Судья – Гордийчук Л.П. Дело № 33-31982/2020
№ 2-4356/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 декабря 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гончаровой С.Ю.,
судей Бондаренко М.В., Пархоменко Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Комиссаровой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» по доверенности <ФИО>6, военного комиссара ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» <ФИО>9 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 июня 2020 года по делу по иску <ФИО>1 к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о защите пенсионных прав,
Заслушав доклад судьи Пархоменко Г.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
<ФИО>1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о взыскании недополученной пенсии.
В обоснование исковых требований сослался на то, что проходил военную службу в должности судьи Краснодарского гарнизонного военного суда, в дальнейшем, в должности судьи Северо-Кавказского окружного военного суда и председателя Волгоградского гарнизонного военного суда. Приказом Министра обороны РФ от 6 мая 2010 года № 522 он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом ВрИД председателя Северо-Кавказского окружного военного суда от 5 августа 2010 года № 404 он исключен из списков личного состава Волгоградского гарнизонного военного суда и с указанной даты снят со всех видов довольствия как военнослужащий. Поскольку на момент увольнения с военной службы в запас его выслуга лет в календарном исчислении для назначения пенсии по состоянию на 5 августа 2010 года составила 27 лет 00 месяцев, при определении размера пенсии, подлежащей выплате, в соответствии с абз. 9 п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 25 декабря 2009 года) и п. 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (приложение № 1), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» (в редакции от 2 октября 2009 года), ему с 6 сентября 2010 года ему была назначена пенсия за выслугу лет (пенсионное дело № УЧ-0120201), а также установлена надбавка за выслугу лет в размере 50% от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии по 31 июля 2015 года включительно.
Вместе с тем, Федеральным законом РФ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон № 306-ФЗ) в действующее законодательство, регламентирующее порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, внесены изменения, в результате которых пенсия ему стала начисляться и выплачивалась до 31 июля 2015 года, исходя из ранее установленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера 25% (п. 6 ч. 13 ст. 2 указанного закона).
Назначение пенсии, включавшей надбавку за выслугу лет в размере 50%, и последующее с 1 января 2012 года её снижение до 25%, истец полагает незаконным и нарушающим его право на получение пенсионного обеспечения в полном объеме.
Таким образом, размер недоплаченной <ФИО>1 суммы пенсии за период с 01 января 2012 года по 31 июля 2015 года составил 334168,26 рублей, которую он просит взыскать с ответчика.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил заявление, в котором исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, настаивая на том, что оснований к перерасчету пенсии истца не имеется.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 июня 2020 года исковые требования <ФИО>1 удовлетворены полностью.
В апелляционных жалобах представители ответчика просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывают, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Также указывают на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание судебной коллегии не явились, причину неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, <ФИО>1 проходил военную службу в должности судьи, в частности, судьи гарнизонного военного суда, а в дальнейшем, в должности судьи Северо-Кавказского окружного военного суда и председателя Волгоградского гарнизонного военного суда.
Приказом Министра обороны РФ от 6 мая 2010 года № 522 <ФИО>1 досрочно уволен с военной службы в запас по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с организационно-штатными мероприятиями. Это, в свою очередь, повлекло издание ВрИД председателя Северо-Кавказского окружного военного суда приказа от 5 августа 2010 года № 404, которым <ФИО>1 исключен из списков личного состава Волгоградского гарнизонного военного суда и с указанной даты снят со всех видов довольствия как военнослужащий.
Судом установлено, что с 6 сентября 2010 года <ФИО>1 назначена пенсия за выслугу лет (пенсионное дело № УЧ-0120201 находится в центре социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края), а также установлена надбавка за выслугу лет в размере 50% от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии по 31 июля 2015 года включительно. В дальнейшем размер указанной надбавки снижен до 25%.
Федеральным законом РФ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон №306-ФЗ) в действующее законодательство, регламентирующее порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, внесены изменения.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее по тексту Федеральный закон №306-ФЗ), установивший иной размер надбавки за выслугу лет, в результате которых пенсия <ФИО>1 стала начисляться и выплачивалась до 31 июля 2015 года, исходя из ранее установленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера 25% (п. 6 ч. 13 ст. 2 указанного закона).
Порядок применения Федерального закона № 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8-9 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Часть 9 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством РФ до 1 января 2012 года.
Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01.01.2012 г. (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет).
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), а также пенсионеров из числа указанных лиц ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона № 4468-I, а также положений частей 8-11 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 04.11.2014 г. № 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ», которые Федеральным законом № 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 года военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК РФ.
Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч. 6 ст. 12 Закона № 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона №306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям, такого указания не содержится.
Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и Федеральным законом «О Следственном комитете РФ», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона №306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8-11 ст. 12 данного Федерального закона), судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1.01.2012 размеров пенсий военным судьям, размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.
Указанный вывод согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ, согласно которым при перерасчете с 1.01.2012 г. размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ (т.е. в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете РФ» в связи с принятием Федерального закона № 309-ФЗ изменены не были.
Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 1.01.2012 г. размера процентной надбавки за выслугу лет и установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, как указано в апелляционной жалобе, пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним. Такое различие недопустимо и не соответствует статьям 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции РФ.
Ссылка представителей ответчика в апелляционных жалобах на Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 2989-О не опровергает правильности выводов суда первой инстанции, поскольку данное определение, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина <ФИО>7 на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 12 Федерального закона №309-ФЗ, не содержит выводов, из которых бы следовала возможность снижения размера процентной надбавки за выслугу лет (установления ее в размерах, предусмотренных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, в нарушение прямого запрета, установленного в ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ) при перерасчете пенсий военным судьям.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку они повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к его не согласию с выводами суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом при принятии решения. В связи с этим, оснований сомневаться в обоснованности и законности принятого решения у судебной коллегии не имеется.
Суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценил представленные доказательства в совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Размер взысканной судом недоплаченной пенсии обоснован истцом, представленный расчет арифметических ошибок не содержит и ответчиком не оспаривался.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным. Юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 июня 2020 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» по доверенности <ФИО>6, военного комиссара ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» <ФИО>9 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: