НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 07.09.2017 № 33-28713/17

Судья: Попова В.В. Дело № 33-28713/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Пархоменко Г.В.,

судей Черновой Н.Ю., Губаревой А.А.,

при секретаре Юровой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (с учетом дополнений) уполномоченного представителя собственников многоквартирного дома Долматовой Л.О. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 13 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Черновой Н.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Уполномоченный представитель собственников многоквартирного жилого дома № 197 по ул. Воровского в г. Краснодара Долматова Л.О. обратилась в суд с иском к ООО «ГУК-Краснодар», и с учетом уточненных требований, просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к обеспечению благоприятных условий проживания собственников помещений многоквартирного дома № 197 по ул. Воровского в г. Краснодаре в части подключения прибора учета тепловой энергии, взыскать с ответчика убытки в размере 40 % сверх установленного тарифа за период отопительного сезона 2016-2017г.г. в размере 188759рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 45 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом по ул. Воровского, 197 в г. Краснодаре находится в управлении ответчика на основании заключенного договора № 4084/15 от 01.07.2015г. на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома. Согласно акту технического состояния в пределах границ эксплуатационной ответственности, являющемуся приложением к договору управления, многоквартирный дом по ул. Воровского, 197 имеет приборы учета холодной воды, горячего водоснабжения и эти приборы находятся в удовлетворительном состоянии. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, на ответчика, как управляющую организацию, возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Однако, ответчиком указанная обязанность не выполнена, поскольку при заключении договора на управление ответчик не провел проверку, установку (замену) прибора учета тепловой энергии, что повлекло причинение убытков собственникам многоквартирного дома в виде излишне начисленных ответчиком платежей за отопление в период отопительного сезона 2016-2017 г.г.

22.08.2016г. на общем собрании собственники многоквартирного дома приняли решение внести изменения в план текущего ремонта в 2016г., включив в него выполнение работ по установке (реконструкции) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Протокол собрания был передан ответчику, но и после его получения своевременных мер по замене прибора учета тепловой энергии предпринято не было. Ответчиком был заключен договор на выполнение ремонтных работ с ИП Юсуповым З.Ф., в котором указана сметная трудоемкость - 156,96 человека-часов, что при 8-часовом рабочем дней составляет 20 рабочих дней. Договор заключен и смета утверждена 18.08.2016г., таким образом, работы должны были быть завершены в начале сентября 2016г.. Однако, сторонами календарные сроки выполнения работ определены с 18.08.2016 г. по 15.10.2016 г.. Таким образом, ответчик изначально заведомо заключил договор с превышением срока выполнения работ, утвержденного локально-сметной документацией. В акте приемки выполненных работ от 31.12.2016г. указано, что сметная трудоемкость составила 149,78 чел./час, что соответствует 19 рабочим дням. С целью оправдать нарушение сроков, ответчик заключил дополнительное соглашение с ИП Юсуповым З.Ф., в котором срок окончания работ указан 31.12.2016 г.. Однако имеются акты о том, что прибор учета горячего водоснабжения был изъят 27.07.2016г. и установлен 05.09.2016г., то есть работы были выполнены за месяц до начала отопительного сезона, однако прибор учета горячего водоснабжения до настоящего времени в эксплуатацию не введен, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по договору управления. Из-за указанных действий ответчика были причинены убытки собственникам многоквартирного дома в виде излишних выплат за тепловую энергию в размере 40 % дополнительно к трафику.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 13 июня 2017 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) уполномоченный представитель собственников многоквартирного дома Долматова Л.О. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку прибора учета используемых энергетических ресурсов обязана принимать все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Ответчик ООО ГУК-Краснодар, третье лицо Юсупов З.Ф., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причину неявки не сообщили, доказательств уважительности неявки суду не представили. При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно определил правовой характер спорных взаимоотношений между сторонами, и применил нормы права, закрепленные в Жилищном кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с требованиями статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений.

Положениями пункта 1 статьи 13 Закона N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.06.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом N261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Управляющие компании выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Управляющая компания несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.2 статьи 161 ЖК РФ).

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N491.

В соответствии со ст.12, 56 ГПК РФ гражданское производство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из статьи 8 ГК РФ следует, что, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе договоров, а также из действий юридических лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.

Как установлено судом первой инстанции, что истец Долматова Л.О. является уполномоченным представителем собственников многоквартирного жилого дома по ул. Воровского, 197 в г. Краснодаре, председателем Совета многоквартирного дома.

ООО «ГУК-Краснодар» на основании договора № 4084/15 от 01.07.2015г. является организацией, оказывающей услуги по управлению, содержанию и ремонту вышеназванного многоквартирного дома.

Истец утверждает, что ответчиком нарушены сроки установки общедомового прибора учета тепловой энергии, что повлекло убытки для собственников многоквартирного дома в виде излишних выплат за тепловую энергию.

Между ООО «ГУК-Краснодар» и ИП Юсуповым З.Ф был заключен договор на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии в вышеназванном многоквартирном жилом доме, срок выполнения работ с учетом дополнительного соглашения сторонами определен с 18.08.2016года по 31.12.2016года.

В декабре 2016года работы по установке узла учета тепловой энергии ИП Юсуповым З.Ф. были выполнены в соответствии с техническими условиями, выданными ответчиком, и проектом, и 31 декабря 2016года подписан акт выполненных работ.

21 января 2017года узел учета тепловой энергии в вышеназванном многоквартирном жилом доме принят в эксплуатацию.

При разрешении дела по существу, суд первой инстанции исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь статьями 161, 162, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона N 261-ФЗ, пунктами 11 и 16 Правил N 491, сделал вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции, достоверно установив, что ответчиком работы по замене узла учета тепловой энергии для нужд отопления многоквартирного дома выполнены в разумный срок, и установка общедомового прибора учета теплоэнергии произведена ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Таким образом, судом проверены доказательства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а выводы суда – мотивированы.

Доводов, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда первой инстанции либо опровергнуть их, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом вышеизложенного оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 13 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу уполномоченного представителя собственников многоквартирного дома Долматовой Л.О. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи