НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 29.07.2021 № 2А-4394/2021

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-26414/2021

№ 2а-4394/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2021 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Онохова Ю.В.

судей: Леганова А.В., Суслова К.К.

при секретаре Шепилове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаврилец С.С. к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе Гаврилец С.С. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 12 мая 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,

установила:

Гаврилец С.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными бездействия по формированию Перечня и предоставлении её многодетной семье земельного участка в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-K3 «О предоставлении граждан имеющим трёх и более детей, в собственность бесплатно земельных участь находящихся в государственной или муниципальной собственности» указав, что 27 сентября 2016 года Гаврилец С.С. включена в список граждан, имеющих трех и более детей, принятых на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в аренду. Гаврилец С.С. обратилась к административному ответчику с требованием о предоставлении её семье в собственность земельного участка в пределах муниципального образования город Краснодар либо выплате денежной компенсации стоимости земельного участка, соответствующей среднерыночной стоимости аналогичного земельного участка. По результатам рассмотрения обращения Администрацией муниципального образования город Краснодар 1 марта 2021 года отказано в силу отсутствия в муниципальной собственности достаточного количества земельных участков, необходимых для обеспечения нуждающихся многодетных семей, проводятся работы по изысканию свободных участков. Несмотря на требования закона, администрацией нарушены установленные законом сроки формирования перечня земельных участков для предоставления многодетным семьям и сроки распределения земельных участков, земельный участок её семье не предоставлен.

Не согласившись с постановленным по делу судебным решением Гаврилец С.С. подана апелляционная жалоба в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных требований, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Гаврилец С.С., представители Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части, по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гаврилец С.С. является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением многодетной семьи от 15 июня 2020 года № 806.

С 15 июля 2016 года Гаврилец С.С. включена в список граждан, имеющих трёх и более детей, принятых на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка.

5 ноября 2020 года Гаврилец С.С. обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с требованием о предоставлении её семье в собственность земельного участка в пределах муниципального образования город Краснодар либо выплате денежной компенсации стоимости земельного участка, соответствующей среднерыночной стоимости аналогичного земельного участка, обеспеченного необходимой инфраструктурой для осуществления строительства и получения необходимых жилищно-коммунальных услуг.

По результатам рассмотрения обращения административного истца, Департаментом муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар Гаврилец С.С. доведено до сведения что распределение земельных участков осуществлялось состоящими на учёте заявителями в порядке очерёдности в присутствии комиссии по распределению земельных участков. После утверждения нового перечня распределение земельных участков будет осуществляться между состоящими на учете заявителями в порядке очередности. При этом орган местного самоуправления не обладает достаточными земельными ресурсами для удовлетворения существующей потребности всех многодетных семей состоящих на учете.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции принял во внимание что предоставление земельных участков осуществляется в той хронологической последовательности, в какой поступили заявления, при этом в настоящее время не обеспечены земельными участками многодетные семьи, обратившиеся с заявлениями ранее чем административный истец и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления в указанной части.

Кроме того судом первой инстанции правомерно дана оценка исковому требованию в части выплаты административному истцу денежной компенсации взамен предоставления земельного участка, поскольку денежная компенсация взамен предоставления земельного участка, в порядке, установленном для граждан, имеющих трёх и более детей Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-K3 «О предоставлении граждан имеющим трёх и более детей, в собственность бесплатно земельных участь находящихся в государственной или муниципальной собственности» не предусмотрена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанных частях, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены совокупностью доказательств, правильно оцененных нижестоящим судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку применительно к названным нормам процессуального права и требованиям частей 2, 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд верно распределил бремя доказывания между сторонами, при этом обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, которые возлагаются на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Однако судом нижестоящей инстанции при разрешении спора допущены нарушения норм материального права влекущие отмену вынесенного судебного акта в части разрешения административных требований Гаврилец С.С. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по не утверждению нового перечня предоставления земельных участков для категории граждан имеющих трёх и более детей, состоящей на учете, выражающиеся в следующем.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного кодекса.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Порядок и условия предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края определен Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-K3 «О предоставлении граждан имеющим трёх и более детей, в собственность бесплатно земельных участь находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085 - КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания) высотой не выше трех надземных этажей.

Исходя из пункта 1 статьи 6 указанного выше Закона Краснодарского края, в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень.

Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.

В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В данный Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что административный ответчик отказал Гаврилец С.С. имеющей трех и более детей в предоставлении земельного участка в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку не утвержден и не опубликован очередной перечень земельных участков предназначенных для представления гражданам имеющим трех и более детей.

Однако, нижестоящим судом при разрешении спора не принято во внимание, что включенная с 15 июля 2016 года Гаврилец С.С. в список граждан, имеющих трёх и более детей и состоящая на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, не реализовала право на получение земельного участка в силу отсутствия Перечня земельных участков предназначенных для предоставления в собственность бесплатно заявителю в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Вместе с тем доказательств подтверждающих наличие уважительных причин невыполнения административным ответчиком своих обязательств перед административным истцом, в части формирования и утверждения вышеуказанного Перечня, в соответствии с приведенными выше нормами права, в материалах административного дела не содержится и администрацией муниципального образования не представлено.

Изложенное свидетельствует о незаконном бездействии в указанной части проявленном административным ответчиком, поскольку не принято надлежащих мер направленных на включение уполномоченным органом в Перечень земельных участков предназначенных для предоставления административному истцу в собственность бесплатно в соответствии с требованиями закона для последующей реализации права на получение земельного участка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о неправильном применении и толковании судом первой инстанции норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения в данной части, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение нижестоящего суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения по делу об удовлетворении административных требований в данной части.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара от 12 мая 2021 года отменить в части и принять по делу новое решение.

Административные исковые требования Гаврилец С.С. к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия в части формирования и утверждения Перечня земельных участков в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования город Краснодар по утверждению Перечня земельных участков в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В остальном решение Первомайского районного суда города Краснодара от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаврилец С.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, в течение шести месяцев со дня вынесения, через суд первой инстанции.

Председательствующий Ю.В. Онохов

Судьи: А.В. Леганов

К.К. Суслов