НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 08.09.2020 № 2А-287/20

Судья Береза Т.Н. Дело № 33а-22631/2020 (№ 2а-287/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«08» сентября 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Аняновой О.П.,

судей Суслова К.К., Морозовой Н.А.,

по докладу судьи Суслова К.К.,

при ведении протокола

помощником судьи Черниковым О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю к < Ф.И.О. >1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество, пени по транспортному налогу по апелляционной жалобе заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >5 на решение Крыловского районного суда Краснодарского края от 15.06.2020г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к < Ф.И.О. >1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество, пени по транспортному налогу в общей сумме 6824 руб. 39 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что в период с 15.11.2004г. по 13.10.2017г. < Ф.И.О. >1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Также < Ф.И.О. >1 являлась плательщиком единого сельскохозяйственного налога и ей был исчислен соответствующий налог, однако административный ответчик своевременно не исполнил свою обязанность по оплате налога. В связи с несвоевременной оплатой налога < Ф.И.О. >1 начислена сумма пени.

Требования об уплате налога и пени административным ответчиком также исполнены не были, в связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Крыловского районного суда Краснодарского края от 15.06.2020г. административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю удовлетворено частично.

Суд взыскал с < Ф.И.О. >1 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю недоимку - пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. - 305,66 рублей, пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, определяемом в бюджет РФ на выплату страховой части пенсии года (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды с 01.01.2017г. - 1421,95 рублей, пеню по единому сельскохозяйственное налогу 67,81 руб., а всего 1795 руб. 42 коп.

Взыскал с < Ф.И.О. >1 в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С указанным решением суда не согласился заместитель начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >5 и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование своих доводов жалоб ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Также заместителем начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >5 указано, что сумма пени является текущим платежом, срок взыскания которого, налоговым органом пропущен не был.

В суде апелляционной инстанции представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >6 поддержала доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >6, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, в период с 15.11.2004г. по 13.10.2017г. < Ф.И.О. >1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Также < Ф.И.О. >1 являлась плательщиком единого сельскохозяйственного налога, и ей был исчислен соответствующий налог,

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения лицам, в том числе организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (пп.1 п. 1 ст. 419 НК РФ). К плательщикам страховых взносов также относятся лица, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательстве РФ порядке частной практикой (пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование № 42070 от 29.04.2019г. об уплате страховых взносов.

Требование об уплате налога и пени от 29.04.2019г. № 42070 направлено административному ответчику по почте, что подтверждается реестром на отправку заказных писем, и считая полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ). Ответчику в порядке досудебного урегулирования в требовании об уплате налога предложено добровольно оплатить суммы налога и пени.

В указанный срок требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Краснодарскому краю об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке. Сумма задолженности по пеням составила 7757,35 руб.

Исходя из положений пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ и п. 1 ст. 432 НК РФ индивидуальные предприниматели являются самостоятельными плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят исчисления сумм страховых взносов.

Судом первой инстанции установлено, что административным истцом предъявлены ко взысканию только пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды истекшие до 01.01.2013г. - 3222,48 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. - 1806,49 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. - 305,66 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, определяемом в бюджет РФ на выплату страховой части пенсии года (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды с 01.01.2017г. - 1421,95 руб., пени по единому сельскохозяйственному налогу 67,81 руб., а всего 6824,39 руб.

Сведений о том, что ИФНС направлялось < Ф.И.О. >1 уведомление о числящейся за ней задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации в материалы дела не предоставлено.

В связи с принятием Федерального закона РФ от 03.07.2016г. N 250-ФЗ внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016г. N 250-ФЗ) утратил силу с 01.01.2017г. Федеральный закон от 24.07.2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - Федеральный закон от 24.07.2009г. N 212-ФЗ, Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), регулировавший отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

При этом, с 01.01.2017г. в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03.07.2016г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2006г. N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016г. N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного федерального закона.

Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 14).

Федеральным законом от 24.07.2009г. N 212-ФЗ установлены порядок и сроки уплаты страховых взносов за период по 31.12.2016г. плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, к которым относятся в числе прочих и индивидуальные предприниматели, уплачивающие взносы только за себя. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (статья 16).

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" - в случае прекращения деятельности страхователем в связи с его ликвидацией до конца расчетного периода страхователь обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить страховщику расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями статьи 24 вышеуказанного Федерального закона. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными страхователем с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату страхователю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Предельный срок для обращения с заявлением в суд о взыскании задолженности по уплате страховых взносов представляет собой совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для совершения органом контроля за уплатой страховых взносов отдельных действий, направленных в целом на взыскание страховых взносов.

Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов не влияет на исчисление сроков по взысканию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Судом первой инстанции обоснованно указано, что доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, не представлено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемой в РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды истекшие до 01.01.2013 г. - 3222,48 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемыех в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 - 1806,49 руб., и, как следствие, удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю в части взыскания недоимки - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемой в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. - 305,66 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, определяемом в бюджет РФ на выплату страховой части пенсии года (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды с 01.01.2017г. - 1421,95 рублей, пени по единому сельскохозяйственному налогу 67,81 руб., а всего 1795 руб. 42 коп.

На основании ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Ссылка в жалобе заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю Онищенко И.А. на то, что сумма пени является текущим платежом, срок взыскания которого, налоговым органом пропущен не был, направлена на иное, неправильное толкование норм материального права.

Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, которым не была дана оценка судом первой инстанции и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Крыловского районного суда Краснодарского края от 15.062020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю Онищенко И.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.

Председательствующий Анянова О.П.

Судья Суслов К.К.

Судья Ефименко Е.В.