НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 16.05.2022 № 2-34/2022

Судья Игуменова О.В. Дело № 33-782/2022 УИД 44RS0003-01-2021-002866-22

№ дела в суде 1 инстанции 2-34/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кострома 16 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.

судей Ивановой О.А., Зиновьевой Г.Н.

при секретаре Пыльновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Шатровой Любови Михайловны к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании компенсации в связи досрочным прекращением полномочий

по апелляционной жалобе Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 24 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав Главу Шангского сельского поселения Цымлякову Н.А. и представителя Администрации Шангского сельского поселения Ширяеву Е.С., поддержавших апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Шатровой Л.М. Овчинникова А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шатрова Л.М. обратилась в суд с иском к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий главы поселения при преобразовании муниципального образования в размере шестимесячного денежного содержания 201264 руб. В обоснование требований указано, что она была избрана на должность главы Шангского сельского поселения 19.09.2016 года на пятилетний срок полномочий. Постановлением Костромской областной Думы от 14.03.2018 г. №853 было преобразовано Головинское сельское поселение Шарьинского района включением его в состав Шангского сельского поселения. По указанной причине 02.12.2018 года полномочия истца были прекращены досрочно. Согласно Уставу муниципального образования Шангское сельское поселение лицам, замещающим на постоянной основе выборные муниципальные должности в поселении, установлена, в том числе гарантия в виде денежной компенсации при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием сельского поселения. В соответствии с п.п.2 п. 1 Решения Совета депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 12.11.2018 г. №29 лицам, замещающим на постоянной основе выборные муниципальные должности в поселении, установлена, в том числе гарантия в виде единовременной денежной компенсации в размере шестимесячного денежного содержания, установленного на день прекращения полномочий, при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием сельского поселения. Согласно штатному расписанию размер денежного содержания истца составлял 33544 руб. Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», учитывая, что в муниципальном образовании действуют нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и условия выплаты денежной компенсации, в том числе главе местной администрации, считает, что ответчик обязан произвести истцу выплаты денежной компенсации в размере шестимесячного денежного содержания. Истец неоднократно обращалась к ответчику за выплатой компенсации, но ответчик от выплаты уклоняется.

Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 24 января 2022 года исковые требования Шатровой Любовь Михайловны к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий удовлетворены. С администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в пользу Шатровой Любовь Михайловны взыскана денежная компенсация в связи с досрочным прекращением полномочий в размере 201 264 (двести одна тысяча двести шестьдесят четыре ) рубля.

В апелляционной жалобе Глава Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Цымлякова Н.А. просит решение суда отменить, принять новое решение. Указывает, что Законом Костромской области от 03.12.2008 г. №398-4-ЗКО и Уставом муниципального образования Шангское сельское поселения Шарьинского муниципального района Костромской области (действовал до 18 января 2019 года) предусмотрены гарантии для лиц, замещающих муниципальную должность, однако данные положения распространяются на лиц, замещающих должность на постоянной основе и именно в этот период (период замещения муниципальной должности) достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. Шатрова Л.М. была избрана на должность Главы сельского поселения уже в 58 лет и 3 года находилась на пенсии, т.е. она достигла пенсионного возраста ранее вступления на муниципальную должность, и соответственно, на нее данные гарантии не распространяются. Не согласна со ссылкой в решении суда на Федеральный закон от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими. Считает неверным вывод суда о том, что достижение пенсионного возраста во время исполнения полномочий главы администрации равнозначно нахождению на выборной должности на постоянной основе пенсионера, т.е. лица, уже получающего пенсию по старости до вступления на должность.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Шатрова Л.М. и её представитель Овчинников А.А. просят решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы, извещенной о времени и месте слушания дела телефонограммой, а также через представителя, не просившей об отложении судебного заседания и не заявляющей о намерении лично участвовать в нем.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно постановлению Избирательной комиссии муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области №43 от 19 сентября 2016 года признаны состоявшимися и действительными досрочные выборы главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 18 сентября 2016 года.

Избранным главой Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области считается Шатрова Любовь Михайловна.

Согласно записи в трудовой книжке Шатровой Л.М. от 01.10.2016 года №14 истец избрана на должность главы Шангского сельского поселения по итогам выборов 18.09.2016 года.

14 июня 2018 года Костромской областной Думой принято решение о преобразовании в форме присоединения Головинского сельского поселения Шарьинского района Костромской области, включив его в состав Шангского поселения Шарьинского района Костромской области.

Постановлением Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района от 28 ноября 2018 года № 110 полномочия главы Шангского сельского поселения прекращены досрочно 02 декабря 2018 года в связи с преобразованием Шангского сельского поселения путем объединения с муниципальным образованием Головинское сельское поселение.

В соответствии с записью в трудовой книжке Шатровой Л.М. №15 от 02.12.2018 года полномочия истца прекращены досрочно в связи с преобразованием Шангского сельского поселения путем объединения с муниципальным образованием Головинское сельское поселение.

Таким образом, Шатрова Л.М. в период с 19.09.2016 года по 02.12.2018 года являлась выборным должностным лицом местного самоуправления – главой Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, то есть замещала выборную должность на постоянной основе.

С 2012 года с момента достижения 55 лет Шатрова Л.М. является получателем страховой пенсии по старости (л.д. 42).

Согласно п.5.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившему в силу с 20.12.2015 года, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Предметом правового регулирования абзаца второго ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, введенного Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ, являются дополнительные социальные и иные гарантии, которые связаны с фактом прекращения полномочий (в том числе досрочно) указанных лиц.

Федеральный законодатель, действуя в пределах своей компетенции (статья 72, пункты "б", "к", "н" части 1, Конституции Российской Федерации), в этом законоположении определил общие принципы установления в уставах муниципальных образований дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших муниципальные должности, в том числе предусмотрел возможность установления таких гарантий, связанных с расходованием средств местных бюджетов, только в отношении лиц, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, и в этот период достигших пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, уже на момент избрания истицы Главой поселения действовало новое правовое регулирование социальных гарантий при досрочном прекращении полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 21.12.2021 года) субъекты Российской Федерации были вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежали приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Согласно п.7 ч.2 ст. 3 Закона Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Костромской области" уставами муниципальных образований лицам, замещающим муниципальные должности, может устанавливаться денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в том числе в связи с преобразованием муниципального образования, а также упразднение муниципального образования. В ч.3.1 этой статьи, введенной Законом Костромской области от 24.03.2016 N 85-6-ЗКО, предусмотрено, что положения пункта 7 части 2 настоящей статьи распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

В соответствии с пп.а п.12 ч.1 и абз.2 ч.2 ст.36 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в редакции решений Совета депутатов, принятом решением Совета депутатов Шангского сельского поселения 27.12.2010 № 16 в редакции решений Совета депутатов от 24.04.2013 № 12, 18.03.2015 № 5, от 24.11.2016 №29, от 29.12.2017 № 33 лицам, замещающим муниципальные должности, устанавливаются следующие гарантии, в том числе денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием поселения. Положения п.12 части 1 распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

Таким образом, действующее в момент прекращения полномочий Шатровой Л.М. как Главы сельского поселения законодательство содержало такое условие для получения денежной компенсации при досрочном прекращении полномочий как достижение пенсионного возраста или утрата трудоспособности в период осуществления своих полномочий.

Решение Совета депутатов Шангского сельского поселения от 14.11.2018 года № 60, которым лицам, замещающим выборные муниципальные должности на постоянной основе, установлен ряд гарантий, в том числе единовременная денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в размере шестимесячного денежного содержания, не расширяет и не может расширять перечень дополнительных гарантий, установленных вышеприведенными нормативными актами, которые имеют большую юридическую силу. По сути этим решением лишь устанавливается размер денежной компенсации, а не расширяются основания для её выплаты.

Между тем, неправильно истолковав вышеприведенные нормы как допускающие выплату денежной компенсации всем лицам, замещавшим муниципальную должность на постоянной основе и ставшими пенсионерами до досрочного прекращения их полномочий, установив, что в период осуществления полномочий главы Шангского сельского поселения Шатрова Л.В. являлась пенсионером по старости, суд первой инстанции заявленные исковые требования удовлетворил.

Однако такое толкование норм права коллегия находит необоснованно расширительным и противоречащим смыслу, заложенному в п. 5.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 и ч.3.1 ст. 3. Закона Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Костромской области", ст. 36 Устава Шангского сельского поселения.

Исходя из дословного содержания этих норм следует, что испрашиваемая истицей дополнительная гарантия в виде денежной компенсации при досрочном прекращении полномочий Главы сельского поселения распространяется лишь на тех лиц, которые достигли пенсионного возраста в момент осуществления своих полномочий, а не до избрания на занимаемую должность. При этом коллегия отмечает, что такое событие как достижение пенсионного возраста не является длящимся, а наступает одномоментно в определенную дату. Истица достигла пенсионного возраста 04.11.2012 года, а не в период осуществления её полномочий Главы поселения с 19.09.2016 года по 2.12.2018 года. Следовательно, оснований для взыскания в её пользу денежной компенсации у суда не имелось.

Кроме того, коллегия отмечает, что судом первой инстанции к рассматриваемому спору были применены положения Устава муниципального образования, принятого 18.01.2019 года. Между тем судом не учтено, что данный нормативный акт обратной силы не имеет, и при рассмотрении дела следовало руководствоваться действующим на момент прекращения полномочий истицы Уставом.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, а требования Шатровой Л.М. – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Шарьинского районного суда Костромской области от 24 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске Шатровой Любови Михайловне к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании компенсации в связи досрочным прекращением полномочий отказать.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Шарьинский районный суд Костромской области в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Полный текст апелляционного определения изготовлен 16 мая 2022 года.