НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 10.12.2019 № 2-8471/19УИД230040-01-2019-009326-29

Судья: Медоева Е.Н. Дело № 33-42272/19

По первой инстанции № 2-8471/2019 УИД 23RS0040-01-2019-009326-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Пшеничниковой С.В.

судей Губаревой А.А., Тимофеева В.В.

при помощнике Мацарета М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Храмова Андрея Геннадьевича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Губаревой А.А. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

< Ф.И.О. >2обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе <...> о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в общий трудовой (страховой) и специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости с <...>.

Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По результатам рассмотрения заявления истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, что отражено в решении от <...>. Пенсионным органом не приняты в специальный стаж периоды работы истца с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> в должности артиста-акробата в ФКП «Росгосцирк», так как указанные периоды не подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования (<...>); с <...> по <...>, с <...> по <...> в должности артиста-акробата в ФКП «Росгосцирк», так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют сведения о начислении заработной платы; с <...> по <...>, со <...> по <...> в должности в должности артиста-акробата в ФКП «Росгосцирк», так как отсутствует код льготной работы. Однако с вынесенным решением истец не согласен.

Просил признать отказ ГУ-УПФР в Центральном внутригородском округе <...> (решение <...> от <...>) в назначении досрочной страховой пенсии незаконным; обязать ответчика засчитать в общий трудовой (страховой) стаж и в специальный стаж творческой деятельности периоды работы: с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> в должности артиста-акробата в ФКП «Российская государственная цирковая компания», как лицу, осуществляющему творческую деятельность в театрально - зрелищных организациях, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с <...>.

В судебном заседании истец < Ф.И.О. >2 поддержал исковые требования.

Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 в судебном заседании с иском не согласилась, просила в иске отказать.

Решением Первомайского районного суда <...> от <...> в иске < Ф.И.О. >2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе <...> об обжаловании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.

Указанное решение обжаловано истцом < Ф.И.О. >2по мотивам незаконности и необоснованности; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; нарушения норм процессуального права. Автор жалобы просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

Истец < Ф.И.О. >2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным. Пояснил, что суд первой инстанции, как и Пенсионный фонд, требовали предоставить расчетную книжку, которая была использована бухгалтерией в 1990 годах, но она была им утеряна. Ему не было известно о том, что данная книжка является основным документом для назначения пенсии. Полагал, что основанием для назначения пенсии является трудовая книжка. Также считает, что вся ответственность возложена на его работодателя, который должен был производить отчисления в Пенсионный фонд. Просил решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела соответствующие уведомления, уважительности причин неявки не сообщил, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Положения ч. 4 ст. 167 ГПК РФ предоставляет суду право рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Определение от <...> N 435-О-О), положение ст. 167 ГПК РФ, устанавливающее право суда рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, во взаимосвязи с положениями ст. ст. 35, 39 ГПК РФ, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

При этом, неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

При разрешении вопроса о том, в каком порядке и в какой процедуре необходимо рассмотреть дело, суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, с учетом имеющихся материалов, мнения истца, исходя из задач гражданского судопроизводства, и лежащей на нем обязанности вынести законное и обоснованное решение.

Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда.

При таких обстоятельствах, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, проверив законность и обоснованность постановленного решения с учетом норм ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Исходя из принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование их правовой позиции.

Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу требований ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...>г. <...> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума).

По смыслу статьи 195 ГПК РФ, обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Принятое по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу с <...>.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <...> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 03.10.2018г. № 350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии установлены в ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Пунктом 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от <...> N 350-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализациистатей 30и31Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от <...>г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно пп. «о» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <...>г. N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии состатьей 30Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона < Ф.И.О. >1 "О государственных пенсиях в < Ф.И.О. >1", утвержденный постановлением < Ф.И.О. >1 от <...> N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с <...> в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с п. 2 постановления < Ф.И.О. >1 от <...> N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.

Согласно пункта 1 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона < Ф.И.О. >1 "О государственных пенсиях в < Ф.И.О. >1", утвержденного постановлением < Ф.И.О. >1 от <...> N 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет: артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов - эксцентриков) цирков и концертных организаций.

В соответствии с пунктом 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона < Ф.И.О. >1 "О государственных пенсиях в < Ф.И.О. >1", утвержденного постановлением < Ф.И.О. >1 от <...> N 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пункте 1 настоящего Списка): артисты цирков и концертных организаций.

В соответствии с п. 3 постановлением Правительства Российской Федерации от <...>г. N665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии состатьями 30и31Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применениемПравилисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии состатьями 27и28Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныхпостановлениемПравительства Российской Федерации от <...>г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв.постановлениемПравительства РФ от <...> N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от <...> N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона < Ф.И.О. >1 "О государственных пенсиях в < Ф.И.О. >1" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утв.постановлениемМинтруда РФ от <...> N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Во исполнениепункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от <...>г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <...>г. N258н утвержден Порядокподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом, в соответствии подпунктом 21 пункта 2 Порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждению подлежат периоды осуществления творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Согласно п. 3 Порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Таким образом, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то страховая пенсия по старости ранее достижения возраста может назначаться и без истребования дополнительных документов.

Однако, в тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <...> N 958н утвержденпереченьдокументов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Подпунктом "а" п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <...> N 958н, предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30,часть 1 статьи 31,пункт 7 части 1 статьи 32,статья 33Федерального закона "О страховых пенсиях").

При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральнымзакономот <...> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительностисвязывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определеныстатьей 14Федерального закона от <...> N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14Федерального закона от <...> N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14Федерального закона от <...> N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренныестатьей 11Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14Федерального закона от <...> N 400-ФЗ).

Согласночасти 4 статьи 14Федерального закона от <...> N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 1015 утвержденыПравилаподсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от <...> N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии состатьей 28Федерального закона от <...> N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиямстатей 59,60Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено и следует из материалов дела, <...> истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе <...> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Однако, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе <...><...> от <...>< Ф.И.О. >2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Ответчиком не засчитаны в общий трудовой (страховой) стаж и в специальный стаж творческой деятельности периоды работы истца: с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> в качестве артиста-акробата в Российской государственной цирковой компании, так как указанные периоды не подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования (<...>); с <...> по <...>, с <...> по <...> в качестве артиста-акробата в Российской государственной цирковой компании, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования – <...> отсутствуют сведения о начислении заработной платы; заявитель должным образом уведомлен об отсутствии в ИЛС ЗЛ сведений о зарплате; документы, уточняющие причину отсутствия сведений о заработке, не представлены; соответственно, в указанный период усматривается факт формальных трудовых отношений.

Как следует из трудовой книжки < Ф.И.О. >2 работал в Российской государственной цирковой компании (объединении) с <...> по <...>, <...> по <...>, с <...> по <...> в должности артиста-акробата.

Дата регистрации < Ф.И.О. >2 в качестве застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации является <...>.

Законодателем прямо предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 3 Порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от <...> N 258н, часть 2 статьи 14Федерального закона от <...> N 400-ФЗ).

Кроме того, обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости при определении права на льготную пенсию необходимо документальное подтверждение работы в должностях, предусмотренных Списком.

Также, основным критерием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах профессиях и должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона < Ф.И.О. >1 "О государственных пенсиях в < Ф.И.О. >1", утвержденным постановлением < Ф.И.О. >1 от <...> N 447.

При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, которая должна подтверждаться документально.

Согласно справке от <...><...>, выданной федеральным казенным предприятием Российская государственная цирковая компания, < Ф.И.О. >2 работал в периоды с <...> по <...>, <...> по <...>, с <...> по <...> в должности артиста-акробата с полным рабочим днем, без совмещений, в режиме полной рабочей недели.

Однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования - <...> (л.д. 42-48) периоды работы в Российской государственной цирковой компании с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> отсутствуют, в период с <...> по <...>, с <...> по <...> отсутствуют сведения о начислении заработной платы, соответственно, данной организацией в указанные периоды не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонда Российской Федерации, а в периоды с <...> по <...>, со <...> по <...> отсутствует код льготной работы.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от <...> N 884н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Управление оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ - Главного управления ПФР <...> по Москве и <...> в ответе <...>-ОПП-И-2/18130 от <...> на запрос Пенсионного фонда по факту проверки льготного стажа в спорные периоды сообщило, что генеральная дирекция Компании может представить только частичные сведения на работников «циркового конвейера», связанные с начислениями, произведенными непосредственно бухгалтерией Росгосцирка (вынужденные простои, репетиционные периоды, очередные отпуска и т.п.), а также сведения о стаже (в том числе специальном), что не отражает полной информации о трудовой деятельности и заработке застрахованных лиц.

При этом, основным документом, в котором содержатся необходимые сведения о стаже и заработке работников «циркового конвейера» (фамилия, имя, отчество работника, наименование циркового номера, период работы в системе Росгосцирка, жанр, характер выполняемых работ, сведения об исчислении среднего заработка, табель рабочего времени и др.), является расчетная книжка артиста. Срок хранения расчетных книжек составляет 75 лет. Согласно письма ФКП «Росгосцирк» от <...> расчетная книжка < Ф.И.О. >2 находится у него на руках.

Как следует из служебной записки ведущего специалиста ОНиПП от <...>, расчетную книжку заявитель предоставить отказался (л.д.51).

По представленным документам специальный стаж творческой деятельности < Ф.И.О. >2 на день обращения за назначением страховой пенсии по старости составил 17 лет 4 месяца 2 дня.

В материалах дела отсутствуют какие-либо письменные доказательства, в том числе, справки либо архивные справки, уточняющие льготный характер работы < Ф.И.О. >2, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Судебной коллегией таковые не установлены.

При таких обстоятельствах, ответчиком правомерно отказано истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости с <...> ввиду отсутствия требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости специального стажа творческой деятельности.

Как следует из разъяснений п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от <...> N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <...> N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

К допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут подтверждаться доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Так, для назначения страховой пенсии по старости и для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», должны быть представлены определенные средства доказывания – документы, указанные в п. 6-7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <...> N 958н. Однако, материалы дела таковых не содержат.

При таких обстоятельствах, поскольку истцом доказательств работы, подтверждающих характер и условия труда, выполняемой в спорные периоды < Ф.И.О. >2, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, как суду первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >2

Ссылку апеллянта на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от <...><...>-П, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку предметом проверки Конституционного Суда являлись нормы Федерального закона от <...> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 10) и абзац третий п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 407, регулирующие условия приобретения застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, права на трудовую пенсию и размер ее страховой части.

Постановлением Конституционного Суда РФ от <...><...>-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем определении от <...> N 47-КГ17-13 указала на несостоятельность ссылок судебных инстанций на постановление Конституционного Суда Российской Федерации в обоснование вывода о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника обязан работодатель.

Таким образом, правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, и приведенная в качестве довода в жалобе, не освобождает истца в предоставлении доказательств, подтверждающих право требования досрочного пенсионного обеспечения.

Кроме того, в специальный стаж творческой деятельности ответчиком не засчитаны периоды работы истца: с <...> по <...>, со <...> по <...> в качестве артиста-акробата в Российской государственной цирковой компании, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования (<...>) в указанные периоды отсутствует код льготной работы.

Между тем, исковые требования < Ф.И.О. >2 по указанным периодам в суде первой инстанции не заявлялись.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что апелляционная жалоба содержит новые требования, а именно в части периодов работы с <...> по <...> и с <...> по <...>, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, что подтверждается просительной частью искового заявления (л.д.11). Тогда как, в силу ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, новые требования судом апелляционной инстанции не могут быть приняты и рассмотрены по существу.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции и служили бы основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующего спорные правоотношения.

Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции является законным, так как оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, и обоснованным, так как в нем отражены имеющие значение для данного дела фактические обстоятельства, подтвержденные проверенными апелляционным судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также то, что оно содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом обстоятельств.

На основании ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Юридически значимые обстоятельства определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену, либо изменение решения не имеется.

Правовых оснований для удовлетворения требований, изложенных в просительной части жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца < Ф.И.О. >2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Судья: < Ф.И.О. >3 Дело <...>

По первой инстанции <...> УИД 23RS0<...>-29