Судья – Попова В.В. Дело № 33а-38223/2018
Апелляционное определение
«18» октября 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Пегушина В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Дордуля Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Федеральному Казенному Учреждению «Военный комиссариат Краснодарского края» о признании незаконным решения и о возобновлении выплаты пенсии,
по апелляционной жалобе представителя < Ф.И.О. >1, по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд первой инстанции к ответчику Федеральному Казенному Учреждению «Военный комиссариат Краснодарского края» (далее - ФКУ «ВК КК») с административным иском о признании незаконным решения и о возобновлении выплаты пенсии. Указал, что 01.08.2016 г. комиссия ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав военнослужащих и их семей приняла решение о прекращении выплаты ему пенсии. Это было связано с тем, что он был осужден приговором Краснодарского гарнизонного суда и поэтому, по мнению комиссии, утратил право на пенсию, предусмотренную Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.
Решения комиссии от 01.08.2016 г. он не получал, ответчик уклоняется от предоставления ему решения о прекращении выплаты пенсии, а сам по себе протокол заседания комиссии не является правораспорядительным документом, в связи с которым выплата пенсии прекращается. Только 12.02.2018 г. он через представителя ознакомился с протоколом от 01.08.2016. Считает решение комиссии незаконным, просил его отменить и обязать ответчика возобновить выплату ему пенсии.
Обжалуемым решением Первомайского районного суд г. Краснодар от 20 июля 2018 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения в том числе и в связи с пропуском процессуального срока обращения в суд с настоящим иском.
В апелляционной жалобе представитель < Ф.И.О. >1, по доверенности < Ф.И.О. >6, просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ФКУ «ВК КК», по доверенности < Ф.И.О. >7, возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия считает что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» определены условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.
В силу ст. 13 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, проходившие службу в органах внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В ст. 14 Закона устанавливаются размеры пенсия за выслугу лет.
В силу ст. 43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Следовательно, назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 осуществляется пенсионным органом с учетом занимаемой пенсионером на момент увольнения со службы должности и имеющегося у него воинского или специального звания.
Таким образом, указанным Законом РФ предусмотрено для перечисленных в нем категорий лиц право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности, при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего.
Судом первой инстанции установлено, что с 1993 года < Ф.И.О. >1 проходил военную службу по контракту. Приказом от 25.11.2015 г. № 752 по личному составу майор ФИО1, состоящий в распоряжении командующего войсками Южного военного округа, бывший офицер (по боевому управлению) 2 кафедры теории и методики управления авиацией Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военная академия» (филиала, г. Ейск, Краснодарский край) досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона) с правом ношения военной формы одежды и знаков отличия.
Выслуга лет на момент увольнения составила 26 лет 03 месяца. < Ф.И.О. >1 с 22.01.2016 г. являлся получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ.
Приговором Краснодарского гарнизонного военного суда от 15.04.2016г. < Ф.И.О. >1 осужден по ч. 1 ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 22.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначено наказание по совокупности преступлений в виде 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, без штрафа и ограничения свободы, с лишением воинского звания «майор запаса» и государственной награды медали «70 лет Вооруженных Сил СССР».
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Северо-кавказского окружного военного суда от 26.05.2016 г. из приговора исключено указание на осуждение < Ф.И.О. >10 по ч. 1 ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, снижен размер наказания до 11 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима, с лишением воинского звания «майор запаса» и государственной награды - медали «70 лет Вооруженных Сил СССР», без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, без штрафа и без ограничения свободы.
Таким образом, вступившим в законную силу приговором Краснодарского гарнизонного военного суда < Ф.И.О. >1 осужден за преступления, совершенные им в период прохождения службы, с назначением помимо основного наказания дополнительного наказания в виде лишения воинского звания «майор запаса», при этом факт вступления обвинительного приговора в законную силу, равно как и совершение преступлений в период прохождения службы, истцом не оспаривается.
На заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав военнослужащих и их семей принято решение о прекращении выплаты пенсии < Ф.И.О. >1 с 01.06.2016 г..
Также установлено, что в связи с тем, что < Ф.И.О. >1 не уведомил ответчика о вступлении приговора в законную силу, имела место переплата пенсии в размере 44 297,98 рублей, которая взыскана решением мирового судьи судебного участка № 52 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара.
Согласно абз. 3 ст. 2 Закона № 4468-1 на основаниях, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях», назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.
Учитывая, что < Ф.И.О. >1 был осужден за преступления, совершенные в период военной службы, в связи с чем, лишен воинского звания, суд, руководствуясь положениями названного Закона <...>, правильно полагает что прекращение выплаты пенсии < Ф.И.О. >1 произведено законно. Лишение < Ф.И.О. >1 воинского звания являлось безусловным основанием для прекращения ему выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства Обороны РФ.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 5.07.2011 г. N 863-0- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина < Ф.И.О. >2 на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 2 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за боротом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» в связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.1995 г. № 11-П и от 15.06.1998 г. № 18-П).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (Постановления от 26.12.2002 г. № 17-П, от 17.05.2011 г. № 8-П и др.).
Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.
Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»).
Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.
Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.
Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (п. 2 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12.04.2005 г. № 184-0 указал, что ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.
Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.
В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 г. № 379 - о лишение воинского звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам указанного Закона, и гражданин в таких случаях не лишается гарантированного ст. 39 Конституции РФ права на пенсионное обеспечение, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2 указанного Закона его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы жалобы о том, что прекращение выплаты пенсии в связи с лишением воинского звания фактически является дополнительным видом наказания, не предусмотренным Уголовным законом, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном понимании норм материального права.
Как указал Конституционный Суд РФ в вышеназванном определении № 863-0-0, наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.
В этой связи, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 г. № 132-0).
Также, по мнению судебной коллегии районным судом правильно установлено, что истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с иском.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Истцом оспаривается решение Комиссии ответчика от 01.08.2016 г., при этом, истец указывает, что копию решения не получил, а с протоколом заседания Комиссии его представитель ознакомился только 12.02.2018.
В тоже время, как видно из материалов дела, в производстве мирового судьи судебного участка № 52 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара находилось гражданское дело по иску ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», предъявившего требование к < Ф.И.О. >1 о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты пенсии за выслугу лет. Указанное дело рассмотрено по существу - 27.06.2017 г..
По запросу мирового судьи в связи с рассмотрением иска, были истребованы необходимые документы, в том числе оспариваемое решения о прекращении выплаты пенсии < Ф.И.О. >1. Сопроводительным письмом от 22.06.2017 г. ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» направил запрошенные документы, в том числе протокол Комиссии.
В судебном заседании мирового судьи 27.06.2017 г. представитель ответчика присутствовал, что следует из текста решения, таким образом, с оспариваемым протоколом ознакомлен на дату вынесения решения.
С настоящим исковым заявлением в районный суд истец обратился 28.04.2018 г. (по почте), таким образом, иск подан в суд за пределами установленного процессуального срока.
Частью 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Уважительных причин пропуска срока суду не приведено.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы, изложенные в жалобе не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя < Ф.И.О. >11, по доверенности < Ф.И.О. >12 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: