НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 29.03.2016 № 33-7020/2016

Судья –< Ф.И.О. >2 Дело <...>

Апелляционное определение

29 марта 2016 года <...>

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >7,

судей < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >8

по докладу судьи < Ф.И.О. >6,

при секретаре < Ф.И.О. >4,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе начальника ИФНС России <...>< Ф.И.О. >5 на определение Приморского районного суда <...> Краснодарского края от <...>.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

обжалуемым определением суда заявление ИФНС России по <...> к < Ф.И.О. >1 об обязании представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, оставлено без рассмотрения.

В частной жалобе начальник ИФНС России <...>< Ф.И.О. >5 выражает несогласие с определением суда, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, в апелляционную инстанцию не явились, извещались судом первой инстанции надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, проверив доводы частной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по <...> обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать < Ф.И.О. >1 представить в ИФНС России по <...> декларацию о доходах физического лица за 2014 г. по форме 3-НДФЛ. В обосновании сослалась на сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, согласно которым < Ф.И.О. >1 реализовал принадлежавшее ему на праве собственности имущество, однако в нарушение ст. 229 НК РФ не предоставил налоговую декларацию и не уплатил сумму налога на доходы физических лиц.

В силу п.1 ч.1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Оставляя заявление без рассмотрения суд первой инстанции исходил из положений части 3 статьи 222 ГПК РФ, согласно которым иск подан лицом, не имеющим полномочий для подачи соответствующего заявления.

Однако указанный вывод суда судебная коллегия не может признать правильным, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 209НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации, в том числе относятся доходы от реализации недвижимого имущества находящегося в Российской Федерации.

Пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ установлена обязанность физических лиц, получивших доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав самостоятельно исчислить сумму налога и уплатить ее в бюджет.

В п. 1 ст. 229 НК РФ указано, что налоговая декларация представляется данными налогоплательщиками, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего кодекса. В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Из представленных материалов дела следует, что согласно сведеньям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1 реализовал принадлежавшие ему на праве собственности:

1) 29.01.2014г. - земельный участок с кадастровым <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>< Ф.И.О. >1, 8 (дата возникновения права собственности - <...>);

2) 28.01.2014г. квартиру с кадастровым <...>, расположенную по адресу: Краснодарский край, <...> (дата возникновения права собственности ­<...>);

3) 24.01.2014г. квартиру с кадастровым <...>, расположенную по адресу: Краснодарский край, <...> (дата возникновения права собственности ­<...>);

4) 22.01.2014г. квартиру с кадастровым <...>, расположенную по адресу: Краснодарский край, <...> (дата возникновения права собственности ­<...>);

5) <...> нежилое помещение с кадастровым номером <...>, расположенную по адресу: Краснодарский край, <...>.

Таким образом, в соответствии с п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ в связи с реализацией принадлежащего имущества ответчик обязан был самостоятельно исчислить сумму налога в налоговой декларации и уплатить ее в бюджет. Однако, < Ф.И.О. >1 в нарушение требований ст. 229НК РФ не была представлена в ИФНС России по <...> по месту учета, декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год по сроку представления <...> и не была уплачена соответствующая сумма налога на доходы физических лиц.

Согласно ст. 1 Закона РФ от <...> N 943-1 (ред. от <...>) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Одновременно, согласно ст. 6. главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, предъявление ИФНС России по <...> искового заявления об обязании < Ф.И.О. >1 представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 г, является одной из форм реализации прав налогового органа, а так же одной из форм осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов.

Нарушение срока предоставления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц ведет к несвоевременному поступлению налога в бюджет, создает дефицит бюджета, что приводит к недостаточному финансированию социально значимых программ развития государства, несвоевременной выплате пенсионного и медицинского обеспечения как работников организаций различных форм собственности, так и пенсионеров и социально незащищенных граждан.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что определение Приморского районного суда <...> Краснодарского края от <...> нельзя признать законным, и оно подлежит отмене, а материалы дела - направлению для рассмотрения в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

частную жалобу начальника ИФНС России <...>< Ф.И.О. >5 - удовлетворить.

Определение Приморского районного суда <...> Краснодарского края от <...> - отменить.

Дело возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.

Председательствующий:

Судьи: