НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 26.11.2020 № 2А-1912/20

Судья Ткаченко С.С. Дело № 33а- 31913/2020

(№ 2а-1912/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Онохова Ю.В.,

судей Суслова К.К., Леганова А.В.,

по докладу судьи Суслова К.К.,

при ведении протокола

секретарем Поцепуновой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арутюняна Анушевана Суреновича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Сочи) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, с апелляционной жалобой представителя административного истца по доверенности Бабиновой Н.С. на решение Хостинского районного суда г. Сочи от 20.08.2020г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Арутюнян А.С. обратился в суд с указанным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Сочи), в котором просит признать незаконным решение административного ответчика от 20 мая 2020г. <№...> об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 41 500 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, <Адрес...>, кадастровый <№...>; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности административного истца на указанный земельный участок.

Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 20.08.2020г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда от 20.08.2020г., представитель административного истца по доверенности Бабинова Н.С. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что судом первой инстанции неверно применено материальное право, выводы суда не соответствуют обстоятельствам по делу. Нарушены нормы процессуального права. Указывает, что несмотря на то, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <№...> - «для ведения крестьянского хозяйства», он находится в зоне Ж2, основным видом которого является индивидуальное жилищное строительство. Считает, что отказ Росреестра регистрации права собственности на заявленный земельный участок в упрощенном порядке является незаконным.

В суде апелляционной инстанции административный истец и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, просили е удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение участвующих лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как усматривается из материалов дела административному истцу на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...> общей площадью 41 500 кв.м на основании постановления администрации г. Сочи № 1073/1 от 22 декабря 1993 г. и постановления администрации г. Сочи № 64/6 от 25 января 1995 г.

15 февраля 2008 г. административному истцу было выдано свидетельство о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 февраля 2008 г. сделана запись регистрации <№...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 июля 2020 г. (л.д.13-15).

10 февраля 2020 г. административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Сочи) с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 41 500 кв.м, с кадастровым номером <Адрес...>, <Адрес...>.

Сообщением Управления Росреестра от 20 мая 2020 г. административному истцу было отказано в государственной регистрации права, в обоснование указано, что на данные правоотношения не распространяется упрощенный порядок регистрации, установленный ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Установлено, что административным истцом был представлен комплект документов для осуществления государственной регистрации права собственности на спорный объект в упрощенном порядке, установленном частью 2 статьи 49 Закона о регистрации.

Согласно положений ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя; к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» или иными федеральными законами.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акта (свидетельства) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок.

Вместе с тем, установлено наличие оснований, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности административного истца, поскольку к правоотношениям, связанным с регистрацией права в отношении спорного объекта недвижимости, не применяется «упрощенный» порядок регистрации, установленный статьей 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Так, согласно п. 9 кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <№...>, видом его разрешенного использования является - для сельскохозяйственного производства, что не соответствует положениям статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

В представленных административным истцом на государственную регистрацию документах усматривается зарегистрированное право «пожизненного наследуемого владения» на спорный земельный участок, а в качестве вида разрешенного использования указано - «для ведения крестьянского хозяйства», что подтверждается и представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с решением государственного регистратора Управления об отказе в государственной регистрации, формализованное в сообщение об отказе в государственной регистрации <№...> от 20 мая 2020 г., поскольку оно не противоречит закону.

Доводы административного истца о том, что регистрационному органу были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на земельный участок, в том числе и правоустанавливающий документ на земельный участок, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, противоречат собранным по делу доказательствам.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм действующего законодательства.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хостинского районного суда г. Сочи от 20.08.2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий: Онохов Ю.В.

Судьи: Леганов А.В.

Суслов К.К.