НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 02.07.2012 № 33-4825/2012

Судья – Сумачева Н.В. 33-4825/2012

Б-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.,

судей: Охременко О.В., Тихоновой Т.В.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Грековой Л. Р.

при секретаре Золототрубовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах Шалейниковой А.А. , Комлевой Н.И., Туровой П.А., Миллер А.Э., Аавик Н.Е., Сипцовой З.К., Пунтус И.П., Горко А.К., Ховрич А.В., Кутынской В.Ф., Скидан Г.Р. Сафоновой Н.И. Симанович М.А., Никульской Л.Б., Чекрышовой Р.К. Колпаковой Т.Я., Шнаркиной Л.И., Лукьяновой Т.Е., Собениной М.К. Собенина И.К. Федчиковой Л.А., Алексеевич Л.П,, Иванченко А.А., Протасовой Л.С. к Управлению социальной защиты населения Администрации Абанского района возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Министра социальной политики Красноярского края,

на решение Абанского районного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Абанского района в интересах Шалейниковой А.А., Комлевой Н.И. Туровой П.А. Миллер А.Э. Аавик Н.Е. Сипцовой З.К., Пунтус И.П., Горко А.К., Ховрич А.В., Кутынской В.Ф., Скидан Г.Р., Сафоновой Н.И. Симанович М.А. Никульской Л.Б. Чекрышовой Р.К. Колпаковой Т.Я., Шнаркиной Л.И. Лукьяновой Т.Е. Собениной М.К., Собенина И.К. Федчиковой Л.А. Алексеевич Л.П., Иванченко А.А., Протасовой Л.С. к Управлению социальной защиты населения Администрации Абанского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки удовлетворить частично.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Абанского района произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том, числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления; 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.03.2009 года по 01.07.2010 года Шалейниковой А.А. Комлевой Н.И. Туровой П.А., Миллер А.Э. Аавик Н.Е. Сипцовой З.К., Пунтус И.П., Горко А.К. Ховрич А.В. , Кутынской В.Ф. Симанович М.А., Никульской Л.Б. Чекрышовой Р.К., Колпаковой Т.Я., Шнаркиной Л.И. (за период с 01.01.2010г. по 01.07.20 Юг), Лукьяновой Т.Е. Собениной М.К. Собенину И.К. Федчиковой Л.А., Алексеевич Л.П., Иванченко А.А. Протасовой Л.С.

В остальной части исковых требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Абанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Шалейниковой А.А., Комлевой Н.И., Туровой П.А., Миллер А.Э., Аавик Н.Е., Сипцовой З.К., Пунтус И.П., Горко А.К., Ховрич А.В., Кутынской В.Ф., Скидан Г.Р., Сафоновой Н.И., Симанович М.А., Никульской Л.Б., Чекрышовой Р.К., Колпаковой Т.Я., Шнаркиной Л.И., Лукьяновой Т.Е., Собениной М.К., Собенина И.К., Федчиковой Л.А., Алексеевич Л.П., Иванченко А.А., Протасовой Л.С. к Управлению социальной защиты населения Администрации Абанского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.03.2009 года по 01.07.2010 года.

Исковые требования мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками, проработавшими в сельской местности более 10 лет, вышедшими на пенсию и проживающими в сельской местности, имеют право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагоги-пенсионеры, однако меры социальной поддержки в период с 2007 года по 31 декабря 2011 года им не предоставлялись. Как было установлено в ходе проведенной проверки, указанным педагогам-пенсионерам с 2007 года до 01.01.2012 года предоставлялись меры социальной поддержки как ветеранам труда в размере 50% оплаты электроснабжения в пределах норматива потребления, 50 % оплаты приобретения и доставки твердого топлива, исходя из социальной нормы 22 кв.м., а для одиноко проживающих - 33 кв.м.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Красноярского края просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. По мнению ответчика, обязанность по предоставлению данной льготы является федеральным расходным обязательством и не относиться к полномочиям субъектов Российской Федерации. Кроме того, судом не принято во внимание, что истцы получали меры социальной поддержки в размере 50% оплаты жилья и коммунальных услуг как ветераны труда и инвалиды, то есть осуществили выбор на предоставление льгот по другим основаниям, в связи с чем не имеют права на перерасчет данной льготы как педагоги-пенсионеры.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Абанского района просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку оно принято в полном соответствии с законом, судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.

Представитель Министерства Финансов РФ в возражениях на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, указывая на то, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель территориального (районного) комитета Профсоюза в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, указывая на то, что право педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию на бесплатное пользование жилым помещением и освещение действующим законодательством не отменено, в связи с чем на педагогов-пенсионеров распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что и для работающих педагогов.

Предоставление мер социальной поддержки истцам является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Материальные истцы, представитель ответчика УСЗН Администрации Абанского района, представитель Министерства Финансов РФ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края –Грекову Л.Р., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, представителя Министерства социальной политики Красноярского края Калюскую С.А. (доверенность от 26.12.2011 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (действующими до настоящего времени), за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет.

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г.) педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

П.5 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", действовавшим до 1 июля 2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Законом Красноярского края от 07.02.2008 № 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. №318-П, установлен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению, в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

Законом Красноярского края от 10.06.2010г.№10-4691, вступившим в законную силу 01.07.2010 года, отменен закон Красноярского края от 07.02.2008 №4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.

В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29.12.2010г.№ 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которому педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.071992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Вместе с тем, в силу ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем на педагогов – пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.

Принимая во внимание, что истцы Шалейникова А. А., Комлева Н.И., Турова П.А., Миллер А.Э., Аавик Н.E., Сипцова З.К., Пунтус И.П., Горко А.К., Ховрич А.В., Кутынская В.Ф., Скидан Г.Р., Сафонова Н.И., Симанович М.А., Никульская Л.Б., Чекрышова Р.К., Колпакова Т.Я., Шнаркина Л.И., Лукьянова Т.Е., Собенина М.К., Собенин И.К., Федчикова Л.А., Алексеевич Л.П., Иванченко А.А., Протасова Л.С. работали в муниципальных образовательных учреждениях Абанского района учителями, имеют педагогический стаж работы в сельской местности каждый более 10 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцы имеют право на бесплатное жилое помещением с отоплением и освещением.

Из материалов дела следует, что в период с 01 марта 2009 года по 30 июня 2010 года Шалейникова А.А., Турова П.А., Миллер А.Э., Аавик Н.Е., Сипцова З.К., Пунтус И.П., Ховрич А.В., Кутынская В.Ф., Никульская Л.Б., Чекрышова Р.К., Лукьянова Т.Е., Собенина М.К., Собенин И.К., Алексеевич Л.П., Иванченко А.А., Протасова Л.С. - получили меры социальной поддержки как ветераны труда в размере 50%, Комлева Н.И. - как инвалид 3 группы в размере 50%, Симонович М.А., Горко А. К. - как инвалид 2 группы в размере 50%, Колпакова Т.Я. - как инвалид 3 гр. в 2009 году и как ветеран труда края в 2010 году в размере 50%,, Шнаркина Л.И. - как ветеран труда края в 2010 году в размере 50%, Федчикова Л.А. - как ветеран труда и инвалид 3 гр. с 01.03.2010г. в размере 50%.

Данные меры социальной поддержки в размере 50% оплаты предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов».

Меры социальной поддержки для педагогов предусматривают 100% оплаты жилой площади, освещения, отопления, включая твердое топливо, в связи с чем суд первой пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о перерасчете размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, за период с 01.03.2009 года по 01.07.2010 года, возложив данную обязанность на УСЗН администрации Абанского района.

При этом судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Абанского района заявленных в интересах Скидан Г.Р., Сафонова Н.И, Шнаркиной Л.И. (за 2009г.), поскольку указанные лица воспользовались льготой в размере 100% как действующие (работающие) педагоги.

Между тем, судебная коллегия находит данный вывод суда в части возложения обязанности на УСЗН Абанского района произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты освещения, исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края за период с 01.03.2009 года по 01.07.2010 год Шалейниковой А.А., Комлевой Н.И., Туровой П.А., Миллер А.Э., Аавик Н.Е., Сипцовой З.К., Пунтус И.П., Горко А.К., Ховрич А.В., Кутынской В.Ф., Симанович М.А., Никульской Л.Б., Чекрышовой Р.К., Колпаковой Т.Я., Шнаркиной Л.И.( за период с 01.01.2010 года по 01.07.2010 года), Лукьяновой Т.Е., Собениной М.К., Собенину И.К., Федчиковой Л.А., Алексеевич Л.П., Иванченко А.А., Протасовой Л.С., незаконным, так как в силу указанных выше положений закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, в период с 10.03.2008 года по 01.07.2010 года расходы на электроэнергию подлежат взысканию с электроснабжающих организаций, являющихся получателями средств (п.1 ст.1 Закона Красноярского края №4-1256 от 07.02.2008 года).

Таким образом, в удовлетворении требований прокурора в указанной части, предъявленных к УСЗН администрации Абанского района, следует отказать, так как иск в этой части предъявлен к ненадлежащему ответчику.

Выводы суда о возложении обязанности на УСЗН администрации Абанского района Красноярского края произвести истцам перерасчет оплаты на приобретение и доставку твердого топлива из расчета 100% по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, судебная коллегия находит обоснованными, так как педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, Управлением социальной защиты населения производились единовременные компенсационные выплаты на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления на основании Законов Красноярского края от 02.10.2008 года №7-2096 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2008 год» и от 08.10.2009 года №9-3687 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2009 год», в 2010 году на основании Закона Красноярского края №10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Из материалов дела следует, что Федчикова Л.И. и Протасова Л.С. не получали меры социальной поддержки на приобретение и доставку твердого топлива из-за отсутствия печного отопления, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах указанных лиц о возложении обязанности на УСЗН администрации Абанского района на перерасчет оплаты твердого топлива из размере 100%, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики Красноярского края о том, что истцы получали меры социальной поддержки по другим основаниям, что исключает взыскание разницы между выплатами, предоставляемыми как ветеранам труда, инвалидам и педагогическим работникам, судебная коллегия находит несостоятельными, так как получение таких мер (как ветеран труда или как инвалид) не может считаться добровольным выбором истцов между двумя основаниями получения льгот, поскольку о предоставлении льготы как ветерану труда и инвалиду истцами было заявлено только после прекращения возмещения расходов на оплату жилья как педагогам и такового выбора ответчиком предоставлено не было.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И ЛА:

Решение Абанского районного суда от 26 апреля 2012 года в части удовлетворения требований прокурора Абанского района в интересах Шалейниковой А.А., Комлевой Н.И., Туровой П.А., Миллер А.Э., Ааавик Н.Е., Сипцовой З.К., Пунтус И.П., Горко А.К., Ховрич А.В., Кутынской В.Ф., Скидан Г.Р., Сафоновой Н.И., Симанович М.А., Никульской Л.Б., Чекрышовой Р.К., Колпаковой Т.Я., Шнаркиной Л.И., Лукьяновой Т.Е,, Собениной М.К., Собенина И.К., Федчиковой Л.А., Алексеевич Л.П., Иванченко А.А., Протасовой Л.С. о возложении обязанности на УСЗН администрации Абанского района произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты освещения, исходя из объема электроэнергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края, отменить.

Принять в этой части новое решение, которым в иске прокурору Абанского района в интересах указанных лиц отказать.

Решение суда в части возложения обязанности произвести перерасчет мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления в отношении Федчиковой Л.А. и Протасовой Л.С. отменить, в иске отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Красноярска края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: