НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 08.06.2022 № 2-542/2022

Судья: Баранова Е.А. Дело № 33- 17018/2022

№ 2-542/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Абловацкой Е.С., Старосельской О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Скрыпниковым Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности 1 на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 18 января 2022 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации, в котором просила суд:

- взыскать с Государственного учреждения – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в её пользу, как члену семьи, совместно проживающей с умершим 3, не выплаченную при жизни умершего компенсацию за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации – протез голени, в размере 167 528 руб.;

- взыскать с ответчика в пользу 2 государственную пошлину в размере 4 551 руб.

В обоснование иска указывалось на то, что истец состояла в зарегистрированном браке с 3, умершим При жизни её супруг являлся инвалидом, был поставлен на учет в Филиале № 17 Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал № 17 Фонда социального страхования), для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (далее - ТСР), в виде модульного протеза голени, в том числе при недоразвитии, стоимостью 167 528 руб. Указывает, что 21.05.2021 г. её супруг подал весь пакет необходимых документов для производства компенсационной выплаты в Филиал № 17 Фонда социального страхования. Решением от 02.06.2021 г за указанного филиала подтверждено обязательство Государственного учреждения – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования) выплатить её супругу - 3, компенсацию в размере 167 528 руб. в месячный срок. 3 умер 04.06.2021 г. Истец 29.09.2021 г. обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей, как совместно проживающему с умершим члену семьи, в порядке ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не выплаченной 8, при его жизни, компенсации за самостоятельно приобретенное им ТСР в размере 167 528 руб. Данная компенсация выплачена не была.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 18.01.2022 г. исковые требования 2 удовлетворены частично. Судом первой инстанции постановлено:

- взыскать с Государственного учреждения – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу 2 сумму компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в сумме 167 528 руб.;

- в части взыскания судебных расходов отказать.

В жалобе представитель Фонда социального страхования по доверенности, 1, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является необоснованным. Судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела. Указывает на то, что данная компенсация, не выплаченная при жизни 3, и в целях недопущения нарушения прав иных наследников, должна быть включена в наследственную массу.

В суде апелляционной инстанции представитель 2 по доверенности, 9, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика по доверенности, 10, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования апелляционной жалобы.

При таких обстоятельствах, с учетом лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В силу положений ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов ТСР осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также, иными заинтересованными организациями.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил обеспечения инвалидов ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПРА инвалида), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона № 181-ФЗ, ИПРА инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также, организациями, независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что умер супруг истца – 3, года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти VI-АГ от .

Истцом подтвержден факт зарегистрированного брака с умершим на основании свидетельства о заключении брака IV-АГ № 424999 от 28.02.1986 г.

Факт совместно проживания истца с умершим супругом – 3 подтвержден, представленной в материалы дела, выписки из домовой книгой.

3 при самостоятельном приобретении протеза руководствовался ИПРА инвалида от 24.04.2018 г. № 580.31.23/2018, в связи с чем обратился в ООО «Медицинский Производственный Реабилитационный Центр «Ортопром», для изготовления протезно-ортопедического изделия, а именно: модульного протеза голени, в том числе при недоразвитии в количестве одной штуки. На основании договора № 106 от 05.04.2021 г. заключенного с вышеуказанной организацией, по заказу 3 был изготовлен модульный протез голени, который был оплачен 3 в полном объёме, что подтверждается платёжным поручением № 713225 от 17.05.2021 г. имеющегося в материалах дела.

21.05.2021 г. 3 обратился в Филиал № 17 Фонда социального страхования с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретённые ТСР, с приложением необходимого пакета документов.

При жизни 3 был поставлен на учет в Филиале № 17 Фонда социального страхования для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР. Решением № 2300 6473325/1062324 от 02.06.2021 г. подтверждено обязательство Фонда социального страхования о оплате 3 167 528 руб. компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации.

3 умер .

Установлено, что 29.09.2021 (спустя менее чем четыре месяца после смерти супруга) 2 обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей в порядке ст. 1183 ГК РФ как совместно проживающему с умершим члену семьи, не выплаченной при жизни супруга компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР в размере 167 528 руб.

Однако, данная компенсация 2 выплачена не была. Согласно ответу на заявление от 14.10.2021 г. № 01-27/17-20750л, ответчик разъяснил, что для выплаты компенсации истцу необходимо вступить в наследство.Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 г. № 57н (ред. от 08.10.2021 г.) «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).

В соответствии с данным Порядком, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с ИПРА инвалида, являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счёт, с учетом классификации в рамках федерального перечня.

В соответствии с п. 3 Порядка, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные ИПРА инвалида ТСР и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрёл указанное ТСР и (или) оплатил услугу за счёт собственных средств.

Согласно п. 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

В соответствии с вышеназванными нормами действующего законодательства Российской Федерации обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом за счет средств из федерального бюджета. При этом объем средств на реализацию мер социальной поддержки для льготной категории граждан предусматривается в федеральном законе о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год. Соответственно Фонд осуществляет полномочия по обеспечению граждан льготной категории техническими средствами реабилитации в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году.

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является социальной гарантией государства и входит в расходную составляющую федерального бюджета, в связи с чем, должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Иной подход означал бы неравенство прав по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов способных приобрести такие средства за свой счет, по сравнению с теми, у которых такая возможность отсутствует (ст. 6, 19 Конституции РФ).

Право на получение компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации возникает с момента его приобретения, независимо от обращения в уполномоченный орган. Инвалид лишается права требовать компенсации только в случае его отказа от обеспечения ТСР. Иных прямых указаний для отказа в выплате компенсации действующее законодательство Российской Федерации не содержит.

При этом, учитывая положения ч. 1 ст. 1183 ГК РФ, в соответствии с которыми право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате сумм на основании ч. 1 ст. 1183 ГК РФ, должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (с. 2 ст. 1183 ГК РФ).

В пункте 1 ст. 1183 ГК РФ идет речь только о тех суммах, которые предоставлены лицу в качестве средств к существованию, то есть предназначен для потребления (расходования) в целях жизнеобеспечения - удовлетворения обычных, повседневных потребностей, что свидетельствует в пользу социального характера рассматриваемых сумм, что как раз и обусловливает особую процедуру посмертного их перехода. Право на их посмертное получение по самостоятельному (иному, чем наследование) основанию имеют две категории граждан: члены семьи умершего, проживавшие с ним совместно, и нетрудоспособные иждивенцы умершего независимо от места их проживания (ч. 1ст. 1183 ГК РФ).

Таким образом, в ч. 1 ст. 1183 ГК РФ, закреплены два альтернативных критерия - принадлежность к числу членов семьи (умершего) и совместность проживания с ним (неважно, как долго), а также наличие факта нетрудоспособности и нахождение на иждивении умершего (независимо от места проживания). Следует подчеркнуть, что речь идет не только о лицах из числа наследников (по завещанию или по закону), но и о иных удовлетворяющих названным критериям лицах; говоря иначе, принадлежность лиц, имеющих право на получение социальных выплат, к числу наследников по завещанию и (или) по закону значения не имеет, так как в ч. 1 ст. 1183 ГК РФ речь идет не о наследовании.

В соответствии с ч. 3 ст. 1183 ГК РФ, при отсутствии лиц, имеющих на основании ч. 1 ст. 1183 ГК РФ право на получение сумм, не выплаченных наследодателю или при не предъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленные сроки, соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГКРФ.

В пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что к суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи (абзац второй пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9).

По смыслу п. 3 ст. 1183 ГК РФ, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при отсутствии лиц, за которыми признается право на их получение в соответствии с пунктом 1 данной статьи либо специальными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их выплату, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (абз. 3 п. 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9).

Таким образом, законодателем предусмотрена особая процедура на получение данных социальных выплат и, в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 1183 ГК РФ, для получения указанных выплат действующее законодательство не обязывает вступать в наследство. Это является правом, а не обязанностью лиц, указанных в ч.1 ст. 1183 ГК РФ, при условии предъявления этих требований в четырехмесячный срок со дня открытия наследства, что и было реализовано истцом.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, так как считает их правильными.

Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом созданы все необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу. Юридически значимые обстоятельства определены верно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 18 января 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности 1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий

Судьи