НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 29.06.2022 № 2-9008/2021

Судья – Лаптева М.Н. Дело № 33-17702/2022

№ 2-9008/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 29 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Бондаренко М.В., Абловацкой Е.С.,

при ведении протокола помощником судьи Леоновой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорольского В.А. к ГУ - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю об установлении юридического факта работы в учреждениях здравоохранения, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе ГУ – отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 22 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бондаренко М.В., выслушав пояснения представителя ответчика по доверенности Беляевой Ю.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца по доверенности Поповой М.И., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику об установлении юридического факта работы в учреждениях здравоохранения, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование требований истец указал на то, что с он осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако решением от ему в назначении пенсии было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При подсчете специального стажа не включен период работы с по (4 года 2 месяца 15 дней) в должности ассистента кафедры акушерства и гинекологии педиатрического и стоматологического факультетов ФГБОУ «Кубанский государственный медицинский университет», а также период с по в должности внешнего совместителя врача акушера-гинеколога консультативного отделения перинатального центра МБУЗ «КМЛДО» на 0,5 ставки. Пенсионным органом указано об отсутствии оснований для включения данных периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку должность ассистента не предусмотрена нормативно-правовыми актами, а «перинатальный центр» в перечне структурных подразделений, работа в которых дает право на исчисление специального стажа, не поименован. С данным решением ответчика истец не согласен, поскольку в период с по он работал в должности врача акушера-гинеколога на кафедре акушерства и гинекологии в Базовой акушерско-гинекологической клинике (Центр матери и ребенка) ФГБОУ ВО КУБГМУ Министерства здравоохранения РФ, с по в должности внешнего совместителя врачом акушером-гинекологом в консультативном отделении Перинатального центра МБУЗ (Родильный дом) «Городская больница № 2 КМЛДО» Министерства здравоохранения РФ, и некорректное ведение трудовых книжек специалистами отдела кадров ограничивает право Хорольского В.А. на досрочное пенсионное обеспечение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просил суд установить юридический факт работы в учреждениях здравоохранения, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: в должности врача акушера-гинеколога на кафедре акушерства и гинекологии с по в Базовой акушерско-гинекологической клинике (Центр матери и ребенка) ФГБОУ ВО КУБГМУ Министерства здравоохранения РФ; в должности внешнего совместителя врачом акушером-гинекологом с по в консультативном отделении Перинатального центра МБУЗ (Родильный дом) «Городская больница № 2 КМЛДО» Министерства здравоохранения РФ; обязать ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю включить в информационную базу данных Пенсионного фонда РФ сведения о специальном стаже за период с по и с по , дающие право ему на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения в УПФР, то есть с .

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 22 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:

- установить юридический факт периодов работы Хорольского В.А., года рождения, в учреждениях здравоохранения, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: в должности врача акушера-гинеколога на кафедре акушерства и гинекологии с по в Базовой акушерско-гинекологической клинике (Центр матери и ребенка) ФГБОУ ВО КУБГМУ Министерства здравоохранения РФ; в должности внешнего совместителя врачом акушером-гинекологом с по в консультативном отделении Перинатального центра МБУЗ (Родильный дом) «Городская больница № 2 КМЛДО» Министерства здравоохранения РФ;

- обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю включить в информационную базу данных Пенсионного фонда РФ сведения о специальном стаже за период с по и с по , дающие право Хорольскому В.А. на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев;

- признать за Хорольским В.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения в УПФР, то есть с .

В апелляционной жалобе начальник юридического управления ГУ - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю Ковальский С.С. полагает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным в нарушение норм материального и процессуального права. Обращает внимание суда, что представленные истцом доказательства о проведенных в данный период операциях являются необоснованными, поскольку выполнение операций в данный период осуществлялось в рамках ведения научной деятельности, а не трудовой, что противоречит нормам трудового законодательства. Просит обжалуемое решение суда отменить и принять по настоящему делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав позицию представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Хорольский В.А. имеет высшее профессиональное образование по профессии врач, дающее ему право заниматься лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Хорольский В.А. обратился в пенсионный орган – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Западном округе г. Краснодара с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара от Хорольскому В.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Специальный стаж лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения на 25.08.2020г. составил (с учетом Правил исчисления специального стажа Постановления от 29.10.2002г. № 781) 22 года 8 месяцев 1 день (Т.1 л.д. 19-23).

5.08.2021г. Хорольский В.А. вновь обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Западном округе г. Краснодара с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара от Хорольскому В.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Специальный стаж лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения на 5.08.2021г. составил (с учетом Правил исчисления специального стажа Постановления от 29.10.2002г. № 781) 27 лет 6 месяцев 0 дней (Т.1 л.д. 26-30).

При расчете специального стажа Хорольскому В.А., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, пенсионным органом не были включены следующие периоды его трудовой деятельности: с по (4 года 2 месяца 15 дней) в должности ассистента кафедры акушерства и гинекологии педиатрического и стоматологического факультетов ФГБОУ «Кубанский государственный медицинский университет», а также период с по в должности внешнего совместителя врача акушера-гинеколога консультативного отделения перинатального центра МБУЗ «КМЛДО» на 0,5 ставки. Пенсионным органом указано об отсутствии оснований для включения данных периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку должность ассистента не предусмотрена нормативно-правовыми актами, а «перинатальный центр» в перечне структурных подразделений, работа в которых дает право на исчисление специального стажа, не поименован.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что в спорные периоды с по и с по , истец работал по специальности врача на должности врача акушера-гинеколога в государственных образованиях и учреждениях Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции разрешил спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, бремя доказывания юридически значимых обстоятельств распределено между сторонами правильно.

Согласно п.п «н» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340- 1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из содержания трудовой книжки истца следует, что с по он переведен на 0,75 ставки должности ассистента кафедры акушерства и гинекологии педиатрического и стоматологического факультета до избрания по конкурсу, с по избран по конкурсу на должность ассистента кафедры акушерства и гинекологии педиатрического и стоматологического факультета на контрактной основе.

Исходя из архивной справки от приказом -л от Хорольский В.А. с принят на работу в Кубанскую государственную медицинскую академию на 0,5 ставки должности ассистента кафедры акушерства и гинекологии педиатрического и стоматологического факультетов по совместительству, где осуществлял трудовую деятельность до и был уволен по собственному желанию.

В силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Административно-правовой статус государственных учреждений не имеет законодательного урегулирования и не определяет понятия государственного учреждения как субъекта административно-правовых отношений.

На сегодняшний день не существует регулирования взаимоотношений между Министерством здравоохранения Российской Федерации и подведомственными ему государственными учреждениями. Между тем большинство федеральных государственных учреждений и государственных учреждений субъектов Российской Федерации образуются соответствующими органами исполнительной власти, находятся в их ведении.

При этом согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность, не являются основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 отражено, что врачи всех специальностей (кроме врачей- статистов), осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований)» (пункт 8), включены в Список лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения № 65 от 02.04.1993 в Кубанской медицинской академии на базе Краснодарского краевого клинического научно-методического центра матери и ребенка создана Базовая акушерско-гинекологическая клиника на базе Краснодарского краевого клинического научно- методического Центра матери и ребенка, которая является основной гинекологической базой кафедры акушерства и гинекологии Кубанского государственного медицинского университета. В структуре образованной Базовой клиники помимо поликлиники имеются отделения консервативной и оперативной гинекологии, а также дневной стационар.

В п. 4.7.4. Приказа Минздрава РФ № 228 от 29.09.1993 ассистенты кафедр привлекаются к работе в данных клинических лечебно-профилактических учреждениях.

Как следует из содержания пунктов 6.1.-6.4. раздела 6 Устава Кубанского Государственного Медицинского института выполнение лечебно-диагностической деятельности осуществляется профессорско-преподавательским составом клинических кафедр, научным персоналом научно-исследовательских подразделений, а также докторантами, аспирантами, стажерами, интернами, клиническими ординаторами, врачебным персоналом клиник на базе клиник института и лечебно- профилактических учреждений, расположенных в г. Краснодаре и Краснодарском крае.

Клиники представляют собой лечебно-диагностические подразделения института, обеспечивающие оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению. Клиники являются составной частью единого учебно-научно-производственного комплекса.

Клиники по разрешению института могут быть наделены правом юридического лица.

Профиль и структура коечного фонда клиник, объем консультативно- диагностической работы определяются ректоратом с учетом задач учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельности, а также потребности практического здравоохранения.

Хорольский В.А. в период с по работал в учреждении, образованном Министерством здравоохранения РФ, имеющим в своем составе структурное лечебно-диагностические подразделение - Базовую акушерско-гинекологическую клинику (Центр матери и ребенка), осуществляющем практическую клиническую медицинскую деятельность.

Лечебная деятельность Хорольского В.А. в указанный период подтверждается журналами хирургических операций и лапаратомий в ГБУЗ «Родильный дом № 4», ГБУЗ «ККБ № 2», а также справкой ГБУЗ «ККБ № 2» от о начислении помесячного заработка работнику с 1994 по 2001 годы.

В пункте 2 примечаний Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22.07.1982 № 715; Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395; Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 № 229; Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 № 627 указано, что специализированные отделения, а также лечебно-профилактические учреждения, входящие в состав высших медицинских учебных заведений, используемые с целью преподавания высшими медицинскими учебными заведениями, являются клиниками.

Согласно действующей Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 №529н, учреждения, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников (клинические базы), являются клиниками.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Хорольский В.А. в период с по работал в учреждении, образованном Министерством здравоохранения Российской Федерации, выполняющих иную медицинскую деятельность по охране здоровья населения, истец работал по специальности - врач, а запись «ассистент», не является специальностью либо должностью, а является ученым званием либо квалификацией, что свидетельствует о ненадлежащем заполнении трудовой книжки сотрудником отдела кадров.

Это обстоятельство, а именно неверное указание в трудовой книжке наименования должности, наименования специальности, наименование профессии с указанием квалификации, послужило основанием для не включения Пенсионным фондом в специальный стаж указанного периода.

Между тем ненадлежащее заполнение работодателем трудовой книжки не может повлечь негативных последствий и ограничить право истца на пенсионное обеспечение.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с по истец совмещал работу в консультационном отделении перинатального центра на 0,5 ставки.

Вместе с тем пенсионный орган в своем решении не принял к зачету данный период, поскольку в перечисленном пунктом 6 Правил Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 перечне структурных подразделений «перинатальный центр» не предусмотрен.

Однако в п. 1.6.5. Приказа Минздрава РФ от 03.11.1999 № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» включены перинатальные центры.

Кроме того, в Положении о перинатальном центре отмечено, что данный центр оказывает лечебно-консультативную помощь женщинам и новорожденным детям.

Согласно в п. 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года (в редакции № 449 от 26 мая 2009 года) в графе «Наименование должностей» отражено «Врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), а в графе «Наименование учреждений» отражено Больницы всех наименований.

В пункте 2 примечаний Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года № 715; Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395; Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003 года № 229; Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 627 указано, что специализированные отделения, а также лечебно-профилактические учреждения, входящие в состав высших медицинских учебных заведений, используемые с целью преподавания высшими медицинскими учебными заведениями, являются клиниками.

Согласно действующей Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 529н, учреждения, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников (клинические базы), являются клиниками.

Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.

При этом, отсутствие в номенклатуре государственных и муниципальных учреждений конкретного учреждения, учредителем которого является Министерство здравоохранения Российской Федерации, не может являться основанием для ограничения прав при обращении за назначением пенсии.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных п.п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пунктам 1, 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05 мая 2008 года № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» - «ассистент» и «профессор» является уровнем квалификации, но не должностью.

На основании Приказа № 1620 от 25.12.2014 «Об утверждении Админист-ративного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента», «профессор» не является ни должностью, ни профессией, ни специальностью, а является ученым званием.

На основании пунктов 2.8, 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162, действовавшей до издания Постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 в трудовую книжку вносятся сведения о работе, которые должны полностью соответствовать подлиннику приказа или распоряжения. В графе 3 раздела «Сведения о работе» указывается полное наименование предприятия, а также «принят или назначен» наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.

Согласно Постановлению Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшего до издания Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагалась на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое руководителем предприятия, учреждения, организации.

Согласно пункту 3.1. Постановления Минтруда РФ от 10 октября 2003 года № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек», в графе 3 раздела «Сведения о работе» в трудовой книжке делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования, наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

В силу пункта 2.1. Постановления Минтруда России от 10 октября 2003 года № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» Правилами ведения трудовых книжек предусмотрено внесение сведений о профессии и/или специальности работника, указываемые на первой странице (титульном» листе) трудовых книжек.

В соответствии с п. 5.1. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28 августа 2008 № 462н «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, перечислены наименования должностей «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня», «Средний медицинский и фармацевтический персонал»; «Врачи и провизоры».

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 1 ноября 1999 по 15 июля 2003 истец работал по специальности - врач в учреждениях здравоохранения, выполняющих иную медицинскую деятельность по охране здоровья населения, что отражено на титульном листе в его трудовой книжке, а записи «ассистент», «профессор» не является специальностью либо должностью, а является ученым званием либо квалификацией, что свидетельствует о ненадлежащем заполнении трудовой книжки сотрудником отдела кадров.

При этом, неверное указание в трудовой книжке наименования должности, наименования специальности, наименование профессии с указанием квалификации, послужило основанием для не включения Пенсионным фондом в специальный стаж указанного периода.

Между тем, ненадлежащее заполнение работодателем трудовой книжки не может повлечь негативных последствий и ограничить право заявителя на пенсионное обеспечение.

Следовательно, должность врача акушера-гинеколога, а также место работы – акушерско-гинекологическая клиника, указанному выше Списку соответствуют.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в спорные периоды с по , с по , истец работал по специальности врача на должности врача акушера-гинеколога в государственных образованиях и учреждениях Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

С учетом изложенного, при разрешении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями процессуальных норм.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ – отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий: Быстров А.Н.

Судьи: Бондаренко М.В.

Абловацкая Е.С.