НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 09.04.2019 № 33-10710/19АП

Судья Ищенко А.Ю. Дело № 33 – 10710/2019АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 апреля 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Е.И.

судей Рыбиной А.В., Кудинова А.В.

по докладу судьи Поповой Е.И.

при секретаре Фоменко А.А.

с участием прокурора Руденко М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ИП Золоторевой И.Ю. на заочное решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 24 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Курганинского района Краснодарского края, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Золотаревой И.Ю. о приостановлении деятельности.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Курганинского района с участием специалиста Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ИП Золотаревой И.Ю., осуществляющей производство древесного угля, в процессе которого эксплуатируются углевыжигательные печи. В ходе изучение документов установлено, что ответчик осуществлении хозяйственной деятельности допустил нарушения требований действующего природоохранного законодательства. Ответчик не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Вопреки установленным законодательством требованиям ответчиком производственный экологический контроль не осуществляется. Не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не утверждены в установленном порядке нормативы предельно-допустимых выбросов. Не разработаны согласованные в установленном порядке мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на период наступления неблагоприятных метеоусловий. При проведении проверки установлено, что в результате хозяйственной и иной деятельности ИП Золотаревой И.Ю., эксплуатации помещений, деятельности работников ИП Золотаревой И.Ю. образуются отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); отходы (осадки) из выгребных ям 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); смет с территории предприятия малоопасный 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно ФККО); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) 3-го класса опасности для окружающей среды. ИП Золотаревой И.Ю. в ходе проверки не представлены журналы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по форме утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». Это свидетельствует об отсутствии у ИП Золотаревой И.Ю. достоверного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год до настоящего времени ответчиком не внесена. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в Министерство не представлена. Деятельность ИП Золотаревой И.Ю. оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Ответчиком Золотаревой И.Ю. не исполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. В тоже время ответчик осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Ответчик осуществляет добычу подземных вод на территории ГПЗЗ РЗ «Средне - Лабинский».

Прокурор просил возложить обязанность на ответчика по осуществлению подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществления производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль); инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, принятии мер к утверждению в установленном порядке нормативов предельно-допустимых выбросов; разработке согласованных в установленном порядке мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий; достоверном учёте образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год; представлении в министерство природных ресурсов Краснодарского края отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке по установленной форме; исполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; принятии мер к получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ликвидации скважины для забора пресных подземных вод, расположенной в границах Темиргоевского сельского поселения <...> Краснодарского края на территории государственного природного зоологического заказника регионального значения (далее - ГПЗЗ РЗ) «Средне-Лабинский» с географическими координатами расположения скважины: 45°04"44.0"N 40°19"37.0"Е; приостановлении деятельности ИП Золотаревой И.Ю. на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...> до устранения вышеуказанных нарушений; взыскании с ИП Золотаревой И.Ю. в доход бюджет Курганинского муниципального района государственную пошлину 300 руб.

Ответчик, его представитель Беседин С.Н., действующий на основании служебного удостоверения <...> от <...>, ордера <...> от <...>, в судебное заседание, назначенное на <...>, не явились, дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства в соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчиком представлено письменное возражение, в котором указано, что исковые требования незаконны, не подлежат удовлетворению, т.к. истцом в справке, составленной по результатам проверки деятельности ответчика, представленной суду, не указано, какие именно нарушения со сторону ответчика создают опасность причинения еда в будущем со стороны ИП Золотаревой И.Ю., которые могут повлечь за собой запрещение деятельности, создающей угрозу какой-либо опасности. Соответствующие экспертизы не проведены. Решение о проведении проверки не было доведено до ответчика, о дате проверки тот не уведомлялся, не имел возможности ознакомиться с актом проверки. Приостановление предпринимательской деятельности ответчика противоречит общественным интересам, приведет к невозможности осуществления выплат заработной платы работникам.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - главный государственный инспектор территориального сектора по Курганинскому района министерство природных ресурсов Краснодарского края Бадалян А.Э. в ходе судебного заседания поддержал исковые требования прокурора Курганинского района, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - главный консультант отдела правового обеспечения деятельности министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Буримова И.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ответчик не обращался в Министерство за получением государственных услуг, предоставляемых Министерством в сфере охраны окружающей среды, отчёты об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, за <...> гг. не предоставляла. Полагала требования прокурора Курганинского района законными и обоснованными.

Заочным решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 24 декабря 2018 года иск прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Золотаревой Ирине Юрьевне (ИНН <...>, ОГРНИП <...>, адрес регистрации: <...>) о приостановлении деятельности удовлетворен.

В апелляционной жалобе ИП Золотарева И.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора Руденко М.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Курганинского района Краснодарского края с участием специалиста министерства природных ресурсов Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ИП Золотаревой И.Ю.

Установлено, что основным видом деятельности ответчика является производство прочих химических органических основных веществ. ИП Золотарева И.Ю. осуществляет производство древесного угля, в процессе которого эксплуатируются углевыжигательные печи, на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>

При изучении документов, представленных проверяющим ответчиком, установлено, что ИП Золотарева И.Ю. при осуществлении хозяйственной деятельности допустила нарушения требований действующего природоохранного законодательства.

На основании требований части 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды») руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Эта подготовка в соответствии с частью 2 статьи 73 Закона «Об охране окружающей среды» осуществляется в соответствии с законодательством.

В нарушение указанных требований законодательства ИП Золотарева И.Ю. не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ч.1 ст. 34 Закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружении и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2 ст. 34 Закона «Об охране окружающей среды»).

В силу норм части 1 статьи 67 Закона «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, ИП Золотаревой И.Ю. не осуществлялся производственный экологический контроль.

Как определено ч.1 ст. 22 Федерального закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон «Об охране атмосферного воздуха») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 30 Закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение).

Пунктом 8 указанного Положения установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Исходя из пункта 9 Положения нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

При рассмотрении дела судом установлено, что ИП Золотаревой И.Ю. до настоящего времени не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не утверждены в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

При этом статьей 1 Закона «Об охране атмосферного воздуха» дано понятие неблагоприятным метеорологическим условиям, согласно которого неблагоприятные метеорологические условия - это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04,52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.

В соответствии с разделом 5 РД 52.04-52-85 разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха. Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеоусловиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

Между тем, как установлено материалами дела, ответчиком согласованные в установленном порядке мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий не разработаны.

Так, в результате хозяйственной и иной деятельности ИП Золотаревой И.Ю., эксплуатации помещений, деятельности работников ИП Золотаревой И.Ю. образуются отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); отходы (осадки) из выгребных ям 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); смет с территории предприятия малоопасный 4-го класса опасности для окружающей среды (согласно представленного паспорта); покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные 4-го класса опасности для окружающей среды; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) 3-го класса опасности для окружающей среды.

На основании требований, указанных в статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон «Об отходах производства и потребления») юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Пунктами 5.19, 5.22 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст, определено, что паспортизация отхода -последовательность действий по идентификации, в том числе физико- химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов с целью ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере; этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов.

Пунктами 2.7, 2.8 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от № 570 от 15.08.2007 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», определено, что документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов. Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 785.

Как установлено судом, ИП Золотарева И.Ю. не подтвердила класс опасности следующих отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности: покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более).

Паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в процессе деятельности ИП Золотаревой И.Ю., не оформлены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», чем нарушены требования статьи 14 Закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Порядок учета в области обращения с отходами определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее - Порядок), в соответствии с которым данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку). Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица (его филиала).

Пунктом 4 Порядка установлено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

ИП Золотаревой И.Ю. не представлены проверяющим и суду журналы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». Что свидетельствует об отсутствии у ответчика достоверного учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии со статьей 3 Закона «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, а также презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании части 1 статьи 16 Закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Исходя из положений части 1 статьи 16.4 Закона «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Согласно части 2 статьи 16.4 Закона «Об охране окружающей среды» определено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

В соответствии с частью 1 статьи 16.3 Закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности Отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной Платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Согласно части 3 статьи 16 Закона «Об охране окружающей среды» плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16,3 настоящего Закона, с учетом корректировки её размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.

Как установлено материалами дела, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год ответчиком до настоящего времени не внесена.

Пунктом 8 статьи 18 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края» таковым органом является министерство природных ресурсов Краснодарского края.

Порядком представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденным приказом Министерства от 10.01.2017 № 2, установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют до 25 января года, следующего за отчетным периодом, в уведомительном порядке отчетность по формам: Форма отчетности МСП.

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в Министерство ответчиком не представлена.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 69 Закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ о внесении изменений в Закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации со дня вступления в силу указанного Закона, т.е. с 01.01.2015, в течение двух лет (т.е. не позднее 31.12.2016) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона «Об охране окружающей среды».

В результате эксплуатации ответчиком углевыжигательных печей осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ИП Золотарева И.Ю. оказывает негативное воздействие на окружающую среду, осуществляя выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Вопреки указанным требованиям ИП Золотарева И.Ю. не исполнила обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Осуществляя хозяйственную деятельность, ИП Золотарева И.Ю. эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углевыжигательные печи в количестве 12 штук для производства древесного угля.

В соответствии с пунктом 2 части 1.1 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПб, 2005 г., введено в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333), все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и др.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с положениями ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Аналогичная норма содержится в статье 7.1 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 № 734-КЗ «Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края».

ИП Золотарева И.Ю. осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 3.2.21 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 № 1007 «Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Средне-Лабинский» и его границ» на всей территории заказника запрещена геологическая разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных связанных с пользованием недрами работ.

ГПЗЗ РЗ «Средне-Лабинский» организован решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся № 643 от 23.10.1963 «Об учреждении охотничьих заказников» как Шовгеновский охотничий заказник. В соответствии с приложениями № 1 к Решению исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 № 64 «О перезакреплении, частичном изменении границ охотничьих хозяйств края и продлении срока пользования ими на 1986-1995 гг.» Шовгеновский заказник получил наименование «Средне-Лабинский».

ГПЗЗ РЗ «Средне-Лабинский» расположен в административных границах Курганинского района Краснодарского края, границы которого утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 № 1007 «Об утверждении положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Средне-Лабинский» и его границ».

ИП Золотарева И.Ю. в процессе осуществления хозяйственной деятельности эксплуатирует скважину для забора пресных подземных вод, расположенную в границах Темиргоевского сельского поселения на территории ГПЗЗ РЗ «Средне-Лабинский», географические координаты расположения скважины: <...>. Водоподъем производится при помощи электронасоса.

В нарушение установленных законодательством требований ИП Золотарева И.Ю. осуществляет добычу подземных вод на территории ГПЗЗ РЗ «Средне-Лабинский».

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» определено, что одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.

Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.

Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).

Ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность с нарушением законодательства об охране окружающей среды, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Поскольку эксплуатация печей осуществляется ответчиком без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, которые подлежат удовлетворению.

В своей жалобе ИП Золотарева И.Ю. указывает на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и приказа Генеральной прокуратуры РФ от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

В соответствии с п. 5 приказа Генпрокуратуры России от 17.03.2017 № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» признан утратившим силу приказ Генпроку­ратуры России от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Также в жалобе ИП Золотарева И.Ю. ссылается на то что, согласно п. 8.3 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам необходимо исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан. Однако столь грубые нарушения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, выявленные специалистом министерства, создают реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также нарушают» конституционное право на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ.

Ответчик ссылается на то, что подача искового заявления о приостановлении его деятельности является преждевременной мерой, а законными действиями прокуратуры в данном случае послужило бы вынесение предписания с определением сроков для устранения выявленных нарушений. Вместе с тем ни Федеральным законом № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в рамках осуществления прокурорского надзора не предусмотрен такой акт прокурорского реагирования как предписание.

Доводы о невозможности прокурором обратиться в суд о приостановлении водопользования также не состоятельны.

В соответствии с п. 3.2.21 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 № 1007 «Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Средне-Лабинский» и его границ», на всей территории заказника запрещена геологическая разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных связанных с пользованием недрами работ.

Согласно п. 8 ст. 1 Водного кодекса РФ водопользователь это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

В соответствии с п. 3 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся, в частности, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Добыча подземных вод (использование скважин) является одним из видов пользования недрами (ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ; преамбула к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

На основании ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользо­вателем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Аналогичное положение содержится в ст. 12 Закона Краснодарского края от 10.10.1997 № 101-КЗ «О недропользовании на территории Краснодарского края».

В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Факт добычи пресных подземных вод подтверждается объяснением ИП Золотаревой И.Ю., полученным помощником прокурора Курганинского района и приобщено к материалам дела об административном правонарушении в отношении ИП Золотаревой И.Ю.

Вместе с тем у ИП Золотаревой И.Ю. не имеется каких-либо подтверждающих право пользования скважиной (недрами) документов.

Кроме того, как установлено материалами дела, ИП Золотарева И.Ю. не обращалась в министерство за получением государственных услуг, предоставляемых министерством в сфере охраны окружающей среды, отчеты об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства за 2015-2018 годы также Зототаревой И.Ю. не предоставлялись.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дальнейшая деятельность индивидуального предпринимателя Золотаревой И.Ю. с существенным нарушением требований экологического законодательств может повлечь за собой значительное негативное воздействие на окружающую природную среду, охрану здоровья человека, противоречит конституционным правам граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии, что является недопустимым, в связи с чем, иск прокурора является законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, судом не было допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 24 декабря 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: