НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 22.01.2015 № 33-1144/15

Судья – Бровцева И.И. Дело № 33-1144/15

г. Краснодар

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» января 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего

судей

по докладу судьи краевого суда

Одинцова В.В.

Стрыгиной С.С., Метова О.А.

Стрыгиной С.С.

при секретаре с/з

Бабенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Юсупова Ш.Я. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара 10 ноября 2014 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Юсупов Ш.Я. обратился в суд с исковыми требованиями к Следственному комитету РФ о взыскании недоплаченной части ежемесячных компенсационных выплат, обязании индексировать выплачиваемые ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью по уровню инфляции в соответствии с нормами ст. ст. 318, 1091 ГК РФ и обязании выплачивать назначенные ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью ежемесячно, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом второй группы в результате увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей в органах Следственного комитета РФ, с 29.01.2010 г. является получателем ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со служебной деятельностью, назначенных в соответствии с п.5 ст. 36 Федерального закона от 28.10.2010 г. №403-ФЗ «О следственном комитете РФ», в виде разницы между денежным содержанием на момент утраты возможности заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью и пенсией по инвалидности. С момента назначения компенсационные суммы, подлежащие выплате, выплачивались с задержкой от 2 месяцев до 2 лет и ни разу не индексировались.

Вместе с тем, с учетом ежегодной инфляции, назначенная сумма компенсации за утрату здоровья потеряла свою начальную покупательную способность, что нарушает его конституционное право на полное возмещение причиненного вреда. На обращение от 14.05.2014 г. о производстве индексации, а также оплате задолженности ответчик, СК РФ,

отказал, в связи с тем, что применение норм главы 59 ГК РФ в данном случае не представляется возможным. Просит суд взыскать недоплаченную част ежемесячных компенсационных выплат в размере 1 195 694,33 руб., обязать СК РФ индексировать выплачиваемые ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью по уровню инфляции в соответствии с нормами ст. ст. 318, 1091 ГК РФ и выплачивать назначенные ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью - ежемесячно.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Следственного комитета РФ по доверенности Гавриленко П.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал и просил отказать.

Представитель Министерства Финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодар от 10 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований Юсупова Ш.Я. было отказано.

В апелляционной жалобе истец просит судебную коллегию решение суда первой инстанции – отменить, принять по делу новое решение, которым просит его требования удовлетворить в полном объёме.

В суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда стороны по делу не явились, о месте и времени судебного заседания были уведомлены, о причинах не явки суду не сообщили.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда полагает возможным рассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе Юсупова Ш.Я. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара 10 ноября 2014 года в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Федеральный закон № 403 «О Следственном комитете» (далее ФЗ № 403) является специальной нормой, которая наряду с другими вопросами, с учетом особого статуса органов Следственного комитета РФ, в п. 5-6 ст. 36 детализирует и дополняет ГК РФ в части предоставления государством дополнительных гарантий социальной защиты в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников, и никак не отменяет, не заменяет и не противоречит ст. 1084 ГК РФ (гл. 59 ГК). Указанной специальной нормой детально установлены условия назначения ежемесячных компенсационных выплат, но вопрос индексации выплачиваемых сумм с учетом роста стоимости жизни прямо не отрегулирован. Вместе с тем ФЗ № 403 не исключает и не запрещает индексацию ежемесячных компенсационных сумм, а именно, отсутствует конфликт между специальной нормой и общими нормами и поэтому они подлежат индексации на основе общего механизма, ст. 318, ст. 1091 ГК РФ (гл. 59 ГК РФ) - с учетом уровня инфляции.

При этом индексация - это не назначение и не увеличение ежемесячных компенсационных выплат, а только лишь механизм поддержания (сохранения) покупательной способности суммы возмещения вреда, назначенной в соответствии с ФЗ № 403.

Согласно п. 3 Приказа № 2/228 руководителя следственного управления от 30.12.2011 о назначении Истцу ежемесячной компенсации она подлежит перерасчету (индексации) по мере повышения денежного содержания сотрудникам Следственного комитета.

Также в своих Постановлениях Конституционный Суд РФ от 15.06.2009 №13-П; от 20.10.2010 № 18-П; от 26.12. 2002 года N 17-П на примере военнослужащих и сотрудников милиции разъясняет, что в силу особого статуса военнослужащих, сотрудников МВД и приравненных к ним органов, каковыми являются и органы Следственного комитета РФ, ст. 1084 ГК РФ не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

Кроме того, согласно выводам Конституционного Суда РФ, ст. 1084 ГК РФ допускает установление иного, по сравнению с нормами ГК, размера ответственности причинителя вреда, при чем только в сторону его увеличения.

Установленные государством в силу их особого статуса сотрудникам правоохранительных и приравненных к ним органов ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение утраты здоровья или жизни при исполнении обязанностей службы назначаются не в противовес (альтернативой) ст. 1084 ГК РФ, а являются дополнительной гарантией социальной защиты сотрудников.

На основании вышеизложенного, ежемесячные компенсационные суммы, выплачиваемые согласно специальным нормам военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и приравненных к ним органов, являясь частью гарантированного государством объема возмещения вреда, подлежат увеличению (индексации) на основе общего механизма, предусмотренного для других категорий граждан (гл. 59 ГК РФ) - с учетом уровня инфляции.

Любое другое толкование право применителями норм главы 1084 ГК РФ во взаимосвязи с нормами, устанавливающими дополнительные гарантии для сотрудников правоохранительных и приравненных к ним органов. Конституционный Суд считает противоречащим конституции.

Согласно разъяснениям Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 26.06.2013 № 18-КГ13-71) со ссылкой на вышеуказанные постановления Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26.01.2010 №1, ч. 16 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306, ежемесячные компенсационные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел подлежат увеличению (индексации) на основе общего механизма (то есть согласно ст.ст. 1091, 318 ГК РФ), а именно - только с учетом уровня инфляции, который аналогичен используемым в действующем законодательстве правилам индексации выплат, предусмотренных для иных категорий граждан.

Согласно ч. 16 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащим и предоставлении им отдельных выплат" (далее ФЗ № 306) при установлении инвалидности военнослужащему в результате увечья, полученного при исполнении обязанностей службы, ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая ему в возмещение вреда здоровью, подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Кроме того, отказ суда первой инстанции в удовлетворении иска только на том основании, что специальной нормой ФЗ №403 вопрос об индексации ежемесячных компенсационных выплат сотрудникам органов Следственного комитета РФ не отрегулирован, судебная коллегия считает не обоснованными и в силу ст. 6 ГК РФ.

Так согласно частей 1 и 2 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Юсупова Ш.Я.

На основании изложенного и исходя из обстоятельств дела, установленных в ходе судебного разбирательства в апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда считает возможным решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования Юсупова Ш.Я – удовлетворить в полном объёме. Представленный истцом расчет задолженности признан судебной коллегией правильным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 318, 1084, 1091 Гражданского кодекса РФ и ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодар от 10 ноября 2014 года – отменить.

Вынести по делу новое решение.

Исковые требования Юсупова Ширвани Якубовича к Следственному комитету РФ о взыскании недоплаченной части ежемесячных компенсационных выплат, обязании индексировать выплачиваемые ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью по уровню инфляции – удовлетворить в полном объёме.

Взыскать со Следственного комитета РФ в пользу Юсупова Ширвани Якубовича недоплаченную часть ежемесячных компенсационных выплат в размере 1 195 694, 33 (один миллион сто девяносто пять тысячи шестьсот девяносто четыре) руб. 33 копеек.

Обязать Следственный комитет РФ ежегодно индексировать выплачиваемые Юсупову Ширвани Якубовичу ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью по уровню инфляции.

Обязать Следственный комитет РФ ежемесячно выплачивать назначенные ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью.

Председательствующий: _____________________

Судьи: __________________ _________________