НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 27.11.2023 № 33А-2956/2023

Судья Большакова Н.В. Дело №33а-2956/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«27» ноября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Лукоянова А.Н.,

судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,

при секретаре Горевой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0005-01-2023-000763-49, №2а-723/2023) по апелляционной жалобе Магомедова Мурада Джаватхановича на решение Буйского районного суда Костромской области от 18 августа 2023 года, которым административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к Магомедову Мураду Джаватхановичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения представителя УФНС России по Костромской области Захаровой Е.В. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

УФНС России по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Магомедову М.Д. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям в размере 44 295,83 руб., в том числе задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в размере 44 235 руб., пени по транспортному налогу в размере 60,83 руб.

Требования мотивированы тем, что Магомедов М.Д. в соответствии со статьями 357 – 363 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком транспортного налога, ему на праве собственности принадлежали транспортные средства:

- Фольксфаген транспортер, государственный регистрационный знак , VIN , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 77,60 ЛС, год выпуска 1992;

- Фольксфаген Eurovan, государственный регистрационный знак , VIN , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 204 ЛС, год выпуска 2001;

- Шевроле ТАХО, государственный регистрационный знак , VIN , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 258,30 ЛС, год выпуска 1998;

- КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак , VIN , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 210 ЛС, год выпуска 1990.

Налоговым органом Магомедову М.Д. исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 14 180 руб., за 2016 год в размере 30 055 руб., в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление №42321383 от 23 августа 2017 года. В установленный срок транспортный налог Магомедовым М.Д. не уплачен, в связи с чем ему начислены пени за период с 02 декабря 2017 года по 06 декабря 2017 года в размере 60,83 руб. Налоговым органом в отношении Магомедова М.Д. выставлено требование от 07 декабря 2017 года №11290, в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на недоимку пени. Первоначально налоговый орган обращался к Магомедову М.Д. за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Определением мирового судьи судебного участка Буйского судебного района Костромской области от 31 мая 2023 года судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями Магомедова М.Д. До настоящего времени задолженность в бюджет не поступила.

Решением Буйского районного суда Костромской области от 18 августа 2023 года административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к Магомедову М.Д. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворено. С Магомедова М.Д. в пользу УФНС России по Костромской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в размере 44 235 руб., пени по транспортному налогу в размере 60,83 руб. В доход бюджета муниципального образования городской округ город Буй с Магомедова М.Д. взыскана государственная пошлина в размере 1 529 рублей.

В апелляционной жалобе Магомедов М.Д., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд за взысканием налоговой задолженности, материалы дела не содержат сведений об уважительности его пропуска либо ходатайства о его восстановлении. Суд первой инстанции, приходя к выводу о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд, не учел положения пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым заявление о взыскании задолженности подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В нарушение пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомления №42321383 и требование №11290 об уплате транспортного налога за 2014, 2016 год были направлены налогоплательщику только 23 августа и 07 декабря 2017 года соответственно. Налоговым органом неверно рассчитаны сроки исполнения требований об уплате налога, так как срок уплаты налога за 2014 год наступает на 2 года раньше, чем за 2016 год. Кроме того, он не получал налоговое уведомление и требование, в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие данное обстоятельство.

Административный ответчик Магомедов М.Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы административного дела, материалы дела мирового судьи судебного участка Буйского судебного района Костромской о взыскании с Магомедова М.Д. задолженности по налогам и пени, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Пункт 2 статьи 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 2). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.

В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на налогоплательщике лежит обязанность выплатить пеню (пункт 1). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса (пункт 6).

По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 2 статьи 52 НК РФ).

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1 и 2 статьи 69 НК РФ).

Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статья 70 НК РФ).

Транспортный налог на основании статьи 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 НК РФ).

На территории Костромской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Костромской области от 28 ноября 2002 года №80-ЗКО «О транспортном налоге».

Согласно статье 3 названного Закона (в редакциях, действовавших на момент уплаты налогов) налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 25 руб.; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно составляет 62 руб.; для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 60 руб.; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 120 руб.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Магомедову М.Д. в 2014, 2016 годах на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства:

- Фольксфаген транспортер, государственный регистрационный знак , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 77,60 ЛС;

- Фольксфаген Eurovan, государственный регистрационный знак , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 204 ЛС;

- Шевроле ТАХО, государственный регистрационный знак , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 258,30 ЛС;

- КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак , дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, мощность 210 ЛС.

Налоговым органом Магомедову М.Д. по адресу регистрации по месту жительства: <адрес>, направлялось налоговое уведомление №42321383 от 23 августа 2017 года о необходимости в срок до 01 декабря 2017 года уплаты налогов, в том числе транспортного за 2014, 2016 годы на автомобили:

- Фольксфаген транспортер, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 77,60 ЛС, за 2014 год в размере 1 940 руб. за 12 месяцев владения, за 2016 год в размере 970 руб. за 6 месяцев владения;

- Фольксфаген Eurovan, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 204 ЛС, за 2014 год в размере 12 240 руб.за 12 месяцев владения;

- Шевроле ТАХО, государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 258,30 ЛС, за 2016 год в размере 25 830 руб.10 месяцев владения;

- КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 210 ЛС, за 2016 год в размере 3 255 руб. за 3 месяца владения, а всего 44 235 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическим лицом в отношении транспортных средств, исчислен налоговым органом за три налоговых периода (2014 – 2016), предшествующих календарному году направления налогового уведомления (2017).

Наличие недоимки у Магомедова М.Д. по транспортному налогу выявлено налоговым органом 04 декабря 2017 года, о чем составлен соответствующий акт №20421.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требованием об уплате налога, пени №11290 по состоянию на 07 декабря 2017 года, направленным в адрес Магомедова М.Д. через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (дата регистрации личного кабинета 25 октября 2013 года), налогоплательщик поставлен в известность об имеющейся у него недоимке по транспортному налогу в размере 44 235 руб., начисленных на недоимку пеней в размере 60,83 руб., а также о необходимости исполнения требования в срок до 13 марта 2018 года (дата выгрузки документа в личный кабинет 07 декабря 2017 года в 19 часов 07 минут).

В связи с неуплатой задолженности по обязательным платежам 20 июля 2018 года МИФНС России №7 по Костромской области обратилась к мировому судье судебного участка Буйского судебного района Костромской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Магомедова М.Д. недоимки по налогам и пеням.

Мировым судьей судебного участка Буйского судебного района Костромской области 24 июля 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании с Магомедова М.Д. недоимки, в том числе по указанному выше налогу и пеням на общую сумму 44 295,83 руб.

Определением мирового судьи судебного участка Буйского судебного района Костромской области от 31 мая 2023 года на основании поступивших возражений Магомедова М.Д. судебный приказ был отменен, взыскателю разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением.

25 июля 2023 года УФНС России по Костромской области обратилось в суд с настоящим административным иском.

Суд первой инстанции, установив, что административный ответчик, имея в собственности транспортные средства и являясь в связи с этим плательщиком транспортного налога, обязанность по уплате налога в сроки, указанные в направленных в его адрес в установленном законом порядке налоговом уведомлении и требовании, не исполнил, пришел к выводу об обоснованности заявленных УФНС России по Костромской области требований о взыскании с Магомедова М.Д. в пользу УФНС России по Костромской области задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в размере 44 235 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период с 02 декабря 2017 года по 06 декабря 2017 год в размере 60,83 руб., а всего 44 295,83 руб. При этом суд пришел к выводу о том, что порядок обращения в суд с данным административным исковым заявлением и сроки взыскания задолженности, административным истцом соблюдены.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, так как они соответствуют требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, нормы которого приведены в решении, не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 КАС РФ).

Административным истцом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пеням за 2014, 2016 годы, указаны правовые основания для их взыскания. Правильность исчисления налога и пеней проверены судом. Доказательств уплаты задолженности налогоплательщиком не представлено.

При этом наличие объектов налогообложения, размер налоговой базы, применение налоговой ставки, правильность исчисления налога в апелляционной жалобе не оспариваются.

Из материалов дела усматривается, что требование №11290 от 07 декабря 2017 года направлялось Магомедову М.Д. через личный кабинет налогоплательщика, что в силу положений статьи 69 НК РФ является правомерным.

Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии приказом ФНС России от 22 августа 2017 года №ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика», в соответствии с пунктом 23 которого датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

При этом материалами дела подтверждено, что требование своевременно посредством личного кабинета направлено налогоплательщику в день его вынесения. Напротив, доказательства направления в адрес налогового органа уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе, заявления об отказе от пользования личным кабинетом налогоплательщика Магомедовым М.Д. не представлены. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что налогоплательщик не получал требования о наличии налоговой задолженности, несостоятельны.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что налоговым органом не соблюдены сроки и порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, предусмотренные статьей 48 НК РФ, отклоняются судебной коллегией.

Как усматривается из материалов дела, срок исполнения направленного в адрес Магомедова М.Д. требования №11290 (по состоянию на 07 декабря 2017 года) установлен до 13 марта 2018 года.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2021 года) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 3 названной норму предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как видно из материалов дела, сумма взыскания с Магомедова М.Д. в требовании №11290, срок исполнения которого установлен до 13 марта 2018 года, превышала 3 000 рублей.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась в течение шести месяцев со дня истечения указанного срока (судебный приказ вынесен 24 июля 2018 года и отменен 31 мая 2023 года).

Настоящий административный иск в суд также предъявлен в пределах установленного законом шестимесячного срока (25 июля 2023 года).

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Буйского районного суда Костромской области от 18 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Магомедова Мурада Джаватхановича – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: