Судья Мальцев А.С. Дело № 33-25769/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2013 года г.Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Кудинова А.В., Леганова А.В.,
по докладу судьи Кудинова А.В.,
при секретаре Лукки А.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя начальника управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе Мироновой Е.В. на решение Северского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горюнов А.Л. обратился в суд с исковым заявлением к управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе (далее – УПФР в Северском районе) о признании незаконным протокола от 26 июня 2013 года " носер обезличен " решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Северском районе об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, имеющему страховой стаж не менее 25 лет и достигшего возраста 55 лет, в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ. Просил обязать ответчика включить в специальный стаж Горюнова А.Л. время работы в качестве водителя в районах Крайнего Севера с 18 ноября 1981 года по 15 октября 1994 года, то есть 12 лет 10 месяцев 27 дней, производить выплату досрочной трудовой пенсии по старости с 18 июня 2013 года, то есть по достижению возраста 55 лет. Также просил взыскать судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 200 руб., оплаты услуг представителя в размере 30 000 руб.
В зале судебного заседания Горюнов А.Л. и его представитель Драп М.И. уточнили исковые требования, просили признать незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать УПФР в Северском районе включить в специальный стаж период работы с 01 января 1986 года по 15 октября 1994 года в качестве водителя в районах Крайнего Севера, назначить и выплатить истцу досрочную трудовую пенсию с момента достижения возраста 55 лет, то есть с 19 июня 2013 года, взыскать с ответчика указанную сумму судебных расходов.
Представитель УПФР в Северском районе по доверенности Маркова М.Г. в зале судебного заседания возражала против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением Северского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2013 года уточненные исковые требования Горюнова А.Л. удовлетворены частично. Районный суд признал незаконным отказ в назначении Горюнову А.Л. досрочной трудовой пенсии по старости и обязал УПФР в Северском районе включить в специальный стаж период работы с 01 января 1986 года по 15 октября 1994 года в качестве водителя в районах Крайнего Севера, назначить и выплатить истцу досрочную трудовую пенсию с момента достижения возраста 55 лет, то есть с 19 июня 2013 года. Взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 5200 рублей.
В апелляционной жалобе заместитель начальника управления пенсионного фонда РФ в Северском районе Миронова Е.В. просит решение районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.
Как следует из материалов дела, 26 июня 2013 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Северском районе рассмотрела вопрос о праве Горюнова А.Л. 19 июня 1958 года рождения на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Комиссией установлено, что Горюнов А.Л. 17 июня 2013 года обратился с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173, согласно которому, досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных в районах Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Согласно предоставленным документам, трудовая деятельность Горюнова А.Л. состоит из следующих периодов:
с 01.09.1975г. по 19.08.1976г. - учеба; с 24.08.1976г. по 15.10.1976г. - общие условия; с 01.11.1976г. по 25.10.1978г. - служба в ВС (кроме службы, засчитываемой в выслугу лет); с 28.11.1978г. по 06.02.1979г. - общие условия; с 14.02.1979г. по 21.10.1981г. - общие условия; с 18.11.1981г. по 15.10.1994г. - служба в органах МВД, протекавшая в районах Крайнего Севера; с 08.11.1994г. по 30.11.1999г. - общие условия (РКС); с 06.03.2000г. по 24.07.2001г. - работа с тяжелыми условиями труда; с 25.07.2001г. по 12.05.2005г. - общие условия; с 18.05.2005г. по 26.09.2005г. - работа в противопожарной службе МЧС России; с 28.09.2005г. по 28.12.2012г. - общие условия; с 29.12.2012г. по 29.12.2012г. - административный отпуск; с 30.12.2012г. по 31.12.2012г. - общие условия.
При исчислении специального стажа, подсчет периодов работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 (работа в районах Крайнего Севера) и пп.2 п.1 ст.27 (работа с тяжелыми условиями труда) Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 производится в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516.
Согласно пункту 3 Правил от 11.07.2002г., суммирование периодов работ, осуществляется путем прибавления периодов работы с тяжелыми условиями труда к периодам работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, комиссией в специальный стаж засчитаны следующие периоды: с 08.11.1994г. по 30.11.1999г. - общие условия (РКС); с 06.03.2000г. по 24.07.2001г. - работа с тяжелыми условиями труда; с 18.05.2005г. по 26.09.2005г. - работа в противопожарной службе МЧС России.
В решении указано, что период службы в управлении пожарной охраны УВД Тюменской области с 18.11.1981г. по 15.10.1994г. не может быть принят к зачету в специальный стаж, поскольку трудовая пенсия по старости на основании пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» назначается за работу осуществлявшуюся непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, то есть юридически значимыми являются термины «работа» и «проработали». Правовых оснований для включения периодов службы в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение за работу на Крайнем Севере и приравненных к ним местностям, не имеется.
Аналогичные требования к исчислению стажа в связи с работой на Крайнем Севере были установлены нормами ст.14 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ». При этом на основании ст.90 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 военная служба и другая приравненная к ней служба включается только в общий трудовой стаж.
Таким образом, общий трудовой стаж Горюнова А.Л. составляет 35 лет 9 месяцев 6 дней, в том числе продолжительность льготного стажа: работа в РКС с учетом суммирования списков: 6 лет 9 месяцев 19 дней.
При имеющемся у заявителя стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отсутствует.
Документами, на основании которых комиссия приняла решение являются: заявление, трудовая книжка, справки о работе, копия паспорта и страхового свидетельства, выписка ИЛС.
На основании изложенного комиссия УПФР в Северском районе приняла решение об отказе Горюнову А.Л. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы. Вместе с тем указав, что право на назначение трудовой пенсии в соответствии с п.1 ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» возникнет по достижении возраста 60 лет, то есть 19 июня 2018 года при подаче соответствующего заявления.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что согласно трудовой книжке Горюнова А.Л., в период работы с 01 января 1986 года по 15 октября 1994 года он работал в районах Крайнего Севера в должности водителя.
Учитывая сведения, содержащиеся в справке ФКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (Договорной)» от 19 марта 2013 года №Г-5, Горюнов А.Л. действительно работал в должности водителя с 01.01.1986г. по 15.10.1994г. ОВПО-12 УПО УВД Тюменского облисполкома, территория которого относится к районам Крайнего Севера. В 1991 году УПО переименовано в СПАСС УВД Тюменской области. 12-ОВПО УПО УВД Тюменской области переименован в 12-ОВПО СПАСС УВД Тюменской области. В 1993 году СПАСС УВД Тюменской области переименован в ПАСС УВД Тюменской области. 12-ОВПО СПАСС УВД Тюменской области переименован в 12-ОПО ПАСС УВД Тюменской области. В 1994 году ПАСС УВД Тюменской области переименован в УГПС УВД Тюменской области. 12-ОПО ПАСС УВД Тюменской области переименован в 12-ОГПС УГПС УВД Тюменской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности протокола от 26 июня 2013 года " носер обезличен " УПФР в Северском районе. При этом взыскал с ответчика судебные расходы на основании положений ст.ст.98, 100 ГПК РФ.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, несоответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
Согласно положениям Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пп.2 п.1 ст.27).
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пп.6 п.1 ст.28).
В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, суммирование периодов работ, осуществляется путем прибавления периодов работы с тяжелыми условиями труда к периодам работы в районах Крайнего Севера.
При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах, к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службе не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Досрочная трудовая пенсия по старости назначается по указанному основанию за работу в районах Крайнего Севера. То есть, юридически значимым является термин «работа». Правовые основания для включения в специальный стаж периода прохождения службы в органах противопожарной службы отсутствуют.
Аналогичные требования к исчислению стажа в связи с работой на Крайнем Севере были установлены нормами статьи 14 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ». При этом на основании статьи 90 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1, военная служба и другая приравненная к ней служба (в том числе в органах Государственной противопожарной службы) включается только в общий трудовой стаж.
Кроме того, военная служба и иная приравненная к ней служба является особым видом государственной службы.
Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому, исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (пп.1 п.1 и п.2 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Как следует из материалов дела, в специальный стаж Горюнова А.Л. были засчитаны следующие периоды: с 08.11.1994г. по 30.11.1999г. - общие условия (РКС); с 06.03.2000г. по 24.07.2001г. - работа с тяжелыми условиями труда; с 18.05.2005г. по 26.09.2005г. - работа в противопожарной службе МЧС России.
Период службы в управлении пожарной охраны УВД Тюменской области с 01.01.1986г. по 15.10.1994г. не может быть принят к зачету в специальный стаж.
Таким образом, общий трудовой стаж Горюнова А.Л. составляет 35 лет 9 месяцев 6 дней, в том числе продолжительность льготного стажа: работа в РКС с учетом суммирования списков – 6 лет 9 месяцев 19 дней.
В силу имеющегося у Горюнова А.Л. стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отсутствует.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый Горюновым А.Л. отказ УПФР в Северском районе является законным и обоснованным.
Вместе с тем отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании судебных расходов.
Поскольку судом первой инстанции указанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Северского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2013 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу заместителя начальника управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе Мироновой Е.В. удовлетворить.
Решение Северского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Горюнова Александра Лукича к управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости и взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий:
Судьи: