НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 23.11.2020 № 2-820/2020440001-01-2019-004500-44

Судья Комиссарова Е.А дело № 33-2095/2020

дело № 2-820/2020 44RS0001-01-2019-004500-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

« 23 » ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Демьяновой Н.Н.

судей Дедюевой М.В., Жукова И.П.

при секретаре Пыльновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области Юсина Евгения Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2020 года, которым на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области возложена обязанность по включению в специальный стаж С. по Списку периода работы на Костромском игольно-планочном заводе «Красная Маевка» с 13 октября 1986 года по 14 октября 1992 года в качестве контролера игольных изделий (термообработка) и назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Жукова И.П., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области Колобовой Ю.В., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения истицы С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (далее – УПФ по <адрес>) об оспаривании решения от 28 августа 2019 года, включении в специальный стаж периодов работы с 13 октября 1986 года по 10 октября 1994 года и о назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив необходимые для этого документы, включая архивную справку о работе в АООТ по производству технологической оснастки для текстильных машин «Красная Маевка» в качестве контролера 3 р. (по горячей сетке) игольных изделий (термообработка) в спорный период. Однако вышеназванным решением ответчик отказал в удовлетворении заявления, не приняв при оценке пенсионных прав истицы к зачету период работы с 15 октября 1992 года по 26 сентября 1993 года, с чем С. не согласна, поскольку по нормам названного закона периоды работы, имевшие место до дня вступления закона в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы.

В ходе рассмотрения дела истица требования уточнила, просила включить в специальный стаж период ее работы с 13 октября 1986 года по 14 октября 1992 года, обязать пенсионный орган назначить и выплачивать пенсию с 20 августа 2019 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области Юсин Е.В. просит об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта. Полагает, что из специального стажа истицы подлежат исключению дни выполнения государственных обязанностей и прочих работ (отвлечений), когда она фактически не исполняла трудовые функции, а именно: 1 день в октябре 1990 года, 1 день в декабре 1990 года, 1 день в октябре 1991 года, 5 дней в сентябре 1992 года. Указывает, что помимо этого в спорный период истцом не был выработан баланс рабочего времени в ноябре, декабре 1986 года, ноябре 1990 года, феврале, июле, октябре, ноябре 1991 года, мае и июле 1992 года, что видно из заключения государственной экспертизы условий труда, проведенной по делу. Поскольку с учетом исключения названных дней из специального стажа его продолжительность составит менее требуемой, право на досрочное назначение страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ у С. отсутствует. Также обращает внимание на то, что письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ является ведомственной перепиской и официально не издавалось, то есть не может применяться судом при разрешении спора.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, включая выводы проведенной в рамках дела государственной экспертизы условий труда, исходил из того, что в рассматриваемый период работы истица работала в течение полного рабочего дня и была занята выполнением работ, предусмотренных Списком , что дает законные основания для включения периода в специальный стаж. Поскольку с учетом этого специальный стаж истицы составит 6 лет, то право на назначение требуемой пенсии у нее возникает с 52 лет, которые она достигла 20 августа 2019 года, предварительно обратившись в пенсионный орган с соответствующим заявлением, в связи с чем последний обязан назначить и произвести выплату пенсию С. с указанной даты.

Соглашаясь с правильным установлением судом первой инстанции правовой природы спорных отношений сторон по делу, суд апелляционной инстанции вместе с тем находит заслуживающим внимания и доводы апелляционной жалобы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 того же Закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона).

В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Как установлено судом, 15 августа 2019 года С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 28 августа 2019 года ей было отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж истца не был включен период ее работы на Костромском игольно-планочном заводе «Красная Маевка» с 13 октября 1986 года по 13 января 1994 года в качестве контролера игольных изделий (термообработка) (с учетом отвлечений), не зачтены отвлечения с 15 октября 1992 года по 26 сентября 1993 года.

Проанализировав представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемый период истица была занята выполнением работ, предусмотренных Списком .

В данной части решение ответчиком не обжалуется, поэтому проверке не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в указанный спорный период времени С. имела отвлечения от льготной работы.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно указал на то, что для назначения досрочной пенсии истица должна быть занята на льготной работе в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Данный вывод следует из постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 года N 52 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10" (разъяснение Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 года N 5).

В этой связи отвлечения от льготной работы, отсутствие рабочих дней по такой работе в месяце не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не являются работой, предусмотренной Списком .

В спорный период времени такие отвлечения и нарушение баланса рабочего времени у истицы усматриваются.

Так, в заключении от ДД.ММ.ГГГГ государственной экспертизы условий труда, принятом судом первой инстанции, дан анализ занятости С. по работе помесячно, из которого действительно следует, что она фактически не исполняла трудовые функции: 1 день в октябре 1990 года, 1 день в декабре 1990 года, 1 день в октябре 1991 года, 5 дней в сентябре 1992 года, а также не был выработан баланс рабочего времени в ноябре, декабре 1986 года, ноябре 1990 года, феврале, июле, октябре, ноябре 1991 года, мае и июле 1992 года.

Тем самым исковые требования подлежали удовлетворению с учетом названных отвлечений и фактически отработанного времени.

В результате исключения времени, когда истица не осуществляла льготную работу, требуемый специальный стаж для назначения ей досрочной страховой пенсии составит менее 6 лет, поэтому названная пенсия не могла быть назначена по достижению С. 52 лет с ДД.ММ.ГГГГ, а подлежит назначению по достижению 53 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, неправильное применение судом норм материального права влечет изменение решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2020 года изменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области включить в специальный стаж С. периоды работы на Костромском игольно-планочном заводе «Красная Маевка» с 13 октября 1986 года по 31 октября 1986 года; в ноябре 1986 года – 18 дней; в декабре 1986 года – 18 дней; с 01 января 1987 года по 31 октября 1990 года, за исключением 1 дня выполнения гособязанностей в октябре 1990 года; в ноябре 1990 года – 20 дней; декабрь 1990 года, за исключением 1 дня выполнения гособязанностей; с 01 января 1991 года по 30 июня 1991 года; июль 1991 года – 21 день; сентябрь 1991 года; октябрь 1991 года, за исключением 1 дня выполнения гособязанностей; ноябрь 1991 года – 14 дней; декабрь 1991 года; с 01 января 1992 года по 30 апреля 1992 года; май 1992 года – 18 дней; июнь 1992 года; июль 1992 года – 22 дня; августа 1992 года; сентябрь 1992 года – 13 дней; октябрь 1992 года – 14 дней.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области назначить С. досрочную страховую пенсию с 20 августа 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: