НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 29.08.2022 № 33-25633/22

Судья Кашкаров С.В. Дело № 33-25633/22 (2-1474/22)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Гончаровой С.В.

судей Малахай Г.А., Абловацкой Е.С.

по докладу судьи Абловацкой Е.С.

при ведении протокола помощником судьи Цокуевым Р.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Двигулина Геннадия Николаевича к ГКУ КК – УСЗН в городе – курорте Анапа о признании решений об отказе в назначении мер социальной поддержки, как ветерану труда, незаконными, понуждении отменить решения и назначить меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов,

с апелляционной жалобой Двигулина Г.Н. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 мая 2022 года,

заслушав доклад судьи о содержании обжалуемого решения суда и апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Двигулин Г.Н. обратился в суд с иском к ГКУ КК - УСЗН в городе-курорте Анапе о признании незаконными решений об отказе в назначении ему ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понуждении ГКУ КК - УСЗН в городе-курорте Анапе отменить указанные решения и назначить ему ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану труда, с 02.01.2022, взыскании судебных расходов, обосновав требования тем, что с 18.11.2004 он является Ветераном труда. 29.12.2021 он обратился к ответчику с заявлениями о назначении ему ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 5 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», приложив к ним все необходимые документы. Однако, решениями ответчика отказано в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплате, в связи с отсутствием у него на дату подачи заявлений права на получение государственных услуг, ввиду недостижения им на момент подачи заявлений, возраста, дающего право на получение данных мер социальной поддержки.

Указанные решения считает необоснованными, поскольку подавая заявления за несколько дней до наступления возраста, дающего право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», для ветеранов труда, истец полагал, что имея статус «Ветеран труда», и учитывая, что назначение указанных мер социальной поддержки носит заявительный характер, а также то, что они назначаются с момента подачи заявления, но не ранее возникновения права на меры социальной поддержки, принимая во внимание наступавшие новогодние праздники, он имел законные основания обратиться в ГКУ КК - УСЗН в городе-курорте Анапе с заявлениями за три дня до достижения им возраста 60 лет. По мнению Двигулина Г.Н., действующее законодательство Краснодарского края не содержит запрета на досрочную подачу заявлений ранее возникновения права на получение тех или иных мер социальной поддержки. Таким образом, ГКУ КК - УСЗН в городе- курорте Анапе обязано было назначить ему, как «Ветерану труда», ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 02.01.2022, т.е. с момента возникновения права на получение мер социальной поддержки - достижения 60 лет.

Просил признать решения ГКУ КК - УСЗН в городе-курорте Анапе от 17.01.2022 № 019940/2202 об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и от 19.01.2022 №0191073/2202 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконными, обязать ГКУ КК - УСЗН в городе-курорте Анапе отменить указанные решения и назначить ему компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячную денежную выплату, начиная с даты возникновения права, с 02.01.2022, а также взыскать судебные расходы в размере 741 рубль.

Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 26 мая 2022 года Двигулину Г.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Двигулин Г.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить, ссылаясь на то, что судом неправильно определены сроки по рассматриваемым правоотношениям, связанным с обращением истца к ответчику с заявлениями о назначении мер социальной поддержки считает, что момент подачи заявления никак не связан с моментом возникновения права на получение указанных мер социальной поддержки, поскольку ему было присвоено звание «Ветеран труда», то он вправе был подать заявления на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Краснодарского края для ветеранов труда, ранее достижения им возраста, установленного законодательством Краснодарского края для получения мер социальной поддержки и у суда отсутствовали основания считать, что на день подачи заявлений истец не соответствовал статусу заявителя.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец поддержал доводы своей жалобы, представитель ответчика просил в удовлетворении жалобы отказать.

Остальные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения жалобы апеллянта и приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 указанного закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На основании частей 1 и 2 статьи 5 Закона от 15.12.2004 № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» (далее - Закон № 808-КЗ) ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются меры социальной поддержки, установленные указанной статьей.

Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 статьи 5 Закона №808-КЗ, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с указанной статьей предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 6 Закона №808-КЗ меры социальной поддержки предоставляются при условии постановки на учет в органах социальной защиты населения. Порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается администрацией Краснодарского края.

Согласно пунктам 4, 12.1, 14 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.09.2005 № 860 (далее - Порядок № 860), ежемесячная денежная выплата устанавливается ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а для получающих пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), ежемесячная денежная выплата устанавливается при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца обращения со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является несоответствие статуса заявителя ни одной из указанных в пункте 2 Порядка № 860 категорий.

Пунктом 1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края, утвержденным приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 27.02.2018 № 228 (далее - Административный регламент № 228), также предусмотрено, что заявителями на получение государственной услуги являются граждане, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края: ветераны труда - граждане Российской Федерации, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности; ветераны труда - граждане Российской Федерации, получающие пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено абзацем 2 настоящего подраздела Регламента, либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно подпункту 2.10.2 пункта 2.10 Административного регламента № 228 одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие статуса заявителя ни одной из указанных в подразделе 1.2 данного Административного регламента категорий.

Согласно пунктам 2, 20, 22 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающим в Краснодарском крае, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 №811 (далее - Порядок № 811), компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом от 15.12.2004 № 808-КЗ.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, на основании заявления.

Основанием для отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является несоответствие гражданина требованиям, установленным Порядком № 811.

Исходя из указанных положений, нормативных правовых актов Краснодарского края, для обращения за получением мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, необходимо наличие присвоенного статуса «Ветеран труда» и достижение заявителем соответствующего возраста 60 лет, либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а для ветеранов труда, получающих пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу) - достижение ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Из материалов дела следует, что на день обращения за установлением ежемесячной денежной выплатой и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Двигулин Г.Н. не достиг ни возраста 60 лет, ни возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем он не соответствовал статусу заявителя ни одной из указанных в пункте 2 Порядка от 15.09.2005 №860 и пункте 1.2 Административного регламента от 27.02.2018 №228 категорий, а также требованиям, установленным Порядком от 18.09.2006 № 811.

Согласно пункту 14 Порядка от 15.09.2005 № 860 ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца обращения со всеми необходимыми документами.

Согласно пункту 20 Порядка от 18.09.2006 № 811 компенсация на ЖКУ назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, на основании заявления на срок действия документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки.

Таким образом, законодательством Краснодарского края установлены сроки назначения данных выплат, которые не могут быть изменены по желанию истца. Назначение указанных выплат со 02.01.2022, как требует истец, прямо противоречит пунктам 14 Порядка от 15.09.2005 № 860 и 20 Порядка от 18.09.2006 № 811.

Кроме того, при установлении сроков назначения ежемесячной денежной выплаты истец исходит из недействующей редакции пункта 14 Порядка от 15.09.2005 № 860.

С 10.03.2010 на основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.02.2010 №72 пункт 14 Порядка от 15.09.2005 № 860 был изложен в новой редакции «Ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца обращения со всеми необходимыми документами».

Доводы жалобы о том, что суд не применил нормы права, регулирующие сходные отношения по аналогии с пенсионным законодательством, ссылаясь на приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н, который допускает возможность обращения за страховой пенсией до наступления пенсионного возраста, являются необоснованными.

Пунктом 2 приказа Минтруда России от 05.08.2021 №546н приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н признан утратившим силу с 01.01.2022.

С 01.01.2022 вступили в силу Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе, работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе, лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н (далее - Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н).

Согласно пункту 1 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н, они определяют порядок обращения за страховой пенсией, в том числе, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), долей страховой пенсии по старости, накопительной пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим), единовременной выплатой средств пенсионных накоплений, рассмотрения этих обращений, определяют порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, назначения единовременной выплаты, правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.11.2011 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Доводы истца о возможности применения к данным правоотношениям регулирования по аналогии с пенсионным законодательством являются необоснованным и незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки ветеранам труда установлены Законом от 15.12.2004 №808-КЗ, не имеют отношения к пенсионным выплатам и не регулируются пенсионным законодательством Российской Федерации.

Предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда указанные нормативные правовые акты Краснодарского края связывают с возникновением права на их получение (достижение соответствующего возраста) и не допускают возможности назначения мер социальной поддержки досрочно.

Подав заявление и документы досрочно, до достижения права на получение мер социальной поддержки, истец не учел, что указанными нормативными правовыми актами Краснодарского края не предусмотрена возможность установления выплат ветеранам труда со дня возникновения права на получение мер социальной поддержки.

Таким образом, учитывая, что на момент подачи заявлений Двигулин Т.Н. не достиг возраста 60 лет либо возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», у него отсутствовало право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных статьей 5 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», истец не соответствовал статусу заявителя ни одной из указанных в пункте 2 Порядка от 15.09.2005 № 860 и пункте 1.2 Административного регламента от 27.02.2018 №228 категорий, а также требованиям, установленным Порядком от 18.09.2006 № 811.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив вышеназванные по делу обстоятельства, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Двигулиным Г.Н. требования.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, при правильном применении норм материального права.

Выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном установлении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для настоящего гражданского дела, являются несостоятельными и опровергаются материалами настоящего гражданского дела.

Оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Двигулина Г.Н. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи: