района Красноярского края Резникова С.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Смирнову Я.Е., представителя Красноярской краевой организации Российского профессионального союза работников культуры Гаговскую О.А., просивших об оставлении решения суда без изменения, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных не явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями не подлежат применению.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2004 № 13-2864» «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» все муниципальные образования, расположенные на территории Манского района наделены статусом сельских поселений.

Как следует из материалов дела, Положением о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений Манского района, утвержденным постановлением администрации Манского района Красноярского края от 06.02.2017 г. № 87, установлена система оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, учредителем которых является Манский район, работников администрации Манского района по должностям, не отнесенным к муниципальным должностям, финансируемых за счет средств местного бюджета.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения, система оплаты работников учреждений включает в следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.

Согласно п.п. 3.1, 3.2, 3.3 порядок установления выплат компенсационного характера, их виды и размеры определяются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащие нормы трудового права, и настоящим Положением. К выплатам компенсационного характера относятся: а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Виды выплат компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в положениях об оплате труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и настоящим Положением.

В силу пп. 4.1, 4.2 Положения Работникам учреждений в пределах утвержденного фонда оплаты труда могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера:

а) выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности;

б) ответственности при выполнении поставленных задач;

в) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

г) выплаты за качество выполняемых работы;

д) персональные выплаты;

е) выплаты по итогам работы за год.

Конкретные виды и размер выплат стимулирующего характера устанавливается в положениях об оплате труда. Выплаты по итогам работы за год не выплачиваются, если работник не отработал квартал (3 месяца).

Персональные выплаты устанавливаются с учетом квалификационной категории, сложности, напряженности и особого режима работы, опыта (стажа) работы, работы в сельской местности, в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), обеспечения региональной выплаты, установленной подпунктом 4.3. настоящего пункта. Конкретные виды и размер персональных выплат устанавливаются в положениях об оплате труда.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника. Критерии оценки результативности и качества труда работника не учитываются при выплате стимулирующих выплат за условия работы в сельской местности (п. 4.5 Положения).

Кроме того, постановлением администрации Манского района Красноярского края от 25.09.2017 г. № 1102 утверждено Положение об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека».

Согласно п. 1.1 Положения об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека» настоящее положение применяется при определении заработной платы работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, в отношении которых администрация Манского района является учредителем, по видам экономической деятельности «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

Удовлетворяя требования прокурора, и возлагая на администрацию Манского района Красноярского края обязанность включить в Положение об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека», утв. постановлением администрации Манского района № 1102 от 25.09.2017г. доплату за работу в сельской местности в размере 25% оклада, суд первой инстанции исходил из того, что такая доплата предусмотрена пунктом 4.2 Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений Манского района от 06.02.2017 г. как выплата стимулирующего характера.

Суд первой инстанции посчитал, что отсутствие в Положении об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека» таких стимулирующих выплат за работу в сельской местности ухудшает положение работников Манской межпоселенческой библиотеки и является дискриминацией в сфере труда.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда не соответствуют положениям материального права в связи со следующим.

Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении (Постановления от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О, от 4 декабря 2007 года N 965-О-П, Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1128-О-О).

Таким образом, при установлении условий оплаты труда специалистов народного образования, работающих на селе, дифференциация правового регулирования должна обеспечиваться федеральным законодателем, законодателем субъекта Российской Федерации, субъектами подзаконного правового регулирования на основе объективных критериев, таких как количество и качество труда, условия выполнения работы и т.п.

Реализуя экономическую и социальную политику, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе выбирать способы и инструменты правового регулирования, необходимые для решения приоритетных социально-экономических задач.

Повышение окладов и тарифных ставок специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, было введено Законом РСФСР "О социальном развитии села" в целях возрождения российской деревни, формирования качественно новых социально-экономических условий для решения продовольственных задач, обеспечения приоритетного развития агропромышленного комплекса и социальной сферы села (Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 года N 397-1).

Как следует из преамбулы данного Закона, основной задачей вводимого правового регулирования было привлечение квалифицированных специалистов для работы в сельской местности. Повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, занимающихся теми же видами деятельности в городских условиях, предусматривалось для всех специалистов предприятий, учреждений, организаций независимо от вида и формы собственности.

С учетом характера поставленных в Законе РСФСР "О социальном развитии села" задач можно сделать вывод о том, что повышение окладов и тарифных ставок за работу в сельской местности носило строго целевое назначение и было мерой временного характера, введенной в целях обеспечения приоритетного развития агропромышленного комплекса и социальной сферы села.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 1 статьи 156) Закон РСФСР "О социальном развитии села" был признан утратившим силу с 1 января 2005 года. Таким образом, законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, счел задачи, поставленные при введении в действие правового регулирования о повышении окладов, тарифных ставок специалистов, работающих в сельской местности, выполненными.

С учетом целевого назначения повышения окладов, тарифных ставок специалистов, работающих в сельской местности, законодатель был вправе отменить соответствующие выплаты, соблюдая при этом конституционные принципы равенства, справедливости, поддержания доверия граждан к действиям государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, от 5 марта 2009 года N 433-О-О и др.).

Установление системы оплаты труда относится к полномочиям работодателя, который реализует их по согласованию с представительным органом работников при заключении коллективного договора или с учетом мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В Положении о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений Манского района, утв. Постановлением администрации Манского района Красноярского края от 06.02.2017 г. № 87 не предусмотрена компенсационная выплата за работу в сельской местности, а такая выплата за работу в сельской местности предусмотрена в качестве стимулирующей, но без указания ее размера.

Поэтому невключение такого рода выплаты в размере 25 % в Постановление администрации Манского района № 1102 от 25.09.2017 г. «Об утверждении Положения об оплате труда работников МБУК «Манская межпоселенческая библиотека» никак не нарушает права работников данного муниципального бюджетного учреждения, в том положении, что конкретный размер и виды выплат стимулирующего характера отражается в трудовом договоре для каждого работника МБУК «Манская ММБ» на основании действующей системы оплаты труда, в соответствии со статьей 135 ТК РФ в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Кроме того в приложении № 6 к оспариваемому постановлению предусмотрены следующие персональные стимулирующие выплаты: с учетом сложности, напряженности и особого режима работы, за стаж работы в отрасли культуры, за образование.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает возможности для обязания администрации Манского района Красноярского края установить такую доплату за работу в сельской местности в размере, указываемом прокурором( 25%).

Поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Манского районного суда Красноярского края от 19 февраля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Манского района Красноярского края в полном объеме.

Председательствующий:

судьи: