НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 20.08.2019 № 33А-34244/19

Судья – Бондарев А.И. Дело № 33а-34244/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ефименко Е.В.

судей Казакова Д.А., Борисихиной С.А.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

с участием прокурора Стукова Д.Г.

при секретаре Кульбакиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4 Хоружий Максима Пантелеевича к территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2019 г. № 86/752 «О регистрации Мячина Игоря Викторовича кандидатом в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4

по апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская Кирилловой Л.В. на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 г.

Заслушав доклад судьи Ефименко Е.В., судебная коллегия

установила:

Кандидат в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4 Хоружий Максим Пантелеевич обратился в Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2019 г. № 86/752 «О регистрации Мячина Игоря Викторовича кандидатом в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4».

Обжалуемы решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 г. административное исковое заявление кандидата в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4 Хоружий М.П. удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2019 г. № 86/752 «О регистрации Мячина Игоря Викторовича кандидатом в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4».

В апелляционной жалобе председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская Кириллова Л.В. решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении административного искового заявления Хоружий М.П. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях прокурор Прокуратуры Усть-Лабинского района поляков А.Ю. полагая законным и обоснованным решения районного суда, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу председателя территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская Кирилловой Л.В. без удовлетворения.

В письменных возражениях представитель Хоружего М.П. по довренности Старков Д.В. просит решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская Кирилловой Л.В. без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив материалы дела, выслушав представителя территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская по доверенности Позднякова Е.В., представителя Хоружего М.П. по доверенности Старкова Д.В., заслушав заключение прокурора Стукова Д.Г., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права судом первой инстанции допущены не были.

Частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов настоящего дела, решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от 10 июля 2019 г. № 3 протокол № 67 назначены выборы депутатов Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района четвертого созыва.

Решением территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2019 г. № 86/752 кандидатом в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырёхмандатному избирательному округу № 4, выдвинутым в порядке самовыдвижения, зарегистрирован Мячин Игорь Викторович.

Не согласившись с решением территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2019 г. № 86/752 «О регистрации Мячина Игоря Викторовича кандидатом в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4» кандидат в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4 Хоружий М.П. обратился с настоящим административным исковым заявлением в Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края, то есть в срок установленный пунктом 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Согласно пункта 1 решения территориальной избирательной комиссии от 13 июня 2019 г. № 74/467 «О количестве подписей избирателей, представляемых в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатов в депутаты Советов сельских поселений Усть-Лабинского района и о количестве подписей избирателей, подлежащих проверке» необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырёхмандатному избирательному округу № 4 установлено в количестве 10 подписей, и предельное количество подписей, представляемых в поддержку выдвижения кандидата установлено в количестве 14 подписей.

Из материалов дела следует, что по итоговому протоколу сбора подписей кандидат Мячин Игорь Викторович предоставил на регистрацию в территориальную избирательную комиссию Усть-Лабинская 14 подписей избирателей на двух подписных листах, по 7 подписей на каждом.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что подписной лист № 1 от 18 июля 2019 г. заверенный кандидатом в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 1 Мячиным И.В. с указанием подписавшихся граждан: <...> оформлен с нарушением подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в дате заверения подписного листа Мячиным И.В., имеется специально не оговоренное исправление в дате, в связи с чем кандидат Мячин И.В. предоставил в территориальную избирательную комиссию Усть-Лабинская не достаточное количество достоверных подписей необходимых для его регистрации, то есть менее 10.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на тот факт, что на первом подписном листе лицом, осуществляющим сбор подписей (кандидатом) указана дважды дата заверения в разных форматах. Данный факт, по мнению заявителя, не является исправлением в должном его понимании, и указанное обстоятельство не препятствует однозначному восприятию этих сведений не могло послужить основанием для признания судом первой инстанции недействительными подписей избирателей.

Вместе с тем, обстоятельства, связанные с обнаружением указанных исправлений, были подробно исследованы судом, который, исходя из достаточной совокупности относимых и допустимых доказательств, пришел к правильному выводу о том, что в дате заверения подписного листа Мячиным И.В., имеется специально не оговоренное исправление в дате.

В соответствии подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Согласно пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.

В силу пункта 2 статьи 19 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, лицензия, билет члена творческого союза, пенсионное удостоверение, справка органа, уполномоченного в сфере занятости населения (для безработных), либо иные установленные действующим законодательством документы.

Согласно пункту 2.3 Приложения 1 «Перечень документов, представляемых кандидатом при выдвижении путем самовыдвижения» к Постановлению избирательной комиссии Краснодарского края от 23 марта 2006 года № 1082-П документом, подтверждающим сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности - копия трудовой книжки, справка с основного места работы, а при отсутствии основного места работы или службы - копии документов, подтверждающих сведения о роде занятий, то есть о деятельности кандидата, приносящей ему доход, или о статусе неработающего кандидата.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что кандидат Мячин И.В. не предоставил документов, подтверждающих его род занятий как пенсионера, что следует из подтверждения о приеме документов при регистрации кандидата в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района Мячина И.В. (л.д.14,15), выданного 12 июля 2019 года территориальной избирательной комиссией Усть-Лабинская, согласно которому Мячиным И.В. представлены письменное уведомление о выдвижении, заявление о согласии баллотироваться кандидатом, копия паспорта, копия диплома о профессиональном образовании, копия трудовой книжки, копия свидетельство о ИНН, сведения о размере и об источниках доходов кандидата и подтверждением о приеме документов при регистрации кандидата Мячина И.В. от 18 июля 2019 г., согласно которому от него прияты подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет.

Более того, в суде апелляционной инстанции представитель территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская по доверенности Поздняков Е.В. подтвердил тот факт, что сведений о подтверждении статуса пенсионера Мячин И.В. не предоставлял, при этом пояснил, что с 2015 года пенсионные удостоверения не выдаются.

Вместе с тем на основании пункта 110 и пункта 139 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23 января 2019 г. № 16 п, статус пенсионера возможно подтвердить путем получения справки при обращении за государственной услугой.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными выше нормами подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 и подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», обоснованно пришел к выводу от отмене решения территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2019 г. № 86/752 «О регистрации Мячина Игоря Викторовича кандидатом в депутаты Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района по Усть-Лабинскому четырехмандатному избирательному округу № 4».

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает. Существенное нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 г. признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем оснований для его отмены не усматривает.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя территориальной избирательной комиссии Усть-Лабинская Кирилловой Л.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 августа 2019 года.