НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 01.08.2023 № 33А-9356/2023А-3

Судья Пацёра Е.Н. Дело 33а-9356/2023 А-3.198

УИД 24RS0028-01-2023-000316-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск 01 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Малякина А.В.

судей Штея Н.А., Славкина М.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.

административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю (далее - МИФНС России №24 по Красноярскому краю, Межрайонная ИФНС России № 24 по Красноярскому краю, МИФНС № 24) к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогам

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 10.05.2023 г., которым постановлено:

«Административные требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю:

недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020г. в размере 129 621 рубля,

штрафы за налоговые правонарушения, установленные гл.16 НК РФ (ст. 119, 122 НК РФ) в размере 500 рублей, а всего в размере 130 121 рубль.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 802,42 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 24 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) – 129 621 рубль, сумму штрафных санкций по п.1 ст. 122 НК РФ – 250 рублей, сумму штрафных санкций по п.1 ст. 119 НК РФ – 250 рублей, а всего - 130 121 рубль.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 не уплатил налог с доходов, полученных им в связи с отчуждением в 2020 г. недвижимого имущества, находящего у него в собственности менее 5 лет. В установленный срок до 30.04.2021 г. и на дату составления акта проверки ФИО1 налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 г. не представлена. Сумма налога к уплате по сроку 15.07.2021 г. за 2020 г. составляет 129 621 рубль (13% от суммы дохода 997 081 рубль), которая не оплачена. Кроме того, ответчик не оплатил штрафы за налоговые правонарушения, установленные гл.16 НК РФ (ст. ст. 119, 122 НК РФ). Направленное ФИО1 требование об оплате налогов и штрафа в установленный законом срок не исполнено.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просил его изменить, уменьшить сумму задолженности на 41 600 руб. – размер налогового вычета, который ему до настоящего времени не предоставлен налоговой инспекцией, несмотря на то, что налоговую декларацию он подал своевременно через сайт налоговой службы.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель МИФНС 24 ФИО2 ссылается на несостоятельность доводов жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.

В суде апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю ФИО3 дополнительно сообщила о том, что уточненная налоговая декларация ФИО1 до настоящего времени не представлена, вычет не оформлен. На момент вынесения решения вычета также не было. Поводом для камеральной проверки в отношении административного ответчика явилась поданная им декларация по форме 3-НДФЛ.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд апелляционной инстанции считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период (календарный год) от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.Согласно п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст. 228 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 214.10 НК РФ установлено, что если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Как видно из дела, у ФИО1 находилось в собственности менее пяти лет имущество, отчужденное им в 2020 г.:

- с 03.07.2017 г. по 26.08.2020 г., адрес: <адрес>

- с 13.11.2019 г. по 03.02.2020 г., адрес: <адрес>

- с 13.12.2016 г. - 30.10.2020 г., адрес: <адрес>

- с 24.10.2017 г. - 15.04.2020 г., адрес: <адрес>

Доходы, полученные административным ответчиком от продажи указанных объектов, не освобождались от налогообложения.

Предусмотренных законом оснований для уменьшения минимального срока владения судом первой инстанции обоснованно не установлено.

Декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 г. в срок не позднее 30.04.2021 г. административным ответчиком представлена не была. Требование налогового органа о предоставлении пояснений по поводу полученных от продажи имущества доходов ФИО1 оставлено без исполнения.

В этой связи с учётом положений ст. 214.10 НК РФ налоговым органом определены размеры полученного ответчиком дохода и налога, начисленного на него:

- по зданию с кадастровым номером 24:50:0400390:300 и кадастровой стоимостью 1 817 529 руб. (<адрес>), приобретенному за 1 000 000 руб., проданному за 623 300 руб., размер налога составил 35 395 рублей, исходя из следующего расчета (1 817 529 руб. х 0,7 - 1 000 000 руб.) х 13%, где кадастровая стоимость объекта, умноженная на понижающий коэффициент 0,7 составила 1 272 270,30 руб.;

- по объекту с кадастровым номером 24:50:0500152:499 (<адрес>) цена его приобретения - 1 400 000 руб., а продажи - 1 800 000 руб. С учетом того, что кадастровая стоимость составляла 1 418 420,76 руб., а стоимость продажи объекта превысила кадастровую, умноженную на понижающий коэффициент 0,7 (992 894,53 руб.), налог к уплате в бюджет был правильно рассчитан от большей стоимости и применены документально подтвержденные расходы (1 800 000 руб.– 1 400 000 руб.) * 13% = 52 000 руб.;

- по объекту с кадастровым номером 24:04:0301008:738 (<адрес>) применён понижающий коэффициент 0,7 к кадастровой стоимости в размере 149 730 руб. (104 811 рублей) при цене покупки объекта 100 000 руб. Налог рассчитан в сумме 625,43 руб., из расчета: (149 730 руб. *0,7 – 100 000 руб.) х 13%;

- по объекту с кадастровым номером 24:04:6503001:445 (<адрес>) понижающий коэффициент 0,7 обоснованно не применялся, поскольку стоимость продажи объекта превысила кадастровую стоимость объекта, умноженную на понижающий коэффициент 0,7 (218 404,09 руб.), налог к уплате в бюджет рассчитан от большей стоимости (920 000 руб. – 600 000 руб.) * 13%= 41 600 руб.

Общая сумма дохода, подлежащего налогообложению за 2020 г., составила 997 081 рубль (272 270,30 (1 817 529 руб. *0,7 - 1 000 000 руб.)) + 400 000 (1 800 000 руб. – 1 400 000 руб.) + 4 811 (149 730 руб. *0,7 – 100 000 руб.) + 320 000 (920 000 руб. – 600 000 руб.)), а сумма налога к уплате по сроку 15.07.2021 г. за 2020 г. - 129 621 рубль (13% от 997 081 руб.), которая оплачена не была.

Представленный административным истцом расчет налога мотивированно признан судом первой инстанции верным и подтверждается материалами дела.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с произведенным расчетом налога, равно как и с суммой сумма штрафа, составившей 25 924 рубля (129 621 руб. * 20%), размер которого налоговой инспекцией в соответствии со ст. 112,114 НК РФ был законно снижен до 250 рублей.

Судом проверены и правильно признаны не нарушенными налоговым органом сроки, предусмотренные ч.2,3 ст. 48 НК РФ.

Оценивая довод апеллянта о необходимости уменьшения взысканного налога на сумму налогового вычета, правом на который обладает истец, судебная коллегия находит его необоснованным, поскольку по смыслу статьи 220 НК РФ имущественный вычет носит заявительный характер. Поданная налогоплательщиком 31.03.2023 г. как первичная, а не уточнённая, декларация по доходам за 2020 года, обоснованно не принята налоговым органом. Впоследствии апеллянтом данная декларация не скорректирована. На законность принятого судебного решения факт подачи данной декларации не влияет.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 10.05.2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 04.08.2023 г.