НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 04.06.2019 № 33А-20702/19

Судья – < Ф.И.О. >2

Дело № 33а-20702/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июня 2019 года

г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего

Кривцова А.С.

судей

Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,

по докладу судьи

Борисихиной С.А.,

при секретаре

< Ф.И.О. >4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федотовой < Ф.И.О. >11 к ИФНС России №3 по городу Краснодару, Управлению ФНС России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа,

по апелляционной жалобе и.о. заместителя начальника ИФНС России № 3 по г. Краснодару Кириченко И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2019 года,

установила:

Федотова Н.Б. обратилась в суд с иском к ИФНС России № 3 по городу Краснодару, Управлению ФНС России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа.

В обоснование заявленных требований указано, что в период с 11 июля 2016 года по 14 августа 2018 года Федотова Н.Б. имела статус индивидуального предпринимателя, соответственно являлась плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, объектом которой являлись доходы, уменьшенные на величину расходов. Административный истец уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере <...>, из них <...> на уплату фиксированных платежей за 2017 год, <...> на выплату фиксированных платежей за 2017 год с доходов, превышающих <...>.

Расчет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в фиксированном размере с суммы доходов, превышающей <...>, был произведен истцом с суммы доходов от предпринимательской деятельности, исчисленного в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ, уменьшенного на предусмотренные статьей 346.17 Налогового кодекса РФ расходы. Сумма дохода за 2017 год составила <...>, сумма расходов <...>. Для исчисления фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ в размере 1% с дохода, превышающего <...>, истцом был произведен следующий расчет: <...> - <...> - <...>. То есть размер фиксированного платежа равен <...>.

ИФНС России № 3 по г. Краснодару произвела начисление Федотовой Н.Б. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в максимальном размере в сумме <...>, в том числе <...> - фиксированные платежи и <...> доходов, превышающих <...>. Не согласившись с произведенным ИФНС России №3 по г. Краснодару начислением, Федотова Н.Б. обратилась к Управление ФНС по Краснодарскому краю с жалобой на неправомерное исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год.

По итогам рассмотрения данной жалобы Управление ФНС России по Краснодарскому краю 13 сентября 2018 г. вынесло решение <...>, в соответствии с которым жалоба оставлена без удовлетворения, а действия должностных лиц Инспекции ФНС России № 3 по г. Краснодару признаны правомерными.

Не согласившись с вынесенным решением, Федотова Н.Б. просила суд его отменить, обязать ИФНС России №3 по г. Краснодару произвести перерасчет начисленных страховых взносов на обязательное страхование за 2017 год из расчета доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.5 Налогового кодекса РФ, уменьшенных на предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса РФ расходы.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2019 года административный иск Федотовой Н.Б. удовлетворен, решение Управления ФНС России по Краснодарскому краю от <...><...> отменено. Суд обязал ИФНС России № 3 по г.Краснодару произвести перерасчет начисленных Федотовой Н.Б. страховых взносов на обязательное страхование за 2017 год с доходов, превышающих <...>, из расчета доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, уменьшенных на предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса РФ расходы.

В апелляционной жалобе и.о. заместителя начальника ИФНС России №3 по г. Краснодару Кириченко И.В. просит данное решение отменить, как незаконное и необоснованное.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Федотовой Н.Б. по доверенности < Ф.И.О. >6 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. заместителя начальника ИФНС России № 3 по г. Краснодару Кириченко И.В. – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ИФНС России № 3 по г. Краснодару по доверенности < Ф.И.О. >7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда отменить, представителя Управлению ФНС России по Краснодарскому краю по доверенности < Ф.И.О. >8, которая просила решение суда отменить, представителя Федотовой Н.Б. по доверенности < Ф.И.О. >6, поддержавшего доводы возражений на апелляционную жалобу, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, с 1 января 2017 года регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ «Страховые взносы»

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса (статья 420 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что с 11 июля 2016 года по 14 августа 2018 года Федотова Н.Б. являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно статье 430 Налогового кодекса РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <...>, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ (<...>);

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 Кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего <...> за расчетный период (<...>).

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса (<...>).

На основании подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ, в целях применения положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.

Исходя из положений статьи 346.15 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении доходов учитывают доходы, определяемы в порядке, установленном подпунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса РФ.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (пункт 1 статьи 243 Налогового кодекса РФ).

Индивидуальный предприниматель самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса РФ (пункты 1,2 статьи 342 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса РФ, в этом случае не учитываются.

Как следует из материалов дела, согласно налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2017 год сумма дохода Федотовой Н.Б. составила <...>.

Федотовой Н.Б. уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме <...>, в том числе в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме <...> (<...>) и с дохода, превышающего <...>, в сумме <...>).

Налоговый орган, располагая информацией о доходе Федотовой Н.Б. за 2017 год, исчислил сумму страховых взносов исходя из полной суммы полученного дохода (без учета произведенных расходов), в результате чего сумма налога составила <...>, в том числе в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме <...> и с дохода, превышающего <...>, в сумме <...>

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, согласился с доводами административного истца о том, что данный расчет является незаконным, и обязал ИФНС России №3 по г. Краснодару произвести Федотовой Н.Б. перерасчет начисленных страховых взносов на обязательное страхование за 2017 год из расчета доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.5 Налогового кодекса РФ, уменьшенных на предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса РФ расходы.

По мнению судебной коллегии данный вывод является ошибочным, основанным на неверном применении и толковании норм материального права, так как исчисление налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 187200,00 рублей, исходя из полной суммы полученного дохода (без учета произведенных расходов), не противоречит положениям Налогового кодекса РФ.

Суд первой инстанции оставил без внимания, что постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 года № 27-П, в котором указано, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, применяется только в отношении плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, что и нашло отражение в пункте 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2017 года.

При таких обстоятельствах заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о том, что порядки определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц, нетождественны, так как Налоговый кодекс РФ прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения, на необходимость определения доходов только в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.

Данный подход применения законодательства о налогах и сборах по вопросу определения базы для исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, отражается в письме Министерства финансов РФ от <...><...>, доведенном письмом ФНС России от <...><...> для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам, которое вляется обязательным для применения налоговыми органами в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от <...> по делу <...> отказано в удовлетворении административного искового заявления гражданина о признании недействующим вышеуказанного письма Минфина России от <...><...> и рассмотрены вопросы определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения.

В частности, Верховный Суд РФ указал, что, устанавливая принципы обложения страховыми взносами, которые детализированы в главе 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса РФ (статьи 419 - 432 Налогового кодекса РФ), федеральный законодатель применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в статье 430 Налогового кодекса РФ плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не ввел предписания об исчислении в целях применения положений пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом, в соответствии в пунктом 3 части 3 указанной статьи, к неправильному применению норм материального права законодатель относит, в частности, неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, выразившееся в неверном истолковании закона, подлежащего применению, и полагает необходимым решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2019 года отменить и принять по делу новое решения об отказе Федотовой Н.Б. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от <...><...> и обязании ИФНС России № 3 по г.Краснодару произвести перерасчет начисленных Федотовой Н.Б. страховых взносов на обязательное страхование за 2017 год с доходов, превышающих <...>, из расчета доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, уменьшенных на предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса РФ расходы.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2019 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Федотовой Наталии < Ф.И.О. >14 к ИФНС России №3 по городу Краснодару, Управлению ФНС России по Краснодарскому краю – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение суда апелляционной инстанции составлено 7 июня 2019 г.