НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 27.04.2015 № 33-636

судья Удалов Р.В. дело № 33-636

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«27» апреля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.,

судей Лукоянова А.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Колесниковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Поназыревского муниципального района Костромской области Б. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 24 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску Бусыгина В.Н. к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет муниципальной службы, которым исковые требования Бусыгина В.Н. удовлетворены, с администрации муниципального образования Поназыревский муниципальный район Костромской области за счет средств бюджета муниципального образования Поназыревский муниципальный район Костромской области в пользу Бусыгина В.Н. взыскана недополученная пенсия за выслугу лет муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Лукоянова А.Н., выслушав объяснения представителя администрации Поназыревского муниципального района Землянской И.А., истца Бусыгина В.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бусыгин В.Н. обратился в суд с названным иском, указывая в обоснование, что является получателем пенсии за выслугу лет муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Расчет размера его пенсии за выслугу лет был произведен в соответствии с Решением Собрания депутатов Поназыревского района от 29.06.2001 г. № 47, которым утверждено Положение Поназыревского района Костромской области «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района». Решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района от 16 ноября 2011 года № 84 внесены изменения в вышеуказанное решение, с 01 января 2012 года установлена минимальная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих в размере 500 рублей, что не соответствует требованиям федерального законодательства и законодательства Костромской области. После многочисленных обращений Бусыгина В.Н. в администрацию района о том, что указанный нормативный правовой акт противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, Решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района от 23.01.2013 г. № 171, внесены изменения в Решение Собрания депутатов Поназыревского муниципального района № 47 от 29.06.2001 г. об утверждении Положения Поназыревского района Костромской области «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района».
Несмотря на внесение изменений, в абзаце 5 пункта 2.10. положения была прописана та же норма, которая действовала ранее, было установлено, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему, лицу, замещавшему муниципальную должность местного самоуправления, исчислялась пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

Между тем частью 3 статьи 6 Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 666-4-ЗКО «О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области» установлено, что размер среднемесячного заработка, из которого государственному гражданскому служащему Костромской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет. В связи с наличием противоречий между положениями муниципального нормативно-правового акта и положениями федерального законодательства и законодательства субъекта Бусыгин В.Н. обратился в суд с заявлением о признании абзаца 5 пункта 2.10. положения недействующим. Определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 23 апреля 2014 года абзац 5 пункта 2.10. Решения Собрания депутатов Поназыревского муниципального района Костромской области от 23.01.2013 г. № 171 «О внесении изменений в Решение №47 от 29.06.2001 г. «О положении Поназыревского района о некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района» признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании данного судебного акта истец обратился к главе Поназыревского муниципального района с письменным заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет. Однако в перерасчете ему было отказано как за прошедший период, так и в настоящее время. Администрация района обосновала отказ нормативом, существовавшим до внесения изменений в оспариваемое Бусыгиным В.Н. в судебном порядке положение (то есть нормативом, который был установлен в положении до принятия решения № 171). До настоящего времени администрацией района не осуществлено мер по приведению местного законодательства в соответствие с областным и федеральным законодательством по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Ссылаясь на положения федерального и областного законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих, Бусыгин В.Н. просил взыскать с администрации Поназыревского муниципального района недополученную пенсию по выслуге лет муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уменьшил, просил взыскать недополученную пенсию по выслуге лет муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, указывая в то же время, что при расчете суммы задолженности им могла быть допущена ошибка, расчет примерный.

Шарьинским районным судом Костромской области постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Поназыревского муниципального района Б. просила решение суда отменить и принять новое решение, указывая в обоснование, что неправильно применять при расчете пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Закон Костромской области, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих. Считает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих полностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Установленное Законом Костромской области соотношение должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ администрацией Поназыревского района соблюдено. Выплата пенсии за выслугу лет муниципальному служащему является правом, а не обязанностью муниципального образования. Размер пенсии за выслугу лет устанавливается самостоятельно муниципальным образованием и выплачивается за счет средств местного бюджета. Доплата к государственной пенсии устанавливается муниципальным образованием, исходя из наличия средств в бюджете, а не во исполнение требований какого-либо Федерального закона. В соответствии со статьями 15, 31 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета. Согласно абзацу 2 части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе, а не обязаны устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации). Повышенные расходные обязательства по начислению и выплате пенсии за выслугу лет на основании Закона Костромской области «О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области» повлекут объективные существенные затруднения, связанные с их выполнением, в том числе необходимость перераспределения бюджетных средств в ущерб приоритетным задачам по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения и исполнения бюджета по социальному обеспечению населения.

В возражениях на апелляционную жалобу Бусыгин В.Н. просил решение суда оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Поназыревского муниципального района Землянская И.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, арифметическую верность расчета взысканной в пользу истца суммы не оспаривала.

Истец Бусыгин В.Н., участвовавший в заседании судебной коллегии посредством видеоконференц-связи в порядке статьи 155.1 ГПК РФ, возражал против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела, Бусыгин В.Н. как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность местного самоуправления, является получателем пенсии за выслугу лет, стаж муниципальной службы 23 года 3 месяца 2 дня /л.д. 66/.

Решением Собрания депутатов Поназыревского района от 29.06.2001 г. № 47 утверждено Положение Поназыревского района Костромской области «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района» /л.д. 74-78/.

На основании решения Собрания депутатов Поназыревского муниципального района № 47 от 29.06.2002 г. Распоряжением главы Поназыревского муниципального района от 23.05.2011 г. № 53-р Бусыгину В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 490 рублей 82 копейки /л.д. 16/.

Решением Собрания депутатов Поназыревского района от 16.11.2011 г. № 84 внесены изменения в вышеуказанное Решение Собрания депутатов, установлена минимальная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих в размере 500 рублей /л.д. 81/.

Решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района от 23.01.2013 г. № 171 внесены изменения в Решение № 47 от 29.06.2001 г. об утверждении Положения Поназыревского района Костромской области «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района». В частности, изменено название данного положения, оно поименовано следующим образом: «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского муниципального района». Абзацем 5 пункта 2.10. решения предусмотрено: «Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему, лицу, замещавшему муниципальную должность местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы» /л.д. 82-85/.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 23 апреля 2014 года, отменено решение Шарьинского районного суда Костромской области от 13 февраля 2014 года, которым Бусыгину В.Н. отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным в части Решения Собрания депутатов Поназыревского муниципального района № 171 от 23.01.2013 г.

Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 5 пункта 2.10. Решения Собрания депутатов четвертого созыва Поназыревского муниципального района Костромской области от 23.01.2013 г. № 171 «О внесении изменений в Решение № 47 от 29.06.2001 г. «О положении Поназыревского района о некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района» /л.д. 87-89/.

На основании указанного судебного акта Бусыгин В.Н. обратился в администрацию Поназыревского муниципального района с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет и выплате недополученных сумм за прошедший период /л.д. 24/.

В удовлетворении заявления Бусыгину В.Н. было отказано, отказ мотивирован тем, что суд признал недействующим положения Решения № 171, которым внесены изменения в Решение № 47, нормы которого недействующими не признавались. В этой связи подлежит применению установленный Решением № 47 коэффициент в размере 2,3, аналогичный коэффициенту, установленному Решением № 171. Соответственно оснований для перерасчета пенсии не имеется /л.д. 25/.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, проанализировав действующее федеральное законодательство и законодательство Костромской области, регулирующее пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих, исходил из того, что права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объёме распространяются на муниципального служащего. Соответственно пенсионное обеспечение муниципальных служащих за выслугу лет, устанавливаемое правовыми актами органов местного самоуправления, должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Определение конкретного размера пенсии муниципального служащего за выслугу лет осуществляется органами местного самоуправления, которые, однако, не могут действовать произвольно. Устанавливаемые ими правила не могут уменьшать уровень гарантий, установленных федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации.

Несмотря на это, нормами положения Поназыревского района «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского муниципального района», утвержденного вышеуказанным Решением № 47, данная гарантия снижена, поскольку определено, что размер среднемесячного заработка, используемый для исчисления пенсии за выслугу лет, должен сопоставляться только с должностным окладом, то есть с суммой, которая явно меньше суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет, а также установлено применение к должностному окладу меньшего коэффициента «2,3», а не «2,8», как установлено законом субъекта. Вследствие чего размер среднемесячного заработка, используемый для исчисления пенсии за выслугу лет, на который муниципальный служащий мог бы рассчитывать при применении норм Законов Костромской области, получается меньше, так как ограничивается муниципальной правовой нормой.

Определяя размер недополученной пенсии за выслугу лет, подлежащий взысканию в пользу истца, суд принял во внимание представленное в материалы дела заключение бухгалтерской экспертизы, нормы Решений Собрания депутатов Поназыревского муниципального района от 21.10.2009 г. № 83, от 26.10.2012 г. № 147, от 23.10.2013 г. № 209, справки администрации Поназыревского муниципального района и отдела Пенсионного фонда по Поназыревскому району, копии лицевых счетов по заработной плате истца, а также размер надбавки за выслугу лет, которую получал истец, и пришел к выводу о взыскании в пользу истца недополученной пенсии за выслугу лет с <данные изъяты><данные изъяты> года по <данные изъяты><данные изъяты> года включительно в сумме <данные изъяты>.

Судебная коллегия считает правильными сделанные судом выводы, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

Федеральный закон от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон «О муниципальной службе») гарантирует муниципальным служащим пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

При этом статьёй 24 данного закона определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1).

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2).

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Законом Костромской области от 09.11.2007 г. N 210-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области" предусмотрено, что муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с федеральными законами, законами Костромской области и муниципальными правовыми актами (часть 1).

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Костромской области, которое устанавливается законом Костромской области с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Костромской области по соответствующей должности государственной гражданской службы (часть 2).

Принимая во внимание приведённые нормативные положения, судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ, в полном объёме распространяются на муниципального служащего, из чего следует, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих за выслугу лет, устанавливаемое правовыми актами органов местного самоуправления, должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

Суд верно указал в решении, что определение конкретного размера пенсии муниципального служащего за выслугу лет в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих осуществляется именно органами местного самоуправления, которые, однако не могут действовать произвольно. Устанавливаемые ими правила не могут уменьшать уровень гарантий, установленных федеральным законодательством и законами субъекта РФ.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 10.10.2013 г. N 1591-О, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Частью 3 статьи 6 Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области" установлено, что размер среднемесячного заработка, из которого государственному гражданскому служащему Костромской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет, установленных государственному гражданскому служащему Костромской области в соответствующем периоде, взятом для исчисления пенсии за выслугу лет либо сохраненных в указанном периоде в соответствии с действующим законодательством.

Анализируя данную правовую норму, суд первой инстанции верно отметил, что её формулировка не позволяет говорить о том, что ею установлены границы, в пределах которых органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять максимальную величину среднемесячного заработка, используемого для исчисления пенсии за выслугу лет, устанавливать иные составляющие заработной платы муниципального служащего, используемые для расчета. В этой норме закреплена гарантия пенсионного обеспечения муниципальных служащих, суть которой сводится к тому, что муниципальный служащий имеет право на любой размер среднемесячного заработка, используемого для исчисления пенсии за выслугу лет, если этот размер не превышает 2,8 суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет.

Учитывая названные положения пенсионного законодательства Костромской области и принимая во внимание, что в Положении Поназыревского района «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского муниципального района» определено, что размер среднемесячного заработка, используемый для исчисления пенсии за выслугу лет, должен сопоставляться только с должностным окладом, то есть с суммой, которая явно меньше суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет, а также установлено применение к должностному окладу меньшего коэффициента «2,3», а не «2,8», как установлено законом субъекта, вследствие чего размер среднемесячного заработка, используемый для исчисления пенсии за выслугу лет, на который муниципальный служащий мог бы рассчитывать при применении норм Законов Костромской области, получается меньше, так как ограничивается муниципальной правовой нормой, суд пришёл к правильному выводу о законности и обоснованности предъявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы сделанные судом выводы не опровергают, повторяют доводы представителя ответчика, приводимые в заседаниях суда первой инстанции, основанные на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Не основаны на законе доводы жалобы о том, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих полностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, что выплата пенсии за выслугу лет муниципальному служащему является правом, а не обязанностью муниципального образования.

Ссылка в жалобе на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для выплаты пенсии по выслуге лет в установленном судом размере, нельзя признать основанием для отмены решения суда, поскольку данное обстоятельство юридического значения для разрешения заявленных Бусыгиным В.Н. исковых требований не имеет. Недостаточность денежных средств в местном бюджете не является основанием для того, чтобы не исполнять обязанности, возложенные на органы местного самоуправления законом.

Наличие у органов местного самоуправления в силу положений Бюджетного кодекса РФ права самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета, не освобождает их от исполнения обязанности по выплате пенсии в установленном законом размере.

Другие доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, поскольку не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права, основаны на ошибочном толковании закона.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Поназыревского муниципального района Костромской области Б. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: