НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 12.02.2013 № 33-1764/13

Судья Бондаренко К.Ю. Дело № 33-1764/13 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.

судей Ефименко Е.В., Пегушина В.Г.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Иващенко И.П., Осиповой Л.В. и представителя администрации муниципального образования Староминской район по доверенности Гавриш О.В. на решение Староминского районного суда Краснодарского края от 04 декабря 2012 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Иващенко И.П. и Осипова Л.В. обратились в суд с исками к администрации муниципального образования Староминской район о возмещении расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы работают учителями МОУ СОШ № 4 ст.Староминской. В соответствии с действующим законодательством педагогические работники пользуются льготами в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Несмотря на натуральную форму представленных им законом льгот, то есть полное освобождение от оплаты за отопление, в период с января 2008 года по декабрь 2012 года они вынуждены были самостоятельно оплачивать расходы по отоплению, и внесли долг за потребленный газ и освещение: Иващенко И.П. в сумме < данные изъяты >. 13 коп., Осипова Л.В. - < данные изъяты >., в которые не включена выплаченная за счет средств муниципалитета компенсация за потребленный газ и освещение: Иващенко И.П. в размере < данные изъяты >., Осиповой Л.В. - < данные изъяты >

При рассмотрении дела судом первой инстанции истцы и их представитель поддержали заявленные требования и представили дополнительные расчеты, из которых следует, что задол­женность перед Иващенко И.П. за потребленный газ за период 2008-2010 годы составляет < данные изъяты > перед Осиповой Л.В. - < данные изъяты >

Обжалуемым решением Староминского районного суда от 04 декабря 2012 года требования, заявленные Иващенко И.П. и Осиповой Л.В., удовлетворены частично. С администрации муниципального образования Староминской район взыскано в качестве компенсации по оплате расходов за отопление за период 2008-2010 годы в пользу Иващенко И.П. – < данные изъяты >., в пользу Осиповой Л.В. – 28 < данные изъяты > В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Староминской район по доверенности Гавриш О.В. просит решение суда отменить как незаконное, указав, что при рассмотрении дела судом не приняты во внимание то обстоятельство, что до 2011 года финансирование льгот педагогическим работникам в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением являлось исключительно расходным обязательством Российской Федерации, однако суд взыскал понесенные педагогическими работниками расходы с местного бюджета.

В апелляционной жалобе Иващенко П.И. и Осипова Л.В. просят решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новое решение, взыскав с ответчика затраты на отопление за период 2011-2012 годы и затраты на освещение согласно указанных ими в исковом заявлении понесенных затрат.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя администрации муниципального образования Староминской район по доверенности Гавриш О.В., а так же представителя Иващенко И.П. и Осиповой Л.В. по доверенностям Бакуменко Н.Ф., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.

Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 17 апреля 2007 года № 333 «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Краснодарского края в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения, отопления и освещения» предоставление указанных мер должно было осуществляться ежемесячно в денежной форме за счет средств краевого бюджета по тарифам, действующим на момент осуществления соответствующих выплат.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст.160 ЖК РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет и совместно проживающих с ними членов их семей было специального оговорено в Постановлении Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ». Согласно п. 1 данного постановления исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся обязаны предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением.

Распоряжением Совета Министров СССР от 24 июля 1949 года № 11433 р действие Постановления № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» было распространено на педагогических работников средних школ сельской местности.

Согласно требований ст.4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» указанные постановление и распоряжение являлись действующими и подлежали применению.

Из смысла Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» следует, что обязанность по предоставлению бесплатных квартир с отоплением и освещением была возложена на орган исполнительной власти, которым является администрация муниципального образования, а значит финансовое обеспечение обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений должно осуществляться за счет средств местного бюджета на основании соответствующих правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в Староминском районе предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам установлено решением Совета муниципального образования Староминской район Краснодарского края от 26 января 2005 года № 2.2 и в 2008-2010 годах финансировалось за счет местного бюджета.

Федеральным законом не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги. Районный бюджет является составленной частью бюджетной системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается посредством правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе.

В соответствии с «Правилами предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года № 377, при возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», компенсации полежали фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые проживают в сельской местности и которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ вправе было предоставлять субсидии на основании ежеквартально предоставляемых субъектам РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.

Приказом Минфина РФ от 25 июля 2003 года № 68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.

Согласно ст.1 ст.152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны РФ, т.к. законодательством Краснодарского края были установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке,установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Судом первой инстанции правомерно указано, что законодательством РФ порядок предоставления педагогическим работникам села указанных льгот не установлен. Вместе с тем, этот вопрос урегулирован многочисленными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР и РСФСР, сохраняющими свою силу и в настоящее время.

Так, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих с ними членов их семей предусмотрено вышеуказанными Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и Распоряжением Совета Министров СССР от 24 июля 1949 года № 11433р.

В силу ст.4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные Постановление и Распоряжение являются действующими и подлежат применению (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 года № 49-Г07-22, определение Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 года № 322-О-П). Таким образом, обязанность по предо­ставлению указанных мер социальной поддержки возложена на исполнительный орган местного самоуправления, то есть на администрацию муниципального образования Староминский район (ранее исполком).

Согласно ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса.

Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответствии с действующим федеральным законодательством, педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой.

Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что, несмотря на натуральную форму предоставленных заявителям законом льгот, то есть полное освобождение от оплаты за отопление, в период с января 2008 года и по декабрь 2010 года, Иващенко И.П. вынуждена была самостоятельно оплатить расходы по отоплению и внесла за 2008-2010 годы долг за потребленный газ в сумме < данные изъяты >., при этом, согласно справке № 286 от 05 декабря 2012 года, выданной МОУ СОШ № 4 ст.Староминской, за счет средств муниципалитета Иващенко И.П. выплачена компенсация за газ в размере 3 < данные изъяты >. Осипова Л.В. вынуждена была самостоятельно оплатить расходы по отоплению и внесла за 2008-2010 годы долг за потребленный газ в сумме < данные изъяты >., при этом, согласно справке № 260 от 27 ноября 2012 года, выданной МОУ СОШ № 4 ст.Староминской, за счет средств муниципалитета Осиповой Л.В. выплачена компенсация за газ в размере < данные изъяты > В связи с чем, Иващенко И.П. причинен ущерб на общую сумму < данные изъяты > Осиповой Л.Н. – на общую сумму < данные изъяты > которые подлежат возмещению (компенсации) за счет средств администрации муниципального образования Староминской район.

Вместе с тем, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отказе заявителям в удовлетворении заявления в части взыскании расходов за отопление за 2011-2012 годы и расходов за освещение.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 04 февраля 2005 года № 65 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и освещения отдельными категориями граждан, работающими и проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» определена норма расхода электроэнергии, применяемая при предоставлении специалистам села меры социальной поддержки по оплате освещения из расчета 15 кВт/ч в месяц на одного человека.

Необходимо отметить, что решением Краснодарского краевого суда от 16 июня 2006 года № 3-27\2006 подпункты 3, 4, 5 и 6 вышеуказанного постановления были признаны недействующими со дня вступления в силу указанного решения.

Однако Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 сентября 2006 года № 18-Г06-7 решение Краснодарского краевого суда от 16 июня 2006 года в части признания недействующими подпунктов 2, 3, 4, 7, 8 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки постановления главы администрации Краснодарского края от 4 февраля 2005 года № 65 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и освещения отдельными категориями граждан, работающими и проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» отменено и постановлено новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Краснодарского края. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст. 52.2 и ст.55 Закона РФ «Об образовании», вступившим в силу с 01 января 2011 года, ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств субъектов РФ.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 мая 2011 года № 475 утвержден порядок и условия предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения (распространяется на правоотношения, возникшие с 11 января 2011 года), в соответствии с которыми с 2011 года педагогическим работникам предоставляется и рассчитывается компенсация данных расходов.

Как следует из материалов дела, согласно справке МОУ СОШ № 4 ст.Староминская № 260 от 27 ноября 2012 года, Иващенко И.П. за 2011 год выплачена компенсация за газ в размере < данные изъяты > за 2012 год - в размере < данные изъяты >. Компенсация за освещение Иващенко И.П. выплачена за 2011 года - в размере < данные изъяты > за 2012 год - в размере < данные изъяты >

Осиновой Л.В. за 2011 год выплачена компенсация за газ в размере < данные изъяты >., за 2012 год - в размере < данные изъяты > Компенсация за освещение Осиповой Л.В. выплачена в размере < данные изъяты >., за 2012 год - в размере < данные изъяты >

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил требования, заявленные Иващенко И.П. и Осиповой Л.В.

Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Староминского районного суда от 04 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Иващенко И.П., Осиповой Л.В. и представителя администрации муниципального образования Староминской район по доверенности Гавриш О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: