НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 30.01.2013 № 33-130/2013

  Судья Комиссарова Е.А.                                                                               Дело № 33-130/2013

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«30» января 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Веремьевой И.Ю.

судей Дедюевой М.В. и Пелевиной Н.В.

при секретаре Лбовой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ревука А.М. на решение Свердловского районного суда от 05 декабря 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Ревука А.М. к военному комиссариату Костромской области о пересмотре размера пенсионного обеспечения отказано.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения Ревука А.М. и его представителя Шведенко Н.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ревука А.М. обратился в суд с исковым заявлением об обжаловании действий военного комиссариата Костромской области, мотивируя тем, что с <дата> является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на пенсионном обеспечении ответчика и в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» получает пенсию за выслугу лет, которая до 2012 года исчислялась ответчиком в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона и составляла 71% денежного довольствия военнослужащего, равного ему по занимаемой должности и воинскому званию. С 01 января 2012 года произошло увеличение денежного довольствия военнослужащих, состоящих на военной службе, в связи с чем ответчик на основании статьи 49 указанного Закона обязан был пересмотреть размер выплачиваемой ему пенсии исходя из новых окладов денежного довольствия с сохранением прежнего механизма исчисления пенсии, в соответствии с которым пенсия ему была назначена. Однако ответчик, неправильно истолковав закон и применив не подлежащую применению часть 2 статьи 43 указанного выше Закона в редакции от 08 ноября 2011 года, вместо пересмотра размера пенсии ее переназначил, изменив механизм начисления пенсии, и исчислил пенсию не из 100% денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а из 54%, вследствие чего его пенсия стала составлять не 71% от оклада денежного довольствия военнослужащего, как было ранее, а всего 38,34%. Так как пенсия ему была назначена бессрочно, то изменять механизм порядка ее исчисления и уменьшать соотношение его пенсии к окладу денежного содержания ответчик был не вправе. Тем не менее с 01 января 2012 года ответчик определил размер его пенсии в сумме <...> вместо <...>, в связи с чем ежемесячная недоплата пенсии составляет <...>

Ссылаясь на то, что действия ответчика нарушают его права и противоречат положениям названного выше Закона, Конституции РФ, Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также постановлениям Конституционного Суда РФ, Европейской Конвенции о защите прав человека и другим международным актам, просил признать действия военного комиссариата Костромской области необоснованными и незаконными в порядке пересмотра размера пенсии, обязать военный комиссариат Костромской области с 01 января 2012 года осуществить пересмотр размера пенсионного обеспечения из 100% денежного довольствия военнослужащего, предусмотренного для исчисления пенсии, путем исключения понижающего коэффициента, равного 54%, предусмотренного частью 2 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 (в редакции от 08.11.2011 года) для лиц, имеющих право на пенсию с 01 января 2012 года, и взыскать с военного комиссариата Костромской области не начисленную и не выплаченную сумму в размере <...>.

В ходе рассмотрения дела Ревука А.М. уточнил основание и размер исковых требований. Основанием иска просил считать восстановление с 01 января 2012 года его права в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166 размера (уровня) заработка (дохода), учитываемого при исчислении пенсии в стопроцентном выражении и возмещение материального ущерба, нанесенного вследствие незаконного снижения размера (уровня) заработка (дохода), учитываемого при исчислении и пересмотре пенсионного обеспечения, и просил взыскать с ответчика в его пользу не начисленную и не выплаченную сумму <...> (л.д.41).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ревука А.М. выражает несогласие с решением суда, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В жалобе указывает, что суд неправомерно применил к спорным правоотношениям нормы части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в редакции от 08.11.2011 года) и не применил подлежащие применению и имеющие высшую юридическую силу нормы части 4 статьи 15 Конституции РФ и положения международных договоров - Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года, не учел разъяснения, данные в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 и от 10 октября 2003 года № 5, вследствие чего пришел к неверному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что часть 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в редакции от 08.11.2011 года) не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку предусмотренный данной нормой уровень пенсионного обеспечения ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного действовавшим на момент назначения ему пенсии законодательством, а понижение ранее установленного уровня недопустимо и противоречит статье 1 вышеназванного Соглашения от 15 мая 1992 года и ее толкованию, данному Экономическим Судом СНГ в своих решениях от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96, от 15 апреля 1999 года № 01-1/5-98, от 20 января 2000 года № 01-1/5-99 и № 01-1/2-08 от 06 февраля 2009 года.

В суде апелляционной инстанции Ревука А.Н. и его представитель Шведенко Н.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ответчика Военного комиссариата Костромской области в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ревука А.М. является пенсионером Министерства обороны РФ с <дата>, имеет стаж военной службы <...> лет, получает пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

До 01 января 2012 года размер его пенсии составлял <...>, при этом пенсия была рассчитана как 71% от суммы оклада по последней должности - <...>, оклада по воинскому званию (подполковник) - <...>, и процентной надбавки за выслугу лет (70%) в размере <...> Также ему выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии в размере <...>(л.д.49).

С 01 января 2012 года назначенная истцу пенсия пересмотрена, в результате чего ее размер стал составлять <...> При этом в расчете для исчисления пенсии учтены оклад по воинскому званию - <...>., оклад по воинской должности - <...>, надбавка за <...> лет выслуги (40%) - <...>., от общего размера денежного содержания <...>. при исчислении размера пенсии учтено 54%, то есть <...>. От указанной суммы пенсия за выслугу <...> лет составила 71% (л.д. 48).

Разрешая возникший спор, суд, проанализировав указанные обстоятельства и нормы законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска и перерасчета истцу размера пенсии с 01 января 2012 года из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с включением в размер денежного довольствия процентной надбавки за выслугу лет в размере 70%.

При этом суд исходил из того, что пересмотр пенсии истцу с 01 января 2012 года произведен военным комиссариатом Костромской области в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в редакции, действующей с 1 января 2012 года, которой установлены новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий, и действующим законодательством не предусмотрена возможность пересмотра ранее назначенных пенсий исходя из новых окладов, но с применением прежнего порядка расчета пенсии - без ограничения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.

Оснований не согласиться с тем выводом, к которому пришел суд, судебная коллегия не усматривает.

Статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, предусматривалось, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В силу пункта «а» статьи 14 названного Закона пенсия за выслугу лет лицам, имеющим выслугу 20 лет устанавливается в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

Размеры процентной надбавки за выслугу лет, выплачиваемой военнослужащим ежемесячно к окладам денежного содержания и учитываемой в составе денежного довольствия для исчисления пенсии, до 1 января 2012 года были указаны в статье 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и составляли при выслуге от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет - 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов; 25 лет и более - 70 процентов.

7 ноября 2011 года в связи с проведением реформы денежного довольствия военнослужащих принят Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» № 306-ФЗ (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ), который определил состав денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат, предоставляемых военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно части 2 статьи 2 данного закона денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

При этом частями 4 и 5 названной статьи закреплено, что оклады по воинским должностям и званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а в ее частях 13, 15, 17 - 24 и 26 перечислены дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

В частности, частью 13 предусмотрена выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания и установлены новые (по сравнению с теми, которые были установлены ранее Федеральным законом «О статусе военнослужащих») ее размеры. Так, при стаже службы от 2 до 5 лет надбавка составляет 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 до 20 лет - 25 процентов; от 20 до 25 лет - 30 процентов; 25 лет и более - 40 процентов.

Названный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 года.

Во исполнение приведенных выше положений частей 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление № 992 от 05 декабря 2011 года об установлении с 1 января 2012 года новых окладов, размеры которых по сравнению с существовавшими ранее увеличены.

Пунктом 3 данного Постановления предписано применять установленные этим Постановлением оклады, в том числе, при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В связи с принятием Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ Федеральным законом от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ) в различные законодательные акты внесены изменения, в том числе в статью 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, которая также дополнена частью второй.

С учетом этих изменений и дополнений названная статья стала предусматривать, что для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (часть 1).

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (часть 2).

В изложенной редакции статья стала действовать с 1 января 2012 года.

При этом в части 8 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ содержится указание, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года, а часть 9 этой же статьи предписывает, что при пересмотре размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).

Положениями статьи 5 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ предусмотрено, что в случае уменьшения размеров пенсий граждан, уволенных с военной службы, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона и Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ за этими гражданами сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на пенсии в больших размерах на условиях, установленным настоящим Федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в пункте 4 Постановления Правительства РФ от 05 декабря 2011 года № 992.

Таким образом, приведенные нормативные акты свидетельствуют о том, что с 2012 года осуществлена реформа денежного довольствия военнослужащих, которая коснулась не толькоизменения размеров денежного содержания, но и порядка исчисления размера пенсионного обеспечения в процентном соотношении к составляющим денежного довольствия.

В этой связи положения этих актов возможно рассматривать и применять к спорным правоотношениям лишь в их нормативном единстве, как составные части реформы денежного довольствия военнослужащих, а перерасчет пенсий, назначенных до 1 января 2012 года, в силу этих нормативных актов подлежит осуществлению не только с учетом новых размеров денежного содержания, но и с применением новых правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий, которые предусматривают снижение размера денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов.

Из материалов дела усматривается, что с 1 января 2012 года пенсия истцу была пересчитана в соответствии с приведенными нормами, и ее размер увеличился.

С учетом этого у суда не имелось оснований для удовлетворения иска.

Довод апелляционной жалобы о неприменении к спорным правоотношениям части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ), в том числе, по причине отсутствия в законе указания о распространении ее действия на пенсионные отношения, возникшие до 1 января 2012 года, несостоятелен по вышеизложенным мотивам и основан на неправильном толковании закона.

Ссылка истца на недопустимость применения этой нормы ввиду того, что она снижает уровень его пенсионного обеспечения, тем самым вступает в противоречие с Конституцией РФ и нормами международных актов, также ошибочна, так как правила определения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, установленные указанной нормой, равно как и изменение размеров надбавки за выслугу лет, входящей в состав такого довольствия, как неоднократно указывалось в Определениях Конституционного Суда РФ (№ 1550-О от 24.09.2012, № 1435-О от 17.07.2012, № 1433-О от 17.07.2012, № 868-О от 29.05.2012) не предполагают снижение пенсий, назначенных лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, поскольку сохранение достигнутого к 01 января 2012 уровня их пенсионного обеспечения гарантируется частью 1 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Несмотря на снижение процентного соотношения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы, норма части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 направлена на увеличение с 01 января 2012 года абсолютного размера пенсий в денежном выражении.

А это в полной мере соответствует предусмотренному статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года правилу о том, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, а также толкованию приведенного положения, сформулированному Экономическим Судом Содружества Независимых Государств, который в решении № 01-1/2-08 от 06 февраля 2009 года указал, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством.

Как уже отмечено выше, снижения уровня пенсионного обеспечения истца в результате пересмотра размера пенсии с 01 января 2012 года по сравнению с размером пенсии, назначенной ему по нормам ранее действовавшего законодательства, не произошло.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают сделанных судом выводов и не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, для чего достаточных оснований не имеется.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено, а потому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ревука А.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: