Судья Мельникова О.Н. Дело № 33-7322/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 апреля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.
по докладу судьи Борисихиной С.А.
при секретаре Маркиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Серого Н.В. на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 9 февраля 2015 г.,
установила:
Серый Н.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Выселковском районе Краснодарского края о выплате с <...> ежемесячной пенсии по инвалидности в размере <...>. и взыскании задолженности за период с <...> по <...> в размере <...>.
Исковые требования мотивированы тем, что в <...> ему, как инвалиду <...> вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, назначили пенсию по инвалидности в размере <...>. с учетом надбавки, которая и должна ежегодно индексироваться. Пенсионный фонд добавку к его пенсии по инвалидности ведет отдельной графой, пенсию по инвалидности не индексирует, а проводит через раз частичную индексацию доплаты, что, по мнению истца, нарушает статью 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании Серый Н.В. исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика с иском не согласился, просил суд в иске отказать.
Обжалуемым решением в исковых требованиях Серого Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Выселковском районе Краснодарского края отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Серый Н.В. просит решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 9 февраля 2015 г. отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 9 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что Серый Н.В. является инвалидом <...> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пенсия по инвалидности ему назначена с <...> и ее размер на момент обращения с иском в суд составляет <...>.
Преамбулой к разделу IV Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 18 июня 1992 г., действовавшей на момент назначения истцу пенсии) предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются данным Законом, Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», а также действующим законодательством Российской Федерации в части норм по возмещению ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, при этом нормы Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» применяются в отношениях, которые не регулируются данным Законом.
Пунктом 2 статьи 29 данного Закона предусмотрено назначение пенсий военнослужащим, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Соответственно, размер пенсии увеличивался только при увеличении минимального месячного размера оплаты труда.
Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1) действовал в нескольких редакциях. Статья 29 указанного Закона в редакции от 18 июня 1992 г., действовавшей на момент назначения истцу пенсии с <...>г., предусматривала, что размер пенсии по инвалидности может быть исчислен из расчета семикратной суммы установленного законом минимальной месячной оплаты труда с учетом степени утраты трудоспособности, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ (вступившим в законную силу в части пенсионного обеспечения с 2 марта 1996 г.) были внесены изменения в Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, в том числе и в статью 29 данного Закона, согласно которым размер пенсии по инвалидности граждан, указанных в данной статье, исчислялся по нормам, изложенным в Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Поэтому со 2 марта 1996 г. размер пенсии по инвалидности истца исчислялся по нормам статьи 36 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1, с учетом величины минимального размера пенсии, то есть определялся вновь.
С 1 января 2002 г. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который предусматривал нормы пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, в том числе в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Соответствующие изменения были внесены и в базовый Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1. Таким образом, с 1 января 2002 г. размер пенсии по инвалидности истца исчислялся по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ, исходя из величины базовой части трудовой пенсии, а с 1 января 2010 г. - размера социальной пенсии.
Базой для исчисления размера пенсии по инвалидности истца в различные в периоды были различные величины: в период с 30 июня 1992 г. по 8 июля 1992 г. - минимальный размер пенсии, в период с 9 июля 1992 г. по 1 марта 1996 г. - размер минимальной месячной оплаты труда, в период со 2 марта 1996 г. по 31 декабря 2001 г. - минимальный размер пенсии, в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г. - величина базовой части трудовой пенсии, в период с 1 января 2010 г. по настоящее время - размер социальной пенсии. При этом указанные суммы увеличивались на индексы, предусмотренные законодательством конкретно для индексации данных величин.
Кроме того, на дату назначения истцу пенсии по инвалидности пунктом 2 статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, устанавливалась надбавка к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии. Согласно данной норме доплата к пенсии по инвалидности выплачивалась в период с 13 июля 1993 г. по 31 декабря 2001г. Размер надбавки увеличивался на коэффициенты индексации минимального размера пенсии.
Из материалов дела усматривается, что при назначении истцу трудовой пенсии по старости размер указанной надбавки был учтен пенсионным органом в размере трудовой пенсии по старости.
Расчет размера пенсии по инвалидности и надбавки к ней, предложенный истцом, обоснованно не прияты судом первой инстанции во внимание, поскольку данный расчет не соответствует нормам статьи 29 и статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в части порядка индексации размера пенсии по инвалидности и индексации надбавки к пенсии, а также не учитывает вышеуказанных изменений норм законодательства о пенсионном обеспечении лиц, пострадавших в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что решение Выселковского районного суда от 9 февраля 2015 г. является законным, обоснованным, вынесенным с учетом норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, которая у судебной коллегии не вызывает сомнений в своей правильности.
Представленные в материалах дела доказательства судом первой инстанции были исследованы в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела районным судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 9 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи