НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 31.07.2013 № 33-1232

Судья И.А. Шабарова                                                                                          Дело № 33-1232

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   «31» июля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего О.Н. Зиновьевой,

судей Н.Н.Демьяновой, С.В. Андреева,

при секретаре А.А. Рец

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнения к ней Федоровой Веры Георгиевны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 17 мая 2013 года, которым исковые требования Федоровой Веры Георгиевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о перерасчете пенсии оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Н.Н.Демьяновой, выслушав объяснения В.Г. Федоровой, представителя Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области А.В. Безруковой, судебная коллегия

установила:

         В.Г. Федорова обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области, в котором просила: обязать ответчика произвести перерасчет пенсии согласно Разъяснению Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 4, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70, а именно, произвести расчет по специальному стажу с учетом статей 16, 91 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», с применением стажевого коэффициента 75 % от осовремененного заработка с учетом отношения заработков, равного 2,627; выплатить разницу между вновь исчисленной и выплаченной пенсией за период с 01 февраля 2000 года по январь 2013 года.

В обоснование требований сослалась на многочисленные нарушения ответчиком норм пенсионного законодательства, игнорирование позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлениях от 24 мая 2001 года № 8-П, от 03 апреля 2003 года №4-П, от 29 января 2004 года № 2-П. Указала, что право на пенсию она приобрела в соответствии со ст. 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1, с 01 октября 1992 года пенсия выплачивалась органом пенсионного обеспечения г. Апатиты, с 01 февраля 2000 года ответчиком. При назначении пенсии в г. Апатиты, а также в дальнейшем при ее исчислении ответчиком с названной даты была необоснованно применена ст. 18 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1, что привело к дальнейшему нарушению ее прав, снижению размера фактически получаемой пенсии. Приводя расчет полагающейся ей пенсии, отметила, что с 01 января 2013 года пенсия должна быть 53196 рублей 75 копеек, фактический же размер пенсии составляет 12908 рублей 63 копейки, то есть менее в 4,12 раз. Такой размер пенсии не соответствует целям, обозначенным в части 3 ст. 55 Конституции РФ, противоречит статьями 23, 25 Всеобщей декларации прав человека, не согласуется с частью 1 статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В ходе судебного разбирательства В.Г. Федорова уточнила, что предметом исковых требований в настоящем деле является допущенное ответчиком нарушение ее прав в период с 01 февраля 2000 года по 31 июля 2000 года в связи с исчислением пенсии с применением ст. 18 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней В.Г. Федорова просит решение суда отменить, ее исковые требования удовлетворить.

Повторяя изложенные в исковом заявлении доводы, настаивает на необоснованном применении ответчиком ст. 18 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1, приведшем к занижению размера выплачиваемой ей пенсии. Выражает несогласие с выводами суда, положенными в основу отказа в удовлетворении иска, поскольку они сделаны без учета правовых позиций Конституционного Суда РФ, являющихся обязательными. Анализируя нормы пенсионного законодательства, считает доводы ответчика, принятые судом первой инстанции, явно необоснованными. Полагает, что у суда не имелось оснований ссылаться на ст. 61 ГПК РФ и решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 декабря 2001 года. Также выражает несогласие с определением судьи от 31 мая 2013 года по рассмотрению ее замечаний на протоколы судебных заседаний. Указывает, что судом допущены многочисленные нарушения норм материального права, что привело к принятию незаконного решения.

В настоящем судебном заседании В.Г. Федорова поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.

Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области А.В. Безрукова полагала решение суда законным и просила оставить его без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

По делу видно, что В.Г. Федорова является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с 01 октября 1992 года, пенсия была назначена по нормам Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

В силу ст. 16 вышеназванного Закона пенсия устанавливалась в размере 55 % заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).

При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производилось также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.

Размер пенсии, исчисленный в указанном выше порядке, не мог превышать 75 % заработка.

Согласно 18 указанного Закона максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливался на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт «а» статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.

Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышался на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

При этом на основании ст. 3 Закона РФ от 03 апреля 1992 года № 2654-1 «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» минимальный размер пенсии по старости в период с 01 мая по 31 октября 1992 года при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, определялся на уровне двух минимальных размеров пенсий.

Часть 1 ст. 17 приведенного Закона изначально определяла, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 05 мая 1994 года № 2-ФЗ «О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» часть 1 ст. 17 была изложена в следующей редакции: «Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда».

Федеральным законом от 07 августа 2000 года № 122-ФЗ в часть 1 ст. 17 также были внесены изменения, и она стала действовать в следующей редакции: «Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного Федеральным законом».

Из дела усматривается, что пенсия В.Г. Федоровой, исчисленная в соответствии со ст. 16 приведенного Закона, на дату назначения составляла 4464 рубля 21 копейку из расчета 5952 рубля 28 копеек (осовремененный заработок с учетом всех повышающих коэффициентов на дату назначения пенсии) * 75 % (максимальный размер стажевого коэффицента).

Поскольку определенный таким образом размер пенсии превышал двухкратный размер минимальной пенсии, то размер пенсии В.Г. Федоровой на дату назначения составил 3024 рубля из расчета 2*900*1,2*1,4, где 900-минимальный размер пенсии, установленный с 01 мая 1992 года, 1,2- стажевый коэффициент, 1,4- северный коэффициент.

С 01 ноября 1992 года размер пенсии был пересчитан в соответствии с Законом РФ от 21 октября 1992 года № 3697-1 «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации», в дальнейшем пересчитывался согласно изменениям минимального размера пенсии по старости и компенсационной выплаты.

С 01 февраля 2000 года в связи с переменой В.Г. Федоровой места жительства выплата пенсии стала производиться Отделом социальной защиты населения № 1 г.Костромы. При этом размер пенсии был определен в 740 рублей 80 копеек исходя из расчета: 2017 (осовремененный заработок) * 75 % (максимальный размер стажевого коэффициента) = 1512 рублей 75 копеек, поскольку такой размер пенсии превысил трехкратный размер минимальной пенсии, то пенсия была определена как 130,12 (минимальный размер пенсии с 01 февраля 2000 года) * 3 * 1,2 * 1,4 + 85 (компенсационная выплата) = 740,80.

С 01 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», согласно которому пенсия неработающим пенсионерам могла быть исчислена с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).

Такое исчисление пенсии В.Г. Федоровой как наиболее выгодное стало производиться с 01 августа 2000 года, с указанной даты размер пенсии составил 835 рублей 91 копейку, в дальнейшем пенсия индексировалась в установленном законом порядке, по состоянию на 31 декабря 2001 года составила 1403 рубля 64 копейки.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19 декабря 2001 года, вступившим в законную силу 27 марта 2002 года, в удовлетворении исковых требований об обязании Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда В.Г. Федоровой отказано.

Как следует из решения, В.Г. Федорова просила произвести перерасчет пенсии с 01 февраля 2000 года по 31 июля 2001 года в связи с неправильным расчетом органами пенсионного обеспечения индивидуального коэффициента пенсионера.

В связи с вступлением в силу с 01 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» В.Г. Федоровой размер досрочной трудовой пенсии по старости определен по наиболее выгодному варианту в соответствии с нормами пункта 3 ст. 30 Закона.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав нормы пенсионного законодательства, пришел к выводу об отсутствии нарушения прав В.Г. Федоровой со стороны ответчика.

Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда ошибочными.

Из искового заявления, объяснений В.Г. Федоровой при рассмотрении дела, доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней усматривается, что исковые требования сводились к несогласию истца с применением ответчиком ст. 18 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 в период с 01 февраля 2000 года по 31 июля 2000 года (с 01 августа 2000 года пенсия стала рассчитываться с применением ИКП по нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ).

В то же время доводы В.Г. Федоровой о необоснованном ограничении ответчиком в указанный период размера пенсии в соответствии со ст. 18 вышеназванного Закона основаны на неправильном толковании истцом норм права, поводом к отмене судебного решения не являются.

Ссылка суда на судебное решение от 19 декабря 2001 года, в котором истцом были заявлены требования о перерасчете пенсии по иным основаниям, чем в настоящем деле, к неправильному разрешению спора не привела. Как указано ранее, пенсия с применением индивидуального коэффициента пенсионера В.Г. Федоровой стала рассчитываться с 01 августа 2000 года, в то время как в данном деле требования истцом были заявлены относительно периода с 01 февраля 2000 года по 31 июля 2000 года, в этот период районный коэффициент ответчиком применялся. Обоснованность же неприменения данного коэффициента при начислении пенсии с применением ИКП действительно установлена вступившими в законную силу судебными постановлениями (решение суда от 19 декабря 2001 года, определение суда кассационной инстанции от 27 марта 2002 года).

Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции также не допущено. Поданные В.Г. Федоровой замечания на протоколы судебных заседаний судьей рассмотрены с соблюдением требований ст. 232 ГПК РФ, о чем вынесено определение от 31 мая 2013 года.

С учетом изложенного постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, не подлежащем отмене в апелляционном порядке исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Федоровой Веры Георгиевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: