Судья Шувалова И.В. Дело № 33-1571/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«28» июля 2021 года
г. Кострома
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Дедюевой М.В.,
судей Жукова И.П., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Орлик А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1282/2021 ( № 44RS0001-01-2021-001009-73) по апелляционной жалобе Пятина Алексея Юрьевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 апреля 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований Пятина Алексея Юрьевича к Военному комиссариату Костромской области о признании права на получение военной пенсии за выслугу лет с учетом включения в выслугу лет службы в органах принудительного исполнения отказано.
Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., объяснения истца Пятина А.Ю., представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» - Лукаша И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Пятин А.Ю. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о признании права на получение военной пенсии за выслугу лет с учетом включения в выслугу лет службы в органах принудительного исполнения, мотивируя тем, что с 1999 г. ему назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. С 01.06.2020 г. по заявлению истца в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ приостановлена в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. 07.12.2020г. истец был уволен со службы в органах принудительного исполнения по достижению предельного возраста пребывания на службе. За назначением пенсии за выслугу лет по линии органов принудительного исполнения истец не обращался.
17.12.2020 г. истец обратился в военный комиссариат Костромской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет и перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения на основании положений части 6 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019№ 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым периоды службы в органах принудительного исполнения засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы и т.д. Стаж службы (выслуга лет) истца в органах принудительного исполнения составляет 19 лет 10 месяцев 13 дней. Общая выслуга лет (военная служба и служба в органах принудительного исполнения) по состоянию на 08.12.2020 г. составляет в календарном исчислении - 35 лет 09 месяцев 19 дней, в льготном исчислении – 41 год 03 месяца 06 дней. Выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ возобновлена с 08.12.2020 г., но без учета стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, т.е. перерасчет в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ не произведен.
В ответе военного комиссариата Костромской области на заявление истца приведена ссылка на то, что пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью. Кроме этого, в ответе на заявление истца приведена ссылка на Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 г. № 320-О о том, что при повторном увольнении со службы бывшие пенсионеры Минобороны России вправе выбирать предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет по месту последнего увольнения, либо восстановить ранее назначенную пенсию от Министерства обороны Российской Федерации.
18.01.2021 г. истец направил повторное заявление, поскольку в ответе на заявление от 17.12.2020 г. отсутствовала информация по существу заявленных требований. В ответе военного комиссариата Костромской области на заявление от 18.01.2021 г. истцу отказано в перерасчете пенсии за выслугу лет и включении в выслугу лет стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения. Истец считает, что отказ, выразившийся в бездействии по перерасчёту пенсии истца за выслугу лет с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, основан на неправильном толковании и применении действующих норм материального права, является неправомерным.
Истец просил признать за ним право на получение пенсии за
выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с включением в выслугу лет стажа службы (выслуги лет) Пятина А.Ю. в органах принудительного исполнения Российской Федерации, общим стажем в календарном исчислении - 35 лет 09 месяцев 19 дней, в льготном исчислении - 41 год 03 месяца 06 дней; признать незаконным бездействие военного комиссариата Костромской области, выразившееся в отказе перерасчёта Пятину А.Ю. пенсии за выслугу лет но линии Министерства обороны Российской Федерации с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации; обязать военный комиссариат Костромской области повторно рассмотреть заявление Пятина А.Ю. от 17.12.2020 года о выплате пенсии за выслугу лет с учетом перерасчёта стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 08.12.2020, из расчёта общего стажа службы (выслуги лег) в календарном исчислении - 35 лег 09 месяцев 19 дней, в льготном исчислении - 41 год 03 месяца 06 дней.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФССП России по Костромской области, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пятин А.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что решение суда незаконное и необоснованное, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, нарушены нормы материального права. Ссылаясь на п.6 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что истец вправе либо оформить пенсию за выслугу лет как сотрудник органов принудительного исполнения с учетом имеющегося стажа, либо получать ранее назначенную пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена. Также ссылаясь на ст.ст. 11, 14 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г. №6-П, возражает против вывода суда о том, что указанные нормы закона не предусматривают перерасчет выслуги лет и назначенного ранее размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа, что возобновление выплаты приостановленной пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, что время службы в органах принудительного исполнения в выслугу лет при возобновлении пенсии по линии Министерства обороны РФ лицам, уволенным с военной службы, не засчитывается и не влечет увеличения выслуги лет по военной службе, а также увеличение размера ранее назначенной пенсии. Считает, что такие выводы суда противоречат нормам действующего законодательства.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, поименованных отзывом, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» просит апелляционную жалобу отклонить.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Пятин А.Ю. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» - Лукаш И.В. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц УФССП России по Костромской области, ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу», надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно нее, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, вынесенного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как видно из материалов дела, Пятин А.Ю. был уволен с военной службы из Вооруженных Сил РФ и исключен из списков личного состава воинской части с 03.07.1999 г. На момент увольнения истца выслуга лет для назначения пенсии составила 21 год.
С учетом данной выслуги, а также исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленной из этих окладов, с 04.07.1999г. Пятину А.Ю. была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
16.01.2001г. Пятин А.Ю. поступил на службу в органы принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 4468-1 по заявлению Пятина А.Ю. выплата пенсии Министерством обороны РФ была приостановлена с 01.06.2020 г.
Приказом директора ФССП России Пятин А.Ю. с 07.12.2020 г. уволен со службы в органах принудительного исполнения.
На основании заявления Пятина А.Ю. с 08.12.2020 г. возобновлена выплата ранее приостановленной пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны, при этом выплата была возобновлена на первоначальных условиях, т.е. без учета периоды службы в органах принудительного исполнения.
Заявления Пятина А.Ю. от 17.12.2020 г. и от 18.01.2021г., направленные в военный комиссариат Костромской области по поводу перерасчета пенсии за выслугу лет с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд правомерно исходил из того, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) иную (правоохранительную) службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено, в том числе, на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам.
Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) иной (правоохранительной) службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции России.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2004 г. N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 г. N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.
Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Частью первой статьи 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 закрепляется за гражданами, уволенными с военной службы и имеющими одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливать одну пенсию по их выбору.
Рассматривая данное дело, с учетом положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения и позиции Конституционного Суда РФ, суд правильно указал, что истцом было принято решение возобновить выплату ранее приостановленной пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации и при таком условии, принимая во внимание, что он вновь не вернулся на службу в вооруженные силы, не приобрел вновь статус военнослужащего и не продолжил ее, а последним местом службы является для истца служба в органах принудительного исполнения, он имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая была назначена при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации и с учетом установленной на тот момент выслуги, либо не лишен возможности получать пенсию по выслуге лет по линии органов принудительного исполнения с учетом всех периодов службы (как военной, так и в органах принудительного исполнения).
В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что получение, назначенной по линии органов принудительного исполнения даже с учетом включения в стаж всех периодов службы (как военной, так и в органах принудительного исполнения), является для него невыгодным, он возобновил получение военной пенсии, но желает, чтобы она была пересчитана с учетом стажа службы в органах принудительного исполнения.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Вопреки доводам жалобы суд верно указал, что согласиться с доводами истца нельзя, поскольку, как следует из содержания указанной нормы, лицам, получавшим пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации, при последующем увольнении со службы выплата пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения только в случае повторного определения их на военную службу.
Данная норма и правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П не предусматривают перерасчет выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа, поскольку возобновление приостановленной выплаты пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, т.е. на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию.
Ссылки в апелляционной жалобе на п.6 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несостоятельны.
Согласно данной правовой норме периоды службы в органах принудительного исполнения засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.
Однако, ссылаясь на данную правовую норму, истец не учитывает, что в его ситуации для зачета стажа службы в органах принудительного исполнения в стаж для выплаты военной пенсии истец должен повторно определиться на военную службу. Данное условие в рассматриваемом деле не выполняется.
Таким образом, судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции, так как они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 апреля 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Пятина Алексея Юрьевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: