КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Майко П.А. Дело № 33-1180
А-10
09 февраля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Самойлова .. к Сибирскому Региональному Центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий МЧС России о взыскании не выплаченной компенсации при увольнении,
по апелляционной жалобе представителя Самойлова Б.С. – Осетрова А.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 октября 2014 г., которым постановлено:
«В удовлетворении иска Самойлова .. к Сибирскому Региональному Центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий МЧС России о взыскании не выплаченной компенсации при увольнении отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самойлов Б.С. обратился в суд с иском к Сибирскому Региональному Центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий МЧС России о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении.
Свои требования мотивировал тем, что он состоял с ответчиком в трудовых отношениях, при увольнении работодатель должен был выплатить компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания, с учетом всех причитающихся ему выплат по зарплате. Однако, ответчик, при определении размера компенсации, не учел ежемесячную премию, за выполнение особо важных и сложных заданий, установленную приказом № 33 от 22.01.2014 года, поименованную в расчетных листах - ГГС.
С учетом изложенного, просил довзыскать в свою пользу с ответчика 520940,48 руб. - недостающую сумму компенсации, 6446,64 руб. - проценты за нарушение сроков выплаты сумм при увольнении, компенсировать моральный вред в размере 25000 руб. за нарушение его прав, как потребителя, возместить судебные издержки в размере 40000 руб. уплаченных представителю и 1000 руб. за оформление нотариальной доверенности.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Самойлова Б.С. – Осетров А.В. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав Самойлова Б.С. и его представителя по доверенности от 09.06.2014 г. Осетрова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, приказом первого заместителя начальника Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Моргунова А.В. от 25 апреля 2011 г. № 77 Самойлов Б.С. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы – заместителя руководителя регионального центра (по финансово-экономической работе). Данным приказом Самойлову установлен должностной оклад в размере 6239 руб., а также установлены ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу: 150% за особые условия государственной гражданской службы, 50% за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями. Установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада по замещаемой должности. На основании данного приказа с Самойловым Б.С. заключен служебный контракт от 25 апреля 2011 г.
Приказом начальника Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Светельского В.Н. от 24 апреля 2014 г. № 25-К действие служебного контракта от 25.04.2011 г. прекращено, Самойлов Б.С. уволен с замещаемой должности федеральной гражданской службы 30 апреля 2014 г. по пункту 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года в связи с сокращением должностей гражданской службы.
Данным приказом установлено выплатить истцу премию за выполнение особо важных и сложных заданий за период с 01.04.2014 г. по 30.04.2014 г., денежную компенсацию за дни неиспользованного отпуска за 13 календарных дней, денежную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно увольнительной записке, компенсация при увольнении была определена работодателем в размере 220195,44 руб. за 4 месяца исходя из размера ежемесячного денежного содержания при увольнении - 55048,86 руб.
Полагая, что ответчиком неправильно произведен расчет денежного содержания при увольнении, а именно из размера среднего заработка исключена ежемесячная денежная премия за выполнение особо важных и сложных заданий, установленная приказом № 33 от 22.01.2014 г., что существенно повлияло на размер причитающихся к выплате сумм, истец обратился с иском в суд.
Разрешая исковые требования Самойлова Б.С. о взыскании недоначисленной суммы компенсации при увольнении, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего достоверного подтверждения факт нарушения ответчиком трудовых прав истца при определении размера денежной компенсации при увольнении.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Приказом № 25-К от 24 апреля 2014 г. Самойлову Б.С. была установлена выплата денежной компенсации, предусмотренная данной нормой, в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно расчету ответчика ежемесячное денежное содержание для выплаты компенсации составило 55048,86 руб., к выплате подлежало 220195,44 руб.
По условиям служебного контракта от 25.04.2011 (пункт 9) денежное содержание Самойлова Б.С. состояло из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 % этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 150 % этого оклада, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50 % этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением о премировании государственных гражданских служащих, утвержденным Представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" и во исполнение письма МЧС России от 17.04.2013 г. № 43-1662-4 «О дополнительном премировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МЧС России» приказом начальника Сибирского регионально центра № 320 от 24 апреля 2013 г. истцу с 01.01.2013 г. была назначена выплата ежемесячной премии в размере 55550 руб. за добросовестное исполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при решении поставленных задач
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", решением Комиссии по социальным выплатам (протокол № 3 от 26.07.2013 г.) и письмом Статс-секретаря-заместителя Министра МЧС России от 20.08.2013 г. № 43-3563-15, приказом начальника Сибирского регионально центра № 73-К от 23 августа 2013 г. Самойлову Б.С. за добросовестное исполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при решении поставленных задач с 01.07.2013 г. установлена ежемесячная премия в размере 95500 руб., за фактически отработанное время.
Согласно представленных в материалы дела выписок из лицевого счета истец получал данную премию в указанном размере ежемесячно в период с августа 2013 г. по апрель 2014 г.
Данная премия поименована работодателем как «премия ГГС».
Указанная премия при расчете денежного содержания для выплаты компенсации в связи с увольнением ответчиком не учитывалась.
Проверяя законность действий ответчика, суд первой инстанции проанализировал положения статей 50, 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункты 1, 2, 4, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 562 от 06 сентября 2007 года, которыми установлен порядок исчисления денежного содержания, в том числе и для выплаты компенсации в связи с увольнением по сокращению, пункты 6, 7 Указа Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", пришел к правильному выводу, что поощрительная выплата гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач не подлежит включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В силу части 5 указанной статьи к дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно частям 6 и 10 статьи 50 размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих определяется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 562 от 06 сентября 2007 года (далее - Правила), пунктом 2 которых установлены такие же составляющие денежного содержания гражданского служащего.
В силу пункта 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" начиная с 01 января 2007 года исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников этих органов и Министерства, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований осуществляется исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на 2007 год на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа.
При сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы.
В силу пункта 6 Указа средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа.
Пунктом 7 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Согласно пункту 8 Указа при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется лицам рядового и начальствующего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, поощрительная выплата государственным гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач, как выплата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", не входит в состав денежного содержания, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, высвободившихся в результате сокращения численности работников.
При этом выплаты при сокращении осуществляются в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что премии, выплачиваемые истцу в период с апреля 2013 г. по апрель 2014 г. ежемесячно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" не подлежат включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением государственной гражданской должности, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд обоснованно отказал и в удовлетворении требований Самойлова Б.С. о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 октября 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Самойлова Б.С. – Осетрова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.