Судья Кирсанова Т.Б. Дело № 33-1862/2021
24RS0041-01-2020-000940-02
А-2.045
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Баимовой И.А., Охременко О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску ФИО1 к МИФНС России №17 по Красноярскому краю о признании незаконными бездействий, взысканию средств материального стимулирования, отпускных, компенсации за неиспользованные дни отпуска, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца ФИО1,
по апелляционной жалобе начальника Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю ФИО2,
на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 29 октября 2020 года, которым постановлено:
«Признать незаконными бездействия Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, выразившиеся в невыплате ФИО1 средств материального стимулирования за 3 и 4 квартал 2019 года, невыплате отпускных и компенсации за неиспользованные дни отпуска в полном размере.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю средства материального стимулирования в размере 52 500, 6 рубля, задолженность по оплате ежегодных отпусков и компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 65 492, 67 рубля, компенсацию за нарушение срока выплат в размере 14 832, 53 рубля, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей., всего 136 825, 8 рубля.
В остальной части иска отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к МИФНС России № 17 по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взысканию средств материального стимулирования, отпускных, компенсации за неиспользованные дни отпуска, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он состоял с ответчиком в трудовых отношениях в должности начальника отдела кадров и безопасности с 18 августа 2014 года на основании служебного контракта № 32 от 18 августа 2014 года сроком на 1 год, который неоднократно продлевался и в очередной раз служебный контракт был перезаключен на 2 года, т.е. по 17 августа 2021 года. 21 ноября 2019 года служебный контракт с ним расторгнут на основании Приказа Инспекции от 18 ноября 2019 года № ЮТ-2.13-56/171, в связи с увольнением по собственной инициативе. Как ему стало известно после увольнения, работникам инспекции в декабре 2019 года были выплачены средства материального стимулирования (далее «СМС») по итогам работы за 3 квартал 2019 года, согласно фактически отработанному времени. 20 декабря 2019 года он обратился с требованием выплатить ему СМС за фактически отработанное время, произвести перерасчет денежного содержания во время нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 01 января 2017 года по 21 ноября 2019 года. Ответом от 13 января 2020 года исх. №2.14-10/00171, в удовлетворении его заявления ответчиком было отказано с указанием на то, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а также его выплата является правом начальника территориального налогового органа, но не обязанностью. Считает отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Согласно этому Федеральному закону к числу дополнительных выплат относятся, в том числе премии. В период работы ему неоднократно выплачивалась премия за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на инспекцию. Сотрудники отдела, которыми он руководил, также не были лишены средств материального стимулирования за 3-й квартал 2019 года и получили все причитающие выплаты в полном объеме. Единственной причиной невыплаты ему денежных средств является факт того, что на момент принятия решения о выплате СМС он в штате Инспекции уже не состоял. Однако, само по себе отсутствие работника в штате Инспекции на момент издания Приказов о выплате денежных средств не является основанием к полной невыплате работнику премии и СМС за фактически отработанное время. Сумма СМС за 3 квартал 2019 года, подлежащая выплате ему за фактически отработанное время, составила: 62 482,05рубля/66дней х 61день = 57 748,57 рубля. Кроме того, при расчете денежного содержания в период очередных отпусков в период с 1 января 2017 года по 21 ноября 2019 года ответчиком расчет производился без учета СМС, в связи с чем образовалась задолженность по оплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в размере: 177 528,09 рубля (18 284,27 + 15 507,43 + 20 953,07 + 28 603,25 + 20 867,50 + 8 770,17 + 14 061,07 + 19 109,13 + 31 372,20). В связи с допущенными нарушениями выплаты СМС за 3 квартал 2019 года, ответчик обязан выплатить ему проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ, в размере 1 446,60 рубля, а за нарушение сроков выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме и в срок – 47 512,11 рубля, а всего 48 958,71 рубля. Кроме того, в результате указанных неправомерных действий ответчика ему был причинен моральный вред, который он оценивает в размере 30 000 руб. Просит признать незаконными бездействия Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, выразившиеся в невыплате ему СМС за 3 квартал 2019 года, недоплате отпускных за период с 01января 2017 года по 21 ноября 2019 года незаконными, взыскать с ответчика СМС за 3 квартал 2019 года в размере 57 748, 57 рубля, проценты за нарушение срока выплаты СМС в размере 1 446, 60 рубля, задолженности отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 177 528, 09 рубля, проценты за нарушение сроков выплаты отпускных в размере 47 512, 11 рубля, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Кроме того, ФИО1 обратился в суд с иском к МИФНС России № 17 по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взыскании средств материального стимулирования за 4 квартал 2019 года в размере 12 440, 43 рубля, компенсации за несвоевременную выплату 403, 07 рубля, компенсации морального вреда в размере 30 000 рубля, по аналогичным основаниям.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 7 сентября 2020 года указанные гражданские дела были объединены в одно производство.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, удовлетворить исковые требования в полном объеме, полагает, что суд неверно применил положения ст. 392 ТК РФ, считает, что срок обращения в суд им не пропущен.
В апелляционной жалобе начальник Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю ФИО2 просит отменить решение суда в части удовлетворения требований ФИО1, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, неисследованность судом доводов ответчика о том, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составляющей частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, заслушав пояснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается исследованными по делу доказательствами, 18 августа 2014 года между сторонами был заключен служебный контракт № 32 от 18 августа 2014 года сроком на 1 год, согласно которому истец был принят на государственную гражданскую службу на должность начальника отдела кадров и безопасности. Впоследствии данный контракт неоднократно продлялся и 30 июля 2019 года между сторонами был заключен служебный контракт № 37 сроком по 17 августа 2021 года, в соответствии с которым ФИО1 продолжил исполнять должностные обязанности начальника отдела кадров и безопасности.
Согласно условиям контракта за выполнение обязанностей по занимаемой должности ФИО1 установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячным окладом в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному оклада за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30 % этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия на государственной гражданской службе РФ в размере 100 % этого оклада, РК – 30 %, СН – 20 %, ежемесячного денежного поощрения в размере 5 421 рубль, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС № 17 по Красноярскому краю, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
21 ноября 2019 года служебный контракт с ФИО1 расторгнут, он освобождена от занимаемой должности на основании Приказа Инспекции от 18 ноября 2019 года № ЮТ-2.13-56/17 в связи с увольнением по собственной инициативе.
Приказами УФНС России по Красноярскому краю № ДБ-2.1-03/16дсп от 9 декабря 2019 года и № ДБ-2.1-03/003дсп@ от 10 апреля 2020 года, в соответствии с приказами ФНС России «О материальном стимулировании» за 3 и 4 кварталы 2019 года, решениями Комиссии УФНС России по Красноярскому краю по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Красноярскому краю за 3 и 4 кварталы 2019 года, было утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Красноярскому краю сверх установленного фонда оплаты труда за 3 и 4 кварталы 2019 года.
Из протоколов заседания комиссии по оценке эффективности деятельности инспекции от 10 декабря 2019 года и от 14 апреля 2020 года следует, что работникам ИФНС были выплачены средства материального стимулирования, которые, согласно ведомостям «СМС зам.начальника, начальников отдела за 3 квартал 2019 года» и «СМС зам.начальника, начальников отдела за 4 квартал 2019 года», для начальников отдела в 3 квартале 2019 года составили 47 566, 35 рубля, в 4 квартале 2019 года – 42 689, 55 рубля.
При этом, истцу СМС за 3 и 4 кварталы 2019 года выплачены не были, поскольку, как следует из ответа Инспекции от 13 января 2020 года на заявление ФИО4 от 20 декабря 2019 года о выплатах причитающихся сумм, СМС в состав денежного содержания гражданского служащего не входит и не относятся к премиям и иным выплатам, предусмотренным Законом о государственной службе.
Удовлетворяя требования ФИО1 о взыскании средств материального стимулирования за 3 и 4 кварталы 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Закона о государственной службе, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, при этом при решении вопроса о выплате премиального вознаграждения и СМС основополагающим фактором является оценка эффективности и качества труда конкретным гражданским служащим и период отработанного времени, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ФИО4 отработал полностью 3 и частично 4 квартал 2019 года ответчик обязан был начислить и выплатить ему средства материального стимулирования за спорные периоды пропорционально отработанному времени.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Пунктом 10 статьи 50 Федерального Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих ….., составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6)ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 ст.51 указанной нормы фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а)денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента,…;в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г)других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007 № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налоговых платежей.
Согласно п.3 Постановления, материальное стимулирование, указанное в пункте 1 данного Постановления, осуществляется в Федеральной налоговой службе сверхустановленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Приказом Министерства финансов от 17 октября 2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы.
В соответствии с п.4 Порядка решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком:
начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов. ��������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????J???J???Й????Й?��? �??�??
Основными задачами Комиссии нижестоящих налоговых органов являются:
оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими;
подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих ( пункт 5 Порядка).
Для расчета конкретной суммы средств материального стимулирования, подлежащей выплате, введены показатели количества фактически отработанных дней и коэффициент приоритетности отдела.
Таким образом, при решении вопроса о выплате премиального вознаграждения и СМС основополагающим фактором является оценка эффективности и качества труда конкретным гражданским служащим и период отработанного времени.
Судебная коллегия признает несостоятельной ссылку ответчика на Методику оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России, утвержденной приказами ФНС России от 15 ноября 2007 года № ББ-425/31 дсп, от 20 июля 2009 года № ММ-8-1/23дсп, так как они утратили силу и на момент распределения стимулирующих выплат ответчиком являлись недействующими.
На момент принятия начальником МИФНС Росси № 17 по Красноярскому краю решения о выплате премиального вознаграждения и СМС действовал уточненный проект показателей оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, доведенный письмом Управления ФНС России по красноярскому краю от 05.09.2017 года за № 2-6-11/06237дсп и оценка эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, доведенный письмом Управления ФНС России по Красноярскому краю от 06.12.2017 года № 2.6-11/08010дсп, которые не содержат оснований, по которым комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФСН предоставлено право оценивать основания увольнения гражданского служащего с точки зрения уважительности причин.
Более того, как следует из решения комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФСН, вывод об увольнении истца по неуважительным причинам не мотивирован и не обоснован какими- либо критериями.
Кроме того, при распределении средств материального стимулирования за спорные периоды 2019 года ответчик руководствовался Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Пункт 2.3 Механизма предусматривает распределение стимулирующих выплат пропорционально отработанному работником времени в расчетном периоде, в том числе, и уволенных со службы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения предъявленных истцом требований о взыскании средств материального стимулирования за фактически отработанное время в 3 и 4 кварталах 2019 года, поскольку истец полностью отработал 3 квартал и частично 4 квартал 2019 года, соответственно ему должны быть выплачены средства материального стимулирования пропорционально отработанному времени.
Расчет подлежащих взысканию средств материального стимулирования как за 3, так и за 4 кварталы 2019 года, подробно приведен в решении, проверен судебной коллегией, сомнений в правильности не вызывает и сторонами в апелляционных жалобах не оспаривается.
Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО1 о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков, предоставленных приказами ответчика: от 21 января 2019 года на период с 25 февраля 2019 года по 16 марта 2019 года, от 26 июня 2019 года на период с 29 июля 2019 года по 16 августа 2019 года, а также по компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что суммы дополнительного материального стимулирования входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца. При этом, судом первой инстанции приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных вышеуказанных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Так, порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 № 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
Таким образом, из приведенных и вышеприведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции обоснованно указал, что выплаченное ФИО1 в соответствии с приказами ФНС России по Красноярскому краю в период работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Проверяя расчет недоплаченных истцу денежных сумм, суд первой инстанции исходил из представленного ответчиком расчета, согласно которому сумма долга по оплате ежегодных отпусков за период с 25 февраля 2019 года по 16 марта 2019 года составляет 14 061, 07 рубля, за период с 29 июля 2019 года по 16 августа 2019 года – 19 109, 13 рубля, компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 22 календарных дней – 32 322, 47 рубля, всего 65 492, 67 рубля. С указанным расчетом ответчика истец ФИО1 согласился, сторонами в апелляционных жалобах данный расчет не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, исследовались судом первой инстанции, который обоснованно, со ссылкой на указанные выше нормы закона, признал их несостоятельными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 названного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Поскольку, как правильно указал суд, на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, его разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов от 15 июля 2014 года, подлежат применению к спорным правоотношениям сторон.
В указанной связи судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входят полномочия по регулированию вопросов оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, ни в Постановлении Правительства РФ №611, ни в Порядке осуществления материального стимулирования.., утвержденного Приказом Минфина РФ №90, изданных до Указа Президента РФ № 601, не указано, что средства материального стимулирования не относятся к системе оплаты труда государственных гражданских служащих, а также не подлежат включению в расчет отпускных и компенсации за отпуск.
В указанной связи решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ФИО1 о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков, предоставленных приказами ответчика: от 21 января 2019 года на период с 25 февраля 2019 года по 16 марта 2019 года, от 26 июня 2019 года на период с 29 июля 2019 года по 16 августа 2019 года, а также по компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика не установлено.
Поскольку судом первой инстанции установлен факт несоблюдения сроков выплат, причитающихся ФИО4, решение суда о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение сроков выплаты средств материального стимулирования, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск также является законным и обоснованным.
Расчеты подлежащих взысканию сумм подробно приведены в решении, проверены судебной коллегией, признаются правильными, сторонами в апелляционных жалобах не оспариваются.
Поскольку исследованными по делу доказательствами установлен факт нарушения трудовых прав истца на получение в полном объеме и своевременно средств материального стимулирования, которые входят в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 4 000 руб., при определении которого принял во внимание степень и характер допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истца.
Законным и обоснованным является решение суда и в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков, предоставленных приказами ответчика: от 24 июля 2015 года на период с 03 августа 2015 года (12 календарных дней), от 5 ноября 2015 года на период с 01 декабря 2015 года (18 календарных дней), от 26 января 2016 года на период с 29 февраля 2016 года (18 календарных дней), от 22 августа 2016 года на период с 14 сентября 2016 года (17 календарных дней), от 10 ноября 2016 года на период с 01 декабря 2016 года (19 календарных дней), от 3 марта 2016 года на период с 14 апреля 2016 года (17 календарных дней), от 18 августа 2017 года на период с 18 сентября 2017 года (13 календарных дней), от 10 ноября 2017 года на период с 04 декабря 2017 года (19 календарных дней), от 11 января 2018 года на период с 13 февраля 2018 года (23 календарных дня), от 19 июня 2018 года на период с 16 июля 2018 года (26 календарных дней), от 12 ноября 2018 года на период с 03 декабря 2018 года (12 календарных дней).
В силу положений ст.ст.136, 140, 392 ТК РФ, ст.ст.199, 200 ГК РФ, п.п.5, 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2, определения Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2010 года № 1722-О-О, определения Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 года № 312-О, определения Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 года № 728-О-О, определения Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 года № 73-О-О, определения Верховного Суда РФ от 21 мая 2009 года № 21-В09-5, а также правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в их системной взаимосвязи следует, что специальный срок исковой давности, установленный ст.392 ТК РФ, по требованиям работников о взыскании заработной платы, которая им не начислялась, исчисляется с момента, когда работник узнал о том, что оспариваемая часть заработной платы ему не начислена, а, следовательно, и не будет выплачена, то есть с момента получения соответствующего расчетного листка или неоспариваемой части заработной платы (отпускных).
Из предоставленных приказов УФНС по Красноярскому краю за период с 2014 года по 2020 год, приказов ответчика о предоставлении истцу очередного оплачиваемого отпуска от 28 января 2015 года, от 24 июля 2015 года, от 5 ноября 2015 года, от 26 января 2016 года, от 16 мая 2016 года, от22 августа 2016 года, от 10 ноября 2016 года, от 3 марта 2016 года, от 18 августа 2017 года, от 10 ноября 2017 года, от 11 января 2018 года, от 19 июня 2018 года, от 12 ноября 2018 года, от 21 января 2019 года, от 26 июня 2019 года, от 18 ноября 2019 года, расчетных листков истца за период с 2014 года по 2019 год, пояснений сторон, судом первой инстанции установлено, что СМС истцу выплачивались ежеквартально на протяжении трудовых отношений с ответчиком, однако, при расчете среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков и компенсации за неиспользованные дни отпуска, данные выплаты учтены не были.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции с учетом заявления представителя ответчика о применении последствий пропуска истцом предусмотренного частью 2 статьи 392 ТК РФ годичного срока на обращение в суд с данными требованиями пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 этот срок пропущен. Суд первой инстанции исходил из того, что оплачиваемые отпуска предоставлялись служащему ежегодно, при этом производилась их оплата, предоставлялись расчетные листки, следовательно, ФИО1, получая отпускные не позднее, чем за 10 дней до начала отпусков, не в полном объеме, знал о нарушении своих трудовых прав, однако в суд с требованиями о взыскании задолженности по отпускным он обратился только 11 февраля 2020 года. При этом суд первой инстанции сделал вывод о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, ходатайств о восстановлении пропущенных сроков истец не заявлял.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об отказе ФИО1 в удовлетворении иска в части требований о взыскании задолженности по отплате отпускных по 2018 год включительно по причине пропуска им срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы истца о том, что нарушение его прав в части невыплаты в полном объеме отпускных носило длящийся характер и к возникшему спору не может быть применен срок исковой давности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в п.56 постановления от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенных условий, а именно: заработная плата (отпускные) работнику должна быть начислена, но не выплачена, трудовые отношения не должны быть прекращены.
В данном случае наличие таких обстоятельств материалами дела не подтверждается.
Истец ФИО1 на протяжении всего периода работы у ответчика с 2014 по 2018 год не позднее, чем за 10 дней до начала отпуска получал начисленные отпускные, по его мнению, не в полном объеме, однако за защитой своего нарушенного права обратился в суд спустя длительный промежуток времени. О предполагаемом нарушении своего права, связанным с невыплатой отпускных в полном объеме, он должен был знать в день получения отпускных.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, и, соответственно, явиться в пределах действия ст.330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционные жалобы сторон не содержат и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 29 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы истца ФИО1 и начальника Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю ФИО2 - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: