Судья Дорофеева Н.А. дело № 33-10904/2015
А-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Гаус Т.И.
судей Абрамовича В.В., Кучеровой С.М.
при секретаре Полынкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,
гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района Красноярского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения по подготовке котельной к отопительному периоду,
по апелляционной жалобе ООО «Ачинский РЖКС»
на заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 04 июня 2015 года, которым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворены частично.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском (с учетом уточнений), мотивируя тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления систематического надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и подготовке объектов города Ачинска и Ачинского района тепло-водоснабжения к отопительному сезону 2014-2015 годов была проведена внеплановая проверка технического состояния котельной на твердом топливе, расположенной в <адрес>, обеспечивающая тепловой энергией социально значимые объекты поселка п. Малиновка в Ачинском районе. Эксплуатация котельной осуществляется ООО «Ачинский РЖКС», арендодатель Муниципальное казенное учреждение «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района, собственник администрация Ачинского района.
Истец просил признать бездействие Администрации Ачинского района Красноярского края, и эксплуатирующей организации ООО «Ачинский РЖКС» в части ненадлежащей организации теплоснабжения населения поселка Малиновка Ачинского района, незаконным.
Обязать Администрацию Ачинского района Красноярского края, эксплуатирующую организацию ООО «Ачинский РЖКС», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в силу, произвести необходимый комплекс мер по подготовке котельной к безаварийной и безопасной работе в ОЗП 2014-2015 года, а именно обязать устранить выявленные в ходе проведенных проверок нарушения по подготовке котельной к отопительному периоду 2014-2015 года.
Определением Ачинского городского суда от 04 июня 2015 года производство по данному гражданскому делу в части исковых требований к Муниципальное казенное учреждение «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения по подготовке котельной к отопительному периоду прекращено, в связи с отказом от иска.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ООО «Ачинский РЖКС» просит заочное решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает на то, что судом безосновательно из числа ответчиков исключено МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района, так как оно является стороной по договору аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Малиновского сельсовета №, а также указывает на то, что виды работ указанные в решении суда не подпадают под условия договора аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ачинского межрайонного прокурора просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, заслушав прокурора Грекову Л.Р., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно подп. 4 ч. 1 ст. 14, подп. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. К вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; защита населения на территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления поселений.
Согласно требованиям п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 год), готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с требованиями ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, нежилое одноэтажное здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Муниципального образования Ачинский район Красноярского края, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2014 года.
Администрация Ачинского района Красноярского края является учредителем казенного учреждения «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района (МКУ «УС и ЖКХ»).
На основании постановления Администрации Ачинского района № 512-П от 27.06.2013 года, являющейся учредителем казенного учреждения «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района (МКУ «УС и ЖКХ»), вышеуказанное муниципальное имущество - нежилое одноэтажное здание котельной было передано последнему в оперативное управление.
30 декабря 2013 года между ООО «Ачинский РЖКС» и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района был заключен договор аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Малиновского сельсовета №, в соответствии с п.1.1 которого, арендодатель (МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района) передал, а арендатор (ООО «Ачинский РЖКС») принял в аренду объект недвижимости: нежилое одноэтажное здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, в целях добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов установленного качества, срок действия договора был установлен с 30.12.2013 г. по 28.12.2014 г. Имущество передано арендатору согласно акта приема-передачи.
Далее, 04 февраля 2015 года был заключен договор аренды этого же объекта на период с 29 декабря 2014 года по 31 мая 2015 года.
21 октября 2014 года Ачинской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления систематического надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и подготовке объектов города Ачинска и Ачинского района тепло-водоснабжения к отопительному сезону 2014-2015 г.г. была проведена проверка технического состояния котельной, и в результате проверки был выявлен ряд нарушений по подготовке котельной к отопительному сезону, часть которых впоследствии была устранена.
16 февраля 2015 года прокуратурой, с участием специалистов Ростехнадзора, вновь была проведена очередная комиссионная проверка соблюдения действующего законодательства по полноте принятых мер по подготовке Ачинского района Красноярского края к отопительному периоду 2014-2015 г., обеспечению тепловой энергией, безопасности эксплуатации энергетического оборудования котельных в условиях низких температур наружного воздуха в отношении технического состояния котельной на твердом топливе, расположенной по адресу: <адрес>, которая обеспечивает тепловой энергией социально значимые объекты поселка Малиновка Ачинского района.
26 сентября 2014 года между МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района и ООО «СибЭнергоМонтаж» был заключен муниципальный контракт предметом которого являлся капитальный ремонт котельной, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с которым был произведен капитальный ремонт котельной с переводом котла № 4 ДКВР 10-13 (Е10-1,4Р) в водогрейный режим. 11 февраля 2015 года ЗТО Енисейского управления Ростехнадзора было выдано разрешение на допуск в эксплуатацию котла № 4, 21 января 2015 г. на допуск в эксплуатацию котла № 1.
Начальником ЗТО Енисейского управления Ростехнадзора 23.04.2013 года запрещена эксплуатация котла № в связи с тем, что его эксплуатация производится без проведения экспертизы промышленной безопасности после отработки нормативного срока, который был установлен до октября 2012 года.
По результатам ранее проведенных проверок выявлены нарушения: не определено техническое состояние заземляющего устройства в соответствии с нормами испытания электрооборудования, нет паспорта на заземляющее устройство; нет годовых (сезонные и месячные) планов (графиков) ремонтов тепловых энергоустановок. Данные нарушения были устранены, что подтверждается справкой от 16.02.2015 г.
Кроме того, в ходе проверки были выявлены следующие нарушения: не определена периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей; не проводятся своевременно планово-предупредительные ремонты, модернизация электрооборудования; не проводятся визуальные осмотры для определения технического состояния видимой части заземляющего устройства; не проводится систематический контроль за зданиями и сооружениями; персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки не обеспечен спецодеждой.
По результатам комиссионной проверки, проведенной в феврале 2015 года, установлено, что данные нарушения частично устранены, до настоящего времени не устранены следующие нарушения: нет аварийного (эвакуационного) освещения в здании котельной, в помещениях не достаточное освещение, цветность излучения не соответствует проектной; внутренняя электропроводка, сети освещения и силовые электрические сети эксплуатируются свыше нормативного срока; нет протоколов и актов испытаний и измерений оборудования; строительная часть ВРУ-0,4кВ (конструкция здания и его элементов) не обеспечивает защиту электрооборудования от воздействия окружающей среды (влаги).
30 сентября 2014 года был составлен акт проверки готовности к работе к отопительному периоду 2014-2015 г. Проверка была осуществлена в отношении котельной на твердом топливе <адрес>, и несмотря на то что имелись нарушения «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утв. Приказом Минэнерго России № 103 от 12.03.2013 г., администрацией Ачинского района 01.10.2014 г. был выдан ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» паспорт готовности к отопительному периоду 2014-2015 г. в том числе в отношении указанного объекта.
После проведенной 13 февраля 2015 года проверки, ООО «Ачинский РЖКС» частично устранило нарушения и представило в Ростехнадзор следующие документы: протоколы испытаний электрооборудования от 05.03.2015 г.; журнал учета электрооборудования;_ремонтный журнал котельной п. Малиновка; акт обследования технического состояния здания от 26.12.2014 г. график обследования технического состояния зданий и сооружений на 2015 год; перечень 1.4 электроустановок; перечень 1.5 средств измерений; выписку из штатного расписания котельной п. Малиновка; перечень должностей и профессий I группы допуска; 5 протоколов проверки знаний; список 1.1 специалистов и работников, имеющих право выдавать наряд, отдавать распоряжения на производство работ в действующих тепловых энергоустановках, список лиц административно-технического персонала, которым разрешается ведение оперативных переговоров и переключений на 2014-2015 г., производственная инструкция № электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования; производственная инструкция № старшего машиниста (кочегара) – начальника смены котельной, производственная инструкция № машиниста (кочегара) котельной, производственная инструкция № уборщика производственных помещений; производственная инструкция № аппаратчика ХВО; инструкция № по охране труда уборщика производственных помещений; инструкция по охране труда № электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования; инструкция № по охране для персонала котельной по обслуживанию водогрейных котлов, работающих на твердом топливе; инструкция по охране труда № слесаря по ремонту оборудования котельной электромонтера по ремонту; инструкция по охране труда № машиниста (кочегара), в том числе занятого на удалении золы; инструкция по охране труда № по пожарной безопасности в котельной работающей на твердом топливе; однолинейная схема электроснабжения котельной <адрес>.
Разрешая спор, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации Ачинского района Красноярского края и ООО «Ачинский РЖКС», ввиду недоказанности указанного факта, а также удовлетворил частично заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора о возложении обязанности устранить нарушения по подготовке котельной к отопительному периоду, возложив обязанность на ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис», в течении шести месяцев установить аварийное (эвакуационное) освещение в здании котельной, достаточное освещение в помещениях, соответствие цветности излучения проектной; заменить в связи с эксплуатацией свыше установленного срока внутреннюю электропроводку, сети освещения и силовых электрических сетей в соответствии с нормативным сроком; определить периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей; осуществить своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов, модернизации электрооборудования; строительной частью ВРУ-0,4кВ (конструкция здания и его элементов) обеспечить защиту электрооборудования от воздействия окружающей среды (влаги); проводить визуальные осмотры для определения технического состояния видимой части заземляющего устройства по графику, но не реже 1 раза в 6 месяцев, результаты осмотров заносить в паспорт заземляющего устройства; обеспечить наличие актов или письменное указание руководителя Потребителя по разграничению сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между структурными подразделениями; обеспечить комплект производственных инструкций по эксплуатации электроустановок и комплекты необходимых должностных инструкций и инструкций по охране труда для работников; представить списки работников подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках; представить перечень сложных переключений, выполняемых по бланкам переключений; общие схемы электроснабжения, составленные по потребителю в целом и по отдельным цехам и участкам (подразделениям). В удовлетворении заявленных требований к администрации Ачинского района Красноярского края суд отказал.
При этом, возлагая вышеперечисленные обязанности на ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис», суд обоснованно исходил из того, что проведение указанных работ не является обязанностью собственника здания котельной, а должно производиться эксплуатирующей организацией-потребителем, что следует из п. 3.3.1- 3.3.6 договора аренды, заключенного между ООО «Ачинский РЖКС» и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района, в силу которого арендатор ООО «Ачинский РЖКС» обязался принять объект и использовать его по целевому назначению, обеспечить сохранность объекта, соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию объекта, эксплуатировать арендуемый объект в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. Кроме того, в соответствии с условиями договора аренды, арендатор обязан содержать объект в исправном состоянии, проводить текущий ремонт за свой счет, нести расходы на содержание арендуемого объекта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы ООО «Ачинский РЖКС» не состоятельными, поскольку они не основаны на фактически установленных обстоятельствах дела, из представленных доказательств следует, что именно на ООО «Ачинский РЖКС» была возложена обязанность по надлежащему проведению мероприятий по подготовке котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, северо-восточная зона №, квартал 6, №, по устранению выявленных в ходе проведенных проверок нарушений по подготовке котельной к отопительному периоду 2014-2015 года.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с оценкой суда представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 04 июня 2015 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Ачинский РЖКС» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: