Судья Карелин С.А. Дело №33а-28/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«22» января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Дубровиной Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД №) по апелляционной жалобе представителя Александровой Надежды Петровны по доверенности Мамуля Игоря Викторовича на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Костромы к Александровой Надежде Петровне о взыскании пени по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Александровой Н.П. по доверенности Мамуля И.В., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ИФНС России по г. Костроме Федулова М.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным иском (уточненным в суде) к Александровой Н.П. о взыскании задолженности по налоговым платежам: пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 108 руб. 68 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.10.2017 г., в размере 780 руб. 98 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ до 01.01.2017 г. в размере 839 руб. 29 коп.
Требования мотивированы тем, что Александрова Н.П. с 14 сентября 2010 года по 28 марта 2016 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Федеральным законом от 03.07.2016 г. №243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование.
В связи с имеющейся у плательщика задолженностью по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017 г. ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017 г. в размере 839 руб. 29 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетный периоды до 01.01.2017 г., в сумме 780 руб. 98 коп., а также начислены пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 108 руб. 68 коп., и выставлены требования №29557 от 04.09.2017 г., №1401 от 17.03.2018 г., №20602 от 18.06.2018 г., №30840 от 25.06.2018 г., №19850 от 17.07.2018 г. об уплате налога, страховых взносов и пени, в которых сообщалось о наличии задолженности и которые до настоящего времени не исполнены.
Судебный приказ от 03.09.2018 г. №2а-1381/2018 о взыскании с Александровой Н.П. задолженности отменен определением мирового судьи судебного участка №15 Димитровского судебного района г. Костромы от 11.09.2018 г.
Задолженность по страховым взносам, ЕНВД и пеням до настоящего времени не погашена.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ УПФ РФ в г. Костроме Костромской области.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 20 сентября 2019 года административное исковое заявление ИФНС России по г. Костроме удовлетворено.
С Александровой Н.П. взысканы пени: по ЕНВД для отдельных видов деятельности, начисленные на недоимку за 2014 года за период с 01.06.2017 г. по 30.06.2018 г. в сумме 108 руб. 68 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ, начисленные на недоимку за 2014 год за период с 01.06.2017 г. по 11.07.2018 г. в сумме 839 руб. 29 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, начисленные на недоимку за 2014 год за период с 01.06.2017 г. по 30.06.2018 г. в сумме 780 руб. 98 коп., а всего 1 728 руб. 95 коп., а также государственная пошлина в доход бюджета городского округа город Кострома в сумме 400 руб.
Не согласившись с постановленным решением, представитель Александровой Н.П. - Мамуль И.В. обратился с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласен с отказом суда в применении части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и квалификации предъявленной к взысканию задолженности как не подлежащей списанию в рамках налоговой амнистии. Заявленная к взысканию задолженность по пени на страховые взносы не превышает предельного размера подлежащей списанию по каждому виду страховых взносов задолженности (в том числе с учетом самостоятельно списанной уполномоченным органом), в связи с чем в силу прямого указания закона признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию. Судом неправильно применена часть 11 статьи 14 Федерального закона №436-ФЗ. Исходя из буквального толкования приведенной нормы следует, что понятие взысканной или списанной недоимки применяется в смысловом значении уплаченной недоимки, т.е. перечисленной тем или иным способом и зачисленной в бюджет, что судом в рассматриваемом случае не установлено, в связи с чем основания для неприменения части 1 статьи 11 Федерального закона №436-ФЗ отсутствуют. Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия толкуются в пользу налогоплательщика. О необходимости списания всех сумм взносов Александрова Н.П. указывала в заявлении в налоговый орган от 20.06.2019 г. Бездействие налогового органа по списанию задолженности и отсутствие установленного порядка такого списания не могут влечь для налогоплательщика негативные последствия с учетом положений Федерального закона №436-ФЗ о безусловном списании безнадежной к взысканию задолженности. Судом не дана надлежащая оценка доводам о пропуске административным истцом пресекательного 6-месячного срока обращения в суд, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ, в отношении сумм, указанных в требовании №29557 от 04.09.2017 г. со сроком исполнения до 02.10.2017 г. С заявлением о вынесении судебного приказа по указанному требованию налоговый орган обратился только 20.08.2018 г. Доводы налогового органа о том, что задолженность достигла предусмотренного законодательством размера, превышающего 3 000 руб., после выставления требования №19850 со сроком исполнения до 17.07.2018 г., противоречат фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, предметом настоящего спора является сумма менее 3 000 руб., что согласно ст. 128 КАС РФ является основанием для отказа в принятии искового заявления либо для прекращения производства по делу на основании ст. 194 КАС РФ. В дополнениях к апелляционной жалобе в подтверждение доводов о необходимости применения к требованиям о взыскании пени по всем заявленным видам взносов части 1 статьи 11 Федерального закона №436-ФЗ ссылается на выводы, содержащиеся в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2019 г. №302-ЭС19-10889 по делу №А74-6053/2018.
Дело рассматривается в отсутствие представителя ГУ УПФ РФ в г. Костроме Костромской области, который о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в установленных статьей 308 КАС РФ пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года №250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 статьи 14);
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 поименованного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ), вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из материалов дела следует, что Александрова Н.П. в период с 14 сентября 2010 года по 28 марта 2016 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком единого налога на вмененный доход, была зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и являлась плательщиком страховых взносов.
30.01.2015 г. Александровой Н.П. представлена в налоговый орган налоговая декларация по ЕНВД за 4 квартал 2014 года (срок уплаты 26.01.2015 г.) на сумму 2 257 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ИФНС России по г. Костроме принято решение от 13.03.2015 г. №6276 о взыскании с Александровой Н.П. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налога (ЕНВД) в сумме 2 257 руб., пени в сумме 61 руб. 23 коп., всего 2 318 руб. 23 коп. (по требованию №2556 от 16.02.2015 г., срок исполнения которого истек 10.03.2015 г.), а также решение от 23.04.2015 г. №3049 о взыскании с Александровой Н.П. за счет имущества налогоплательщика налога (ЕНВД) в сумме 2 257 руб., пени 61 руб. 23 коп., всего 2 318 руб. 23 коп.
В связи с неуплатой ЕНВД на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ Александровой Н.П. начислены пени в размере 108 руб. 68 коп., для уплаты которых налогоплательщику были выставлены:
требование №29557 об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 04.09.2017 г. – пени в размере 41 руб. 67 коп. на сумму недоимки по ЕНВД 2 257 руб. за период с 01.06.2017 г. по 31.07.2017 г.,
требование №30840 об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 25.06.2018 г. – пени в размере 50 руб. 65 коп. на сумму недоимки по ЕНВД 2 257 руб. за период с 01.03.2018 г. по 31.05.2018 г.,
требование №19850 об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 17.07.2018 г. – пени в сумме 16 руб. 36 коп. на сумму недоимки по ЕНВД 2 257 руб. за период с 01.06.2018 г. по 30.06.2018 г.
Кроме того, Пенсионным фондом РФ налоговому органу передана задолженность Александровой Н.П. по уплате страховых взносов:
в размере 841 руб. 50 коп., 7 968 руб. 22 коп., 4 317 руб.64 коп., 7 049 руб. 63 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за периоды до 01.01.2017 г.,
в размере 3 630 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г.
На данную недоимку налоговым органом на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ Александровой Н.П. начислены пени:
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017 г. в общей сумме 942 руб. 36 коп. (к взысканию предъявлено 839 руб. 29 коп. за минусом 103 руб. 07 коп), для уплаты которых выставлены требования №29557 от 04.09.2017 г., №1401 от 17.03.2018 г., №20602 от 18.06.2018 г., №19850 от 17.07.2018 г.,
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г., в общей сумме 1 306 руб. 42 коп. (к взысканию предъявлено 780 руб. 98 коп. за минусом 525 руб. 44 коп.), для уплаты которых выставлены требования №29557 от 04.09.2017 г., №1401 от 17.03.2018 г., №20602 от 18.06.2018 г., №19850 от 17.07.2018 г.
В установленный срок указанная сумма задолженности по пеням административным ответчиком уплачена не была.
Определением мирового судьи судебного участка №15 Димитровского судебного района г. Костромы от 11 сентября 2018 года отменен судебный приказ от 03 сентября 2018 года о взыскании с Александровой Н.П. в пользу ИФНС России по г. Костроме указанной задолженности по пеням.
В суде апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 46 КАС РФ представитель ИФНС России по г. Костроме Федулов М.С. заявил об отказе налогового органа от иска в части взыскания задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01 января 2017 года в размере 780 руб. 98 коп. (письменное заявление л. д. 65 - 67 т. 2). Отказ от иска в указанной части мотивирован тем, что инспекцией принято решение о признании недоимки и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, безнадежными к взысканию и об их списании.
В соответствии с частью 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ установлено, что суд прекращает производство по административному делу, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Согласно части 2 статьи 304 КАС РФ при принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
По делу видно, что отказ от административного иска заявлен лицом, представляющим интересы административного истца и имеющим право на совершение таких действий (копия доверенности представителя Федулова М.С. л.д. 1 т. 2).
Отказ от административного иска совершен в форме, предусмотренной частью 1 статьи 304 КАС РФ.
Принимая во внимание то, что отказ от заявленных требований является правом административного истца, данный отказ не противоречит закону, прав и законных интересов иных лиц не нарушает, последствия отказа от заявленных требований административному истцу понятны, судебная коллегия полагает, что отказ от заявленных требований подлежит принятию.
При таком положении на основании статьи 304 КАС РФ постановленное судом решение в части взыскания с Александровой Н.П. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, начисленной на недоимку за 2014 год за период с 01.06.2017 г. по 30.06.2018 г. в сумме 780 руб. 98 коп., подлежит отмене, производство по делу в данной части - прекращению.
В силу положений части 1 статьи 195 КАС РФ повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с Александровой Н.П. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС, начисленной на недоимку за 2014 год, в размере 839 руб. 29 коп., суд первой инстанции исходил из правомерности требований административного истца, учитывая неисполнение административным ответчиком возложенной обязанности по уплате страховых взносов и предпринимаемые контролирующими органами меры по взысканию недоимки по страховым взносам за 2014 год в установленные законом сроки и порядке.
При этом судом со ссылкой на часть 11 статьи 14 Федеральный закон от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ отклонены доводы представителя административного истца о применении к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 11 названного Закона.
Между тем судом не учтено следующее.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ и статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени начислена на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год, имевшую место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
При таком положении вывод суда первой инстанции об удовлетворении требования налогового органа о взыскании с Александровой Н.П. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017 г. в размере 839 руб. 29 коп., не может быть признан законным и обоснованным.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что у суда первой инстанции не имелось оснований для применения в рамках рассмотренного спора части 11 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ, предусматривающей, что положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Так, статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (части 1 и 3).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (часть 5).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов (организации или индивидуального предпринимателя) или при отсутствии информации о его счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 14 статьи 19, часть 1 и 3 статьи 20 указанного Федерального закона).
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частями 6, 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 02 октября 2007 №229-ФЗ в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
При этом в силу части 2 статьи 23 указанного Федерального закона пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, восстановлению не подлежат.
Из материалов дела следует, что недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год взыскана с Александровой Н.П. постановлениями ГУ – УПФР по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 07.07.2015 г. №, от 10.09.2015 г. №.
Указанные постановления передавались для исполнения в ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району УФССП России по Костромской области.
Постановлениями судебных приставов-исполнителей от 31.07.2015 г. (по постановлению от 07.07.2015 г.), от 19.01.2016 г. (по постановлению от 10.09.2015 г.) исполнительные производства окончены и исполнительные документы возвращены взыскателю на основании пункта 3 части 1 статьи 46, пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
На момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением сроки предъявления к принудительному исполнению постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 07.07.2015 г. №, от 10.09.2015 г. № истекли, в связи с чем административным истцом возможность взыскания с Александровой Н.П. недоимки по страховым взносам за 2014 год утрачена.
По сведениям, представленным ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району УФССП России по Костромской области, постановлениями судебных приставов-исполнителей от 19.01.2016 г. (по постановлению от 10.09.2015 г.) и от 23.11.2016 г. (по постановлению от 07.07.2015 г.) исполнительные производства окончены и оригиналы исполнительных документов возвращены взыскателю 22 марта 2017 года.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца пояснял, что повторно исполнительные документы к исполнению не предъявлялись.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (пункт 7 статьи 75 Налогового кодекса РФ).
В силу положений пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
При этом пени могут взыскиваться только в случае своевременного принятия мер к принудительному взысканию суммы соответствующего налога (взноса).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по взносам, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате, непредставление административным истцом доказательств принимаемых мер к принудительному взысканию по исполнительным документам со стороны контролирующих органов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Александровой Н.П. в пользу налогового органа пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год, заявленной в исковом заявлении в размере 839 руб. 29 коп.
По этим же основаниям судебная коллегия находит незаконным решение суда в части взыскания с Александровой Н.П. в пользу ИФНС России по г. Костроме пени по ЕНВД для отдельных видов деятельности, начисленной на недоимку за 2014 год, в сумме 108 руб. 68 коп.
В обоснование требований о взыскании пени, исчисленной на недоимку по ЕНВД, административный истец ссылался на решение ИФНС России по г. Костроме от 13.03.2015 г. №6276, принятое в порядке ст. 46 Налогового кодекса РФ, о взыскании с Александровой Н.П. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налога в сумме 2 257 руб., пени в сумме 61 руб. 23 коп., всего 2 318 руб. 23 коп. (по требованию №2556 от 16.02.2015 г., срок исполнения которого истек 10.03.2015 г.), а также на решение от 23.04.2015 г. №3049, принятое в порядке ст. 47 Налогового кодекса РФ) о взыскании с Александровой Н.П. за счет имущества налогоплательщика налога (ЕНВД) в сумме 2 257 руб., пени 61 руб. 23 коп., всего 2 318 руб. 23 коп. (л.д. 4 – 7 т. 2).
Каких-либо доказательств предъявления исполнительного документа по данному взысканию в службу судебных приставов административным истцом не представлено.
По сведениям, поступившим в суд апелляционной инстанции из ОСП по Фабричному округу г. Костромы УФССП России по Костромской области, на исполнение в данный отдел поступало постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) №2755 от 23.04.2015 г. ИФНС России по г. Костроме в отношении Александровой Н.П. о взыскании долга в размере 2 318 руб. 23 коп. (налог – 2 257 руб., пени 61 руб. 23 коп.). Постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом исполнителем ОСП по Фабричному округу г. Костромы УФССП России по Костромской области от 17.08.2018 г. отказано в возбуждении исполнительного производства.
Представителем административного истца указанные обстоятельства не оспорены.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным истцом не исполнена обязанность, предусмотренная ст. 62 КАС РФ, по доказыванию обстоятельств, на которые он ссылался как на основания своих требований по взысканию с административного ответчика пени в размере 108 руб. 68 коп.
Суд первой инстанции указанные обстоятельства дела и требования закона не учел.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска ИФНС России по г. Костроме к Александровой Н.П. о взыскании пени, начисленной за неуплату ЕНВД за 2014 год в размере 108 руб. 68 коп., не имелось, поскольку административным истцом возможность взыскания с Александровой Н.П. недоимки по ЕНВД за 2014 год в сумме 2 257 руб. утрачена в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению, который в соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 02 октября 2007 №229-ФЗ восстановлению не подлежит.
На основании изложенного решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 сентября 2019 года в части взыскания с Александровой Н.П. пени по ЕНВД для отдельных видов деятельности, начисленной на недоимку за 2014 год за период с 01.06.2017 г. по 30.06.2018 г., в размере 108 руб. 68 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС, начисленной на недоимку за 2014 год за период с 01.06.2017 г. по 11.07.2018 г., в размере 839 руб. 29 коп. подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Принять отказ ИФНС России по г. Костроме от административного иска к Александровой Надежде Петровне в части взыскания задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01 января 2017 года, в размере 780 руб. 98 коп.
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 сентября 2019 года в этой части отменить, производство по административному делу прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 сентября 2019 года отменить, в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Костроме к Александровой Надежде Петровне отказать.
Председательствующий:
Судьи: