НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 11.06.2020 № 2А-9561/19

Судья – Ермолов Г.М. Дело № 33а-10961/2020

(2а-9561/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ивановым П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ахмедова Р.В. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Ахмедов Р.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Краснодарскому краю, Управлению ФНС России по Краснодарскому краю об оспаривании действий (бездействий) сотрудников налоговых органов, о признании ненормативного правового акта недействительным. Просил суд признать незаконными действия (бездействия) Управления ФНС России по Краснодарскому краю, выразившиеся в несвоевременном вынесении и предоставлении Ахмедову Р.В. решения по жалобе о признании недействительной регистрационной записи от 23.06.2019 № 6192375245562 в отношении ООО «Океан» <№..>). Признать действия (бездействия) сотрудников Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Краснодарскому краю, выразившиеся во внесении изменений в Единый государственный реестр сведений о юридических лицах в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Океан» (<№..>) № 6192375245562 от 23.06.2019 г., незаконными. Признать регистрационную запись об изменении сведений в Едином государственном реестре сведений о юридических лицах в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Океан» (<№..>) № 6192375245562 от 23.06.2019 г. недействительной. Обязать сотрудников Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения.

Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Ахмедова Р.В. отказано.

В апелляционной жалобе Ахмедов Р.В. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФНС России по Краснодарскому краю Безруков Д.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статья 226 данного Кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 названного КАС РФ судебный акт об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В ходе судебного разбирательства нарушений прав административных истцов действиями должностных лиц Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Краснодарскому краю, Управления ФНС России по Краснодарскому краю не установлено.

Как усматривается из материалов административного дела, ООО «Океан» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2006 г. (<№..>).

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Предметом жалобы, направленной в Управление, являются правоотношения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые (регистрирующие) органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

Как указано в пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в ЕГРЮЛ содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 г. № 1011-р создана Федеральная информационная адресная система (далее - ФИАС), входящая в перечень базовых государственных информационных ресурсов.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации ФИАС, а также отношения по использованию содержащихся в ФИАС сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.04.2014 гола № 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» оператором ФИАС определена Федеральная налоговая служба.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что адрес - это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично­дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре.

В силу п. 3. ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Состав сведений об адресах, размещенных в государственном адресном реестре утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.05.2015 г. № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра»).

В силу п. 9 раздела II Постановления Правительства РФ от 22.05.2015 г. № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» сведения, содержащиеся в электронных документах, полученных оператором системы, подлежат внесению в ФИАС.

В силу п. 2 и п. 3 ст. 4 Постановления Правительства РФ от 22.05.2015 г. № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра. О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения об адресах несут ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 8 Постановления Правительства РФ от 22.05.2015 г. № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных.

Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Постановления Правительства РФ от 22.05.2015 г. № 492 в целях обеспечения межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра может применяться информационно-­технологическая и коммуникационная инфраструктура.

При проверке автоматизированной информационной системой обработки данных ФНС России сведений предусмотренных пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении ООО «ОКЕАН», содержащихся в ЕГРЮЛ, сформировано электронное задание по приведению указанных сведений в соответствие с ФИАС.

По результатам проведенной автоматической проверки выявлено несоответствие одного из элементов адреса ООО «ОКЕАН», содержащегося в ЕГРЮЛ, а именно наименования улицы адресного объекта.

Выявленные несоответствия автоматизированной информационной системой обработки данных ФНС России устранены, вследствие чего наименование адреса ООО «ОКЕАН» изменилось с <...>

Указанные изменения (исправления) наименования элемента адреса Общества не повлекли изменения места нахождения ООО «ОКЕАН» с прежнего на новое.

Таким образом, действия регистрирующего органа, выразившиеся во внесении в ЕГРЮЛ 23.06.2019 г. регистрационной записи <№..> о смене места нахождения Общества судом первой инстанции являются правомерными и основания для признания указанной записи недействительной отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что УФНС России по Краснодарскому краю оставило без ответа его жалобу на действия Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Краснодарскому краю, необоснованны.

Из материалов дела следует, что жалоба Ахмедова Р.В поступила в Управление ФНС России по Краснодарскому краю 07.08.2019 г., а ответ в адрес Ахмедова Р.В. вышестоящим регистрирующим органом направлен 29.08.2019 г., в сроки, установленные п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Суд считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахмедова Р.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи