НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 05.09.2017 № 33-26292/17

Судья – Сеина Т.П. Дело № 33-26292 /2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.,

судей Губаревой С.А., Пшеничниковой С.В.,

при секретаре Дмитриевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Угрюмовой А.Ю. на решение Каневского районного суда Краснодарского края от 21 марта 2017 года по делу по иску < Ф.И.О. >8 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе о признании незаконными действия (бездействия) Пенсионного фонда РФ в Каневском районе и обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Пшеничниковой С.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Угрюмова Л.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе о признании незаконными действия (бездействия) Пенсионного фонда РФ в Каневском районе и обязании устранить допущенные нарушения, указав, что является работающим пенсионером, с 1982 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в медицинских учреждениях на территории РФ в должности (лаборант, лаборант-фельдшер) является пенсионером по выслуге лет с общим трудовым стажем более 30 лет. По состоянию на июнь 2016 года размер ее ежемесячной пенсии составлял 9 133 рубля 93 копеек. Уведомлением от 20.10.2016 № 08-4655 Пенсионный фонд Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края сообщил о том, что по результатам проведенного беззаявительного расчета пенсии с 01.08.2016 было выявлено, что с 01.08.2015 (на основании пункта 5 статьи 35 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) был неверно определен размер пенсии, что привело к необоснованному завышению его размера. Также в названном уведомлении ПФ РФ указано, что с 01.11.2016 размер ее пенсии составил сумму в 8 958 рублей 55 копеек. С учетом того, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты в сторону уменьшения, производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой данный перерасчет (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона № 400-ФЗ), размер пенсии, рассчитанный с 01.08.2015, является неверным. У Пенсионного Фонда РФ в Каневском районе было достаточно времени для того, чтобы проверить расчет размера пенсии еще в 2015 году, однако, не совершив данные действия ранее, ПФ РФ в Каневским районе утратил правовую возможность на совершение таких действий.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года. На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3 (три балла) - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Т.е. с 01.08.2016 она вправе была рассчитывать на увеличение страховой пенсии на 3 балла (3x71,41 руб.), что составит сумму 214 рублей 23 копеек, однако вопреки требованиям Закона Пенсионный Фонд РФ в Каневском районе увеличение пенсии на вышеуказанную сумму не произвел.

Согласно пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Согласно пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Таким образом, истица считает, что в результате неправомерных действий ПФ РФ размер ее пенсии не только не был увеличен на сумму 214 руб. 23 коп. (по правилам статьи 18 ФЗ № 400-ФЗ), но и, наоборот, по сравнению с предыдущими пенсионными выплатами был уменьшен на сумму 175 рублей 38 копеек, что входит в противоречия с действующими нормами права РФ и нарушает права Угрюмовой Л.Ю.

Истец просила суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем проведения перерасчета страховой пенсии административного истца с 01.11.2016, признать незаконными действия Пенсионного Фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского крае, выраженные в уменьшении с 01.11.2016 размера пенсии Угрюмовой Л.Ю. с 9 133 рубля 33 копеек до 8 958 рублей 55 копеек, а также обязать ответчика произвести пересчет пенсии Угрюмовой Л.Ю. с 01.11.2016 (в том числе путем ее увеличения на 214 рубля 23 копеек).

Обжалуемым решением Каневского районного суда Краснодарского края от 21 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Угрюмова А.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования иска. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 № 752-O-O, указывает, что порядок перерасчета пенсий не направлен на какое бы то ни было ущемление прав работающих пенсионеров; напротив, устанавливая основания и порядок пересмотра размера одной из составных частей трудовой пенсии, он имеет целью обеспечить повышение ее уровня. Судом первой инстанции при рассмотрении дела № 2-354/2017 были неверно установлены обстоятельства, подлежащие выяснению для правильного рассмотрения дела по существу, что повлекло за собой принятие неправомерного судебного акта.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, действовавшего в период назначения пенсии истцу, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Угрюмова Л.Ю. является получателем досрочной пенсии по старости с 29.11.2012, назначенной на льготных основаниях в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (п.п. 20 п.1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), действовавшего до 01.01.2015, и продолжает работать.

На дату назначения пенсии истицы размер пенсии, исчислялся исходя из индивидуальных сведений по стажу, заработной плате и суммы страховых взносов, начисленных в бюджет Пенсионного фонда после 01.01.2002 за период с 01.01.2002 по 30.09.2012, и составлял 5815 рублей 47 копеек.

Поскольку истец после назначения пенсии продолжала выполнять оплачиваемую работу, ответчиком в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона от 17.12.2001 с 01 августа каждого года (2013-2014г.г.) в автоматизированном режиме производилась корректировка страховой части трудовой пенсии с учетом сумм страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете истицы на дату корректировки.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно п.5 ст. 35 Закона №400-ФЗ размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное уточнение производится до 1 августа 2015 года.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанций правомерно исходил из положений Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) (ч. 4 ст. 28 Закона № 400-ФЗ) и Правил ведения пенсионной документации, утвержденных приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 616н. (п. 23, п. 58 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, Правила).

Согласно Правил, при установленном территориальным органом ПФР факте счетной ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, оформляется соответствующее решение. Распоряжение о перерасчете размера пенсии в сторону уменьшения принимается не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документов, подтверждающих наличие счетной или технической ошибки. Наличие ошибки (счетной, технической) служит основанием для проведения органом ПФР перерасчета пенсии и приведения размера пенсии в соответствии с материалами пенсионного дела, а также выплаты пенсии в надлежащем размере.

Проверяя доводы иска, судом не было установлено нарушений при проведении перерасчета страховой пенсии истца.

Из материалов дела следует, что <...> УПФР в Каневском районе Краснодарского края принято решение №36/138487 об установлении общего размера страховой пенсии по старости с учетом корректировки и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 8958 рублей 33 копейки.

Для уточнения размера пенсии Угрюмовой Л.Ю. была запрошена выписка из индивидуального страхового счета застрахованного лица, которая была сформирована в автоматическом режиме 24.06.2015. Для уточнения размера расчетного пенсионного капитала были учтены страховые взносы за 2, 3, 4 кварталы 2014г., которые не были учтены в составе расчетного пенсионного капитала и составили 79781 рублей 04 копеек. При этом страховые взносы за указанный период удвоились в связи с некорректным формированием программно-техническим комплексом в автоматизированном режиме выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица при уточнении величины расчетного пенсионного капитала и составили 159562 рублей 08 копеек и из этой же суммы прошел перерасчет и размер пенсии был установлен в завышенном размере с 01.09.2016 и составил 9133 рублей 93 копеек.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о правомерности корректировки ответчиком размера пенсии истца с 01 ноября 2016 года, который составил 8958 рублей 55 копеек.

Проверяя доводы иска в части отказа ответчика в увеличении применения индивидуального коэффициента на 3 балла, установлено, что в соответствии с ч.4 ст. 28 Закона №400 размер пенсии истца ответчиком был приведен в соответствие с нормами указанного Закона с 01.11.2016 и для перерасчета пенсии с 01.08.2016 учтено максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которое составило 3 балла.

При указанных обстоятельствах, судом не установлено нарушений прав истца с учетом уменьшения размера пенсии в связи корректировкой в соответствии с материалами пенсионного дела.

При таких обстоятельствах правовых оснований для признания незаконными действий, выраженных в уменьшении с 01.11.2016 размера пенсии Угрюмовой Л.Ю. с 9 133 рубля 33 копеек до 8 958 рублей 55 копеек и обязании произвести пересчет пенсии Угрюмовой Л.Ю. с 01.11.2016 (в том числе путем ее увеличения на 214 рубля 23 копеек) судом не установлено, ввиду чего в удовлетворении иска Угрюмовой Л.Ю. отказано правомерно.

Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает и полагает, что нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Каневского районного суда Краснодарского края от 21 марта 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>