Судья – Осташевский М.А. Дело № 33-12489/20 (№ 2а-144/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» мая 2020 года г.Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.
и судей Гриценко И.В., Пшеничниковой С.В.
по докладу судьи Одинцова В.В.
при секретаре - помощнике судьи Востряковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Гмызовой < Ф.И.О. >9 к Управлению Пенсионного фонда России в Абинском районе о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии, по апелляционной жалобе Гмызовой Т.В. на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 21 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Гмызова Т.В. обратилась в Абинский районный суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда России в Абинском районе, в котором просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Абинском районе Краснодарского края от 13 ноября 2019 года об отказе в перерасчете пенсии Гмызовой Т.В. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Абинском районе Краснодарского края произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом размера заработка за периоды работы с 01 апреля 1992 года по 31 марта 1994 года в муниципальном Казенном учреждении «Административно-технического управления городского поселения Щелкино.
Требования обоснованы тем, что с 11 июня 2015 года она является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер пенсии по состоянию на 01 августа 2019 года составил 8 784 рубля 27 коп., в том числе страховая пенсия 3 450 рублей 08 коп., фиксированная пенсия 5 334 рубля 19 коп. 10 сентября 2019 года Она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Абинском районе о перерасчете размера страховой пенсии по старости, предоставив справку от <Дата> о размере ее заработка за периоды работы в Муниципальном Казенном учреждении «Административно-технического управления городского поселения Щелкино» Республики Крым с 1986 года по 1994 год. При исчислении размера пенсии Управлением Пенсионного фонда был выбран период с 01 апреля 1987 года по 31 марта 1992 года. Таким образом, специалистами фонда для расчета пенсии был выбран наиболее не выгодный для нее период, поскольку размер заработка был не высок. Не согласившись с избранным периодом работы для начисления пенсии, истица обратилась в УПФ РФ в Абинском районе с заявлением о перерасчете пенсии и просила учесть размер ее заработка за периоды работы с 1992 года по 1994 года, как наиболее выгодный для нее вариант. Однако, ей было отказано, в связи с тем, что в справках о заработке отсутствуют сведения о денежных единицах, отраженных сумм заработка. Вместе с тем, с 1991 года после общекрымского референдума, Крым оставался автономной республикой, входящей в состав РСФСР и заработную плату выплачивали в денежных единицах - рублях. В связи с вышеизложенным, она была вынуждена обратиться в суд.
Гмызова Т.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований. Также пояснила, что помимо ее требований о необходимости произвести перерасчет страховой пенсии с учетом периода ее работы с 01 апреля 1992 года по 31 марта 1994 года. Также, при перерасчете трудовой пенсии просила учесть, что заработная плата за период с 1992 года по 1994 год начислялась ей в рублях, а не в гривнах, как было указано Управлением Пенсионного фонда РФ в Абинском районе.
Представитель Управления Пенсионного фонда России в Абинском районе Макаренко С.А. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований и пояснил, что основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях». Так, согласно ч.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-Ф3, который в соответствии с ч.3 ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ со дня его вступления в силу не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1 671 рубль 00 коп.). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 (за некоторым исключением).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке, соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Возможность исчисления пенсии за иные периоды, в частности, за какие-либо 24 месяца, кроме вышеуказанных периодов, законодательством не предусмотрена. На основании изложенного, представитель Управления Пенсионного фонда России в Абинском районе просил отказать Гмызовой Т.В. в удовлетворении требований о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом заработка за период с 01 апреля 1992 года по 31 марта 1994 года.
Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 21 января 2020 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Гмызова Т.В. просит отменить решение, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гмызовой Т.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
К такому выводу судебная коллегия пришла по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Гмызова Т. В. 17 июня 1986 года принята диспетчером в транспортный цех. 01 августа 1988 года в связи с переходом на новые условия оплаты труда и аттестацией подтверждена должность диспетчера в том же цехе. 01 июля 1990 года уволена по согласованию между руководителями в автотранспортное арендное хозяйство. 02 июля 1990 года принята переводом диспетчером. 05 августа 1992 года уволена в связи с ликвидацией предприятия. 06 августа 1992 года принята диспетчером в ООО «АПРХ». 31 марта 1994 года уволена по сокращению штатов. 01 июля 1997 года Ленинским районным центром занятости назначено пособие по безработице. 01 апреля 1995 года прекращена выплата пособия. 15 ноября 2011 года принята в ООО Фирма «Лига» продавцом продовольственных товаров. 28 августа 2014 года переведена оператором заправочных станций. 21 июля 2016 года переведена в киоск продавцом. 29 декабря 2017 года уволена по собственному желанию. 09 января 2018 года принята на работу продавцом киоска. 22 февраля 2019 года трудовой договор расторгнут в связи с сокращением работников.
Судом установлено, что Гмызова Т.В. с 11 июня 2015 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Размер пенсии по старости составляет 8 784 рубля 27 коп.
При расчете трудовой пенсии Гмызовой Т.В. Управлением Пенсионного фонда России в Абинском районе на основании ч.3 ст.30 Федерального закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» взят среднемесячный заработок за 60 месяцев (пять лет) подряд, то есть с 01 апреля 1987 года по 31 марта 1992 года.
Гмызова Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда России в Абинском районе с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости на основании справки Муниципального Казенного учреждения «Административно-технического управления городского поселения Щелкино» Республики Крым.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 10 сентября 2019 года Гмызовой Т.В. отказано в перерасчете пенсии, поскольку в Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государства Украина - участника Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 13 марта 1992 года, осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015, в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
На территории государства Украина в период с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года действовала переходная денежная единица «купон»; с 12 ноября 1992 года была введена национальная валюта «карбованец»; с 02 сентября 1996 года по настоящее время действует национальная валюта «гривна». Однако, в справке от 03 сентября 2019 года выданной МКУ «Административно-техническое управление городского поселения Щелкино», суммы заработка за период с июня месяца 1986 года по март месяц 1994 год указаны в денежной единице «рублях», а в справке от 02 октября 2019 года №195 указано, что с 1986 года по 1991 год денежные единицы в лицевых счетах не отражены, с февраля 1991 года отражены в рублях. Поскольку Республика Крым с момента распада СССР в 1991 году входила в состав государства Украина, сведения, указанные в данной справке, не были приняты во внимание.
В силу ч.1,2 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Обращение за назначением, перерасчетом размера трудовой пенсии, переводом с одной пенсии на другую, выплатой или доставкой трудовой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно архивной справке МКУ «Административно-техническое управление городского поселения Щелкино» от 03 сентября 2019 года в документах дочернего предприятия «Восточно-Крымская энергетическая компания» ГАЭК «Крымэнерго» Гмызова (Толчеева) Т.В. значится диспетчером транспортного цеха с 17 июня 1986 года по 01 июля 1990 года; диспетчер AT АХ с 02 июля 1990 года по 31 марта 1994 года и имеются сведения о ее заработной плате:
1986 год: июнь - 42,86; июль 86,08; августа - 90,0; сентябрь - 90, 0; октябрь - 90,0; ноябрь - 90,0; декабрь - 89,61.
1987 год: январь - 89, 71; февраль - 89,71; март - 73,54; апрель - 98,65; май - 92,73; июнь - 94,19; июль - 7,42; августа - 171,33; сентябрь - 90,71; октябрь - 89,71; ноябрь - 47,04; декабрь - 89,90.
1988 год: январь - 89,71; февраль - 90,71; март - 89,71; апрель - 89,71; май - 89,71; июнь - 78,59; июль - 50,65; август - 101,94; сентябрь - 120,56; октябрь - 120; ноябрь - 120; декабрь - 120.
1989 год: январь - 120; февраль - 120; март - 139,20; апрель - 140,80; май - 133,74; июнь - 120,82; июль - 139,20; август - 168,08; сентябрь - 140,80; октябрь - 153,54; ноябрь - 164,04; декабрь - 168,10.
1990 год: январь - 171,11; февраль - 167,72; март - 182,87; апрель - 167,67; май - 175,79; июнь - 179,66; июль - 364,83; август - 122,01; сентябрь - 240; октябрь - 240; ноябрь - 350; декабрь - 284.
1991 год: январь - 278; февраль - 259; март - 296; апрель - 317,60; май - 317; июнь - 346; июль - 304,97; август - 325; сентябрь - 325; октябрь - 364,90; ноябрь - 543;декабрь - 575.
1992 год: январь - 1 097; февраль - 1 096; март - 1 636; апрель - 1 708; май - 2 509; июнь - 3 700; июль - 5 546; август - 3 037,51; сентябрь - 4 880,91; октябрь - 6 996; ноябрь - 4 403; декабрь - 4 790,85.
1993 год: январь - 25 347,21; февраль - 24 300; март - 28 333; апрель - 29 082; май - 34 552; июнь - 86 844; июль - 110 803; август - 133 985; сентябрь - 357 213; октябрь - 676 115; ноябрь - 659 352; декабрь - 744 245.
1994 год: январь-797 830; февраль - 1 764 905; март - 1 863 152.
Также, в данной справке указано, что денежные единицы в документах с 1986 года по январь 1991 год не отражены, с февраля 1991 года отражены в рублях.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Гмызовой Т.В. судебная коллегия считает обоснованным, поскольку в материалах дела имеется архивная справка администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым от 10 марта 2015 года, в которой также как и в справке от 03 сентября 2019 года указаны сведения о заработной плате Гмызовой < Ф.И.О. >10, суммы совпадают.
Однако, в архивной справке от 10 марта 2015 года указано, что заработная плата Гмызовой Т.В. начислялась в денежных единицах, действовавших на период ее начисления.
В соответствии со ст.6 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
На территории государства Украина в период с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года была введена национальная валюта «карбованец», с 02 сентября 1996 года по настоящее время действует национальная валюта «гривна».
Таким образом, доводы Гмызовой Т.В. о том, что в период с 1992 года по 1994 года она получала заработную плату в рублях, ничем не подтверждаются и опровергаются материалами дела.
Кроме того, вызывает сомнение то обстоятельство, что с января 1991 года по декабрь 1991 года Гмызова Т.В., работая диспетчером транспортного цеха, получала заработную плату от 259 рублей до 575 рублей, а в 1992-1994 годах работая на той же должности в той же организации, получала заработную плату от 1 097 рублей до 1 863 152 рублей, что в 7 000 раз превышает ее заработную плату за предыдущий год.
Также, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Гмызовой Т.В. об обязании Управления Пенсионного фонда России произвести перерасчет страховой пенсии за период ее работы с 01 апреля 1992 года по 31 марта 1994 год, поскольку согласно действующему пенсионному законодательству при определении расчетного размера трудовой пенсии, во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд непрерывной работы.
Согласно трудовой книжке Гмызова Т.В. в период с 31 марта 1994 года по 15 ноября 2011 года не работала, до 01 апреля 1995 года состояла в центре занятости населения по безработице.
Таким образом, Управлением Пенсионного фонда РФ в Абинском районе при расчете размера пенсии Гмызовой Т.В. правомерно взят период ее непрерывной работы с 01 апреля 1987 года по 31 марта 1992 года. Расчет трудовой пенсии за какие- либо два года законом не предусмотрен.
Учитывая выше перечисленное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении искового заявления Гмызовой < Ф.И.О. >11 к Управлению Пенсионного фонда России в Абинском районе о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Абинского районного суда Краснодарского края от 21 января 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: