НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 06.06.2023 № 33А-6854/2023

Дело № 33а-6854/2023 (судья Пупкова Е.С.)

УИД 24RS0033-01-2022-001295-72

А-3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июня 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Сидоренко Е.А.,

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.

при ведении протокола помощником судьи Копейкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губановой Татьяны Васильевны к Администрации города Лесосибирска Красноярского края об оспаривании постановления от 25.12.2020г. №1350 об установлении платы за содержание жилого помещения

по апелляционной жалобе Губановой Т.В.

на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28 марта 2023 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований,

заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Губанова Т.В. обратилась с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что Губанова Т.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Постановлением Администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 25.12.2020г. №1350 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании собственников помещений не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» указанный дом в приложении №1 включен в список домов, жильцы которых не приняли решение об установлении платы за содержание жилого помещения. Размер платы за содержание жилого помещения(стоимость работ (услуг) за 1 м2 в месяц, руб. с учетом налогов и сборов) установлен в размере 31 рубля 85 копеек.

Указанное постановление администрации г. Лесосибирска Красноярского края незаконно, так как собственники помещений указанного дома решением общего собрания, проведенного в период с 15 ноября 2020 года по 31 января 2021 года, оформленного протоколом от 01 февраля 2021 года, приняли решение об определении размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома с 01 июля 2021 года в размере 20 рублей 20 копеек за 1 кв.м. жилого помещения.

Информация о проведении собрания доведена до управляющей компании - ООО УК «Ваш партнер+» путем направления заказной корреспонденции 06 ноября 2020 года, а 23 ноября 2020 года в адрес Администрации г. Лесосибирска Красноярского края направлен бюллетень для голосования, в связи с чем органу местного самоуправления на момент принятия постановления было известно о проведенном собрании.

30 декабря 2020 года в Администрацию г. Лесосибирска Красноярского края направлено обращение о приостановлении применения муниципального тарифа в отношении названного дома.

Решение собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома направлено в Администрацию г. Лесосибирска 04 февраля 2021 года, поэтому дом подлежал исключению из списка с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года.

Губанова Т.В. просила признать незаконным постановление Администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 25 декабря 2020 года №1350 в части включения в Приложение №1 многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> исключить дом из Приложения №1.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Губанова Т.В. просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на доводы и позицию, изложенные в административном исковом заявлении, которым суд не дал надлежащей оценки.

Заслушав Губанову Т.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассматривать дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда(http://kraevoy.krk.sudrf.ru), проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что итоговое постановление не подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Положения пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

На основании части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), в соответствии с которыми расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предоставления коммунальных услуг, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29).

При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. При этом предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (пункт 31).

Размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35).В случае если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищн6ого кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 36).

Из приведенных выше нормативных положений следует, что размер платы за содержание жилого помещения должен быть экономически обоснованным, обеспечивающим покрытие (возмещение) затрат управляющей организации на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома, и произведен с учетом предложений такой организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановление Администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 25 декабря 2020 года №1350 принято на основании экономического обоснования размера платы за содержание и управление общим имуществом в многоквартирном доме, выполненным филиалом Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика Решетнева М.Ф. от 30 июня 2020г., в котором рассчитана экономическая обоснованность размера платы за содержание жилого помещения (далее – экономическое обоснование от 30 июня 2020 года).

Согласно экономическому обоснованию от 30 июня 2020 года расчет платы произведен в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 09 декабря 1999 года № 139, Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 22 августа 2000 года № 191, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170. Сам расчет экономически обоснованного размера тарифа произведен на основании технико-экономических сведений о многоквартирных домах г. Лесосибирска Красноярского края.

Управление спорным многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> осуществляется ООО УК «Ваш партнер+» на основании договора управления многоквартирным домом от 19 марта 2008 года. В соответствии с пунктом 4.2.1 договора тариф платы за управление, содержание и ремонт помещений утверждается общим собранием собственников помещений.

В силу дополнительного соглашения от 30 мая 2013 года к договору от 19 марта 2008 года подпункт 4.1.1 договора изложен в следующей редакции: «Если собственниками помещений на общем собрании не установлены тарифы на оплату жилья, то цена договора управления определяется, исходя из тарифов на оплату жилья, утверждаемых Администрацией города Лесосибирска»(л.д.31-47 т.2).

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований Губановой Т.В., руководствуясь приведенными положениями ст.ст.154,156, 158 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, суд первой инстанции исходил из того, что на общем собрании собственников данного многоквартирного дома не принималось решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения за период после 1 июля 2020г., поэтому такой размер правомерно установлен Администрацией г.Лесосибирска Красноярского края.

Суд первой инстанции учел то, что тариф на содержание жилого помещения, утверждался решением общего собрания от 24 июня 2019 года в размере 20 рублей 20 копеек и действовал в период с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года. С 1 июля 2020 года до принятия постановления от 25 декабря 2020 года №1350 собственниками помещений в жилом доме не разрешался вопрос об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Отвергая ссылки Губановой Т.В. на то, что отсутствовала возможность провести общее собрание собственников помещений в МКД из-за новой коронавирусной инфекции, суд первой инстанции указал на возможность проведения такого собрания в заочной форме.

Суд первой инстанции обосновал свои выводы тем, что тариф установлен с учетом предоставленного в материалы дела экономического обоснования от 30 июня 2020г., проведенного Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева по состоянию на 30 июня 2020 года, согласно которому в отношении спорного дома стоимость платы за содержание жилого помещения составила 43 рубля 99 копеек за 1 кв.м.

Суд первой инстанции принял во внимание то, что постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований, так как они основаны на верно установленных юридически значимых обстоятельствах дела, на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Так как на общем собрании собственников спорного многоквартирного дома до издания постановления Администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 25 декабря 2020 года №1350 не принималось решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а срок действия ранее установленного соответствующего размера истек 30 июня 2020г. то в силу ч.4 ст.158 ЖК РФ такой размер платы за содержание жилого помещения правомерно установлен органом местного самоуправления.

Доводы административного истца о необходимости считать пролонгированным решение общего собрания собственников помещений в жилом доме от 24.06.2019г. об определении тарифа в размере 20 рублей 20 копеек за 1 кв.м. помещения без ограничения по времени основаны на неверном толковании положений ч.4 ст.158 ЖК РФ и содержании решения общего собрания собственников помещений от 24.06.2019г., установившего конкретный срок действия такого размера платы до 30 июня 2020г.

Установленный тариф платы за содержание жилого помещения в размере 31,85 рублей за 1 кв.м., по мнению судебной коллегии, не является произвольным и не превышает экономически обоснованный в заключении от 30 июня 2020г., проведенном Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, тариф в размере 43 рубля 99 копеек за 1 кв.м.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительство Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» федеральный стандарт уровня платежей граждан составляет 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Судебная коллегия считает, что заложенный в тариф перечень работ по содержанию жилых помещений в спорном многоквартирном доме является необходимым для поддержания дома в работоспособном состоянии, отвечающем требованиям безопасности жильцов, и не содержит излишних видов работ либо расходов.

Поскольку постановление Администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 25 декабря 2020 года №1350 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения административного иска не имелось.

Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, предусмотренными Уставом города Лесосибирска Красноярского края, принятого Решением Лесосибирского городского Совета от 30.04.1997г. №19.

Так, согласно подп.12 п.1 ст.33 Уставом города Лесосибирска Красноярского края администрация города решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении города и не отнесенные действующим законодательством либо настоящим Уставом к компетенции городского Совета или Главы города в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

К компетенции городского Совета или Главы города решение вопроса об установлении размера платы за содержание жилого помещения Уставом г. Лесосибирска не отнесено.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что и было верно сделано судом первой инстанции.

Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового постановления, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 июня 2023г.