НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 15.06.2020 № 2-1429/20

Судья Тележкина О.Д. Дело № 33-1156

УИД 44RS0001-01-2020-000608-96

(№ дела в суде первой инстанции 2-1429/2020)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кострома 15 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.,

судей Зиновьевой Г.Н., Лукьяновой С.Б.

при секретаре Боречко Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куковеровой Ларисы Владимировны к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконными изменений условий трудового договора

по апелляционной жалобе Куковеровой Ларисы Владимировны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав представителя Куковеровой Л.В. Соловьева В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» Букшта А.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Куковерова Л.В. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконными уведомления от 06.11.2019 года об изменении условий трудового договора в части оплаты труда работника и приказов директора ОГКУ «ЦСВ» №22 от 18.11.2019 г., №27 от 24.12.2019 г. В обоснование требований указала, что с 08.07.2009 года она работает в должности ведущего специалиста по 9 разряду ЕТС в ОГКУ «Центр социальных выплат» в секторе осуществления выплат отдела социальных гарантий по жилью и коммунальным услугам. В период работы дополнительными соглашениями работодатель неоднократно изменял истцу условия оплаты труда, поставив их в зависимость от наличия экономии фонда оплаты труда, что ухудшает положение работника по сравнению с условиями трудового договора от 08.07.2009 года. При наличии таких сведений работнику невозможно сделать вывод о ежемесячном размере заработной платы, поскольку часть выплат поставлена в зависимость от усмотрения руководителя. Кроме того, при внесении последних изменений очевидно нарушение работодателем двухмесячного срока уведомления работников о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора: вручено 26.12.2019 г., дата вступления изменений – 20.01.2020 г. В обоснование решения об изменении системы оплаты труда ОГКУ «ЦСВ» ссылается на положения ст. 74 ТК РФ, как связанные с изменением организационных условий труда, а именно на внесение изменений в положение об оплате труда работников ОГКУ «ЦСВ». Истец полагает, что доводы ответчика являются необоснованными, поскольку изменений организационных или технологических условий труда в учреждении не проводилось. Работодатель обязан известить работника об изменении условий трудового договора в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца. При обращении истца в Министерство труда и социальной защиты РФ ей указано, что ст. 74 ТК РФ может быть применена к ситуации с переходом государственного учреждения на новую систему оплаты труда. В данном случае перехода на новую систему оплаты труда не было, изменяются лишь условия стимулирующих выплат, что означает, что в данном случае применение ст. 74 ТК РФ является необоснованным.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 05 марта 2020 года исковые требования Куковеровой Ларисы Владимировны к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконными изменений условий трудового договора оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Куковерова Л.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Указывая в обоснование доводов жалобы обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, считает, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, подтверждающих, что условия трудового договора изменились в результате организационных или технологических условий труда. Изменение порядка начисления выплат не относится к организационным изменениям условий труда. Ответчик, приняв решение о внесении изменений в трудовой договор в части изменения условий оплаты труда, изменил условия выплаты стимулирующих и компенсационных выплат, поставив вероятность их выплаты на усмотрение директора и в зависимости от наличия фонда оплаты труда, тем самым ухудшил положение работника по сравнению с условиями трудового договора. Оспариваемые приказы приняты в нарушение трудового законодательства и не подлежат применению. Указывает на существенные отличия п. 4.2. дополнительного соглашения в части установления выплат стимулирующего характера, оценка которым судом первой инстанции не дана. Также считает, что работодателем был нарушен порядок уведомления работника об изменении условий труда.

В отзыве на апелляционную жалобу директор ОГКУ «Центр социальных выплат» Поцелуев В.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Куковеровой Л.В. – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением администрации Костромской области от 27.06.2011 №235-а «Об изменении типа областных государственных учреждений Костромской области в целях создания казенных учреждений Костромской области» учреждено ОГКУ «Центр социальных выплат».

Куковерова Л.В. с 08.07.2009 года работает в должности ведущего специалиста по 9 разряду ЕТС в секторе осуществления выплат отдела социальных гарантий по жилью и коммунальным услугам ОГУ «ЦСВ» на основании трудового договора №65/09 от 08.07.2009 года. С 12.04.2011 г. она переведена на должность главного специалиста.

При поступлении на работу с ней заключен трудовой договор, в условия которого относительно оплаты труда неоднократно вносились изменения.

Дополнительным соглашением от 11.05.2018 года №02/18-65/09 к трудовому договору от 08.07.2009 №65/09 установлено, что за выполнение должностных обязанностей работнику устанавливается базовый оклад в размере <данные изъяты> рубль, коэффициент по должности 1,16, ежемесячная выплата за интенсивность работы в размере 68% оклада, ежемесячно денежное поощрение за качество работ в размере 1,85 оклада, ежемесячная выплата за выслугу лет в размере 15% от оклада, выплачивается ежемесячная премия по итогам работы в размере, не превышающем пяти базовых должностных окладов в течение календарного года на основании приказа директора учреждения в пределах ФОТ учреждения.

Дополнительным соглашением от 25.12.2018 года №03/18-65/09 к трудовому договору от 08.07.2009 №65/09 работнику устанавливается ежемесячная выплата за интенсивность работы в размере 84% от базового оклада.

Приказом директора ОГКУ «ЦСВ» от 19.09.2019 года №10 повышены должностные оклады работника учреждения с 01.10.2019 г. и базовый 5 квалификационного уровня (главный специалист, заместитель начальника отдела, заместитель главного бухгалтера) профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» стал составлять <данные изъяты> рубля (л.д.78-79).

06.11.2019 г. работодателем в адрес Куковеровой Л.В. направлено уведомление, из которого следует, что с 08.01.2020 г. изменяются следующие условия заключенного трудового договора: максимальный размер ежемесячной выплаты за интенсивность и высокие результаты устанавливается 1,5 базового должностного оклада и выплачивается при условии экономии фонда оплаты труда, с 08.01.2020 г. максимальный размер выплаты за образцовое качество выполняемых работ устанавливается 1,9 базового должностного оклада при условии экономии фонда оплаты труда. К уведомлению приложен разработанный ОГКУ «ЦСВ» проект дополнительного соглашения к трудовому договору №02/19-65/09, в котором работнику устанавливается: должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля, коэффициент по должности 1,16, единовременные вознаграждения (премии), доплаты, компенсации и иные выплаты, устанавливаемые в зависимости от итогов его работы, порядке и размерах определенных Положением об оплате труда работников и Правилами внутреннего трудового распорядка. В качестве поощрения работнику могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера: ежемесячная выплата за интенсивность и высокие результаты работы - максимальный размер выплат 1,5 базового оклада устанавливается при условии экономии фонда оплаты труда. Конкретный размер выплат устанавливается приказом директора учреждения один раз в месяц, ежемесячная выплата за выслугу лет – устанавливается дифференцированно от стажа работы от 0,1 до 0,3, выплата за образцовое качество выполняемых работ – максимальный размер выплат 1,9 базового должностного оклада устанавливается при условии экономии фонда оплаты труда, конкретный размер выплат устанавливается приказом директора учреждения одни раз в месяц, единовременная выплата по итогам работы, материальная помощь в размере одного базового должностного оклада.

Приказом директора ОГКУ «ЦСВ» от 24.12.2019 года №27 установлено, что в соответствии с приказом директора от 18.11.2019 №22 в пунктах 1 и 2 извещения от 01.11.2019 слова «… при условии экономии фонда оплаты труда» читать, как «… в пределах фонда оплаты труда» (л.д.25).

16.01.2020 года ОГКУ «ЦСВ» и Куковеровой Л.В. подписан проект дополнительного соглашения №01/20-65/09 к трудовому договору от 08.07.2009 №65/09, по условиям которого п. 3 разд. 5 «Условия оплаты труда» трудового договора изложен в следующей редакции с 20.01.2020: «Единовременные денежные вознаграждения (премии), доплаты, компенсации и иные выплаты, устанавливаемые в зависимости от итогов его работы, порядке и размерах, определенных Положением об оплате труда работников и Правилами внутреннего трудового распорядка»; п. 4 разд. 5 «Условия оплаты труда» трудового договора изложен в следующей редакции с 20.01.2020: «Выплаты компенсационного характера производятся работнику в соответствии с ТК РФ и в порядке, установленном Перечнем выплат компенсационного характера, утвержденным Положением об оплате труда работников ОГКУ «ЦСВ» (п. 4.1). В качестве поощрения работнику могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера, перечень которых определен в соответствии с Постановлением Администрации Костромской области от 31.10.2011 №403-а: ежемесячная выплата за интенсивность и высокие результаты работы – от 0,3 до 1,5 базового должностного оклада. Конкретный размер коэффициента устанавливается приказом директора учреждения один раз в месяц в пределах фонда оплаты труда. Выплата за образцовое качество выполняемых работ – от 1,2 до 1,9 базового должностного оклада. Конкретный размер коэффициента устанавливается приказом директора учреждения один раз в месяц в пределах фонда оплаты труда (п. 4.2). Порядок и размеры иных выплат стимулирующего характера, социальных выплат определяются Положением об оплате труда работников ОГКУ «ЦСВ» (п. 4.3).

Установив указанные обстоятельства, проанализировав положения статей 72,74,135,144 ТК РФ, Закон Костромской области от 24.04.2008 № 302-4-ЗКО «Об установлении основ отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Костромской области», утвержденное постановлением Администрации Костромской области от 31.10.2011 № 403-а «Об оплате труда работников областных государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения» Положение об оплате труда работников областных государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, за исключением государственных учреждений социального обслуживания и государственных учреждений отдыха, Положение об оплате труда работников ОГКУ «ЦСВ» (в редакции с 01.07.2018 г.), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изменение порядка начисления стимулирующих выплат в составе заработной платы работников ОГКУ «ЦСВ», произошедшее в связи с изменением регионального законодательства, относится к организационным изменениям условий труда. При этом сам по себе переход от фиксированного размера стимулирующих выплат к индивидуальному определению их размера в зависимости от эффективности труда не противоречит требованиям законодательства и не ухудшает положение работника.

Поскольку размер выплат стимулирующего характера в составе заработной платы истца за декабрь 2019 года, январь-февраль 2020 года не был уменьшен, порядок изменения условий трудового договора, установленный ст. 74 ТК РФ, нарушен не был.

Коллегия полагает указанные выводы законными и обоснованными.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, их не опровергают. В ст. 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 135 ГК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы было отмечено, что в ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда, и в качестве задачи было в числе прочих определено установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям. В качестве программных мероприятий установлено совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам, тарифным ставкам компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) путем совершенствования установления окладов исходя из сложности труда работников на основе актуализации, совершенствования системы стимулирующих выплаты исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг на основе введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника. Установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат. Критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждения. локальных нормативных актах и трудовых договорах, отмены неэффективных стимулирующих выплат, использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг независимой системы оценка качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы и введения публичных рейтингов их деятельности.

В целях реализации этих мероприятий в Положение об оплате труда работников областных государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, утв. Постановлением Администрации Костромской области от 31.10.2011 N 403-а, постановлением Администрации Костромской области от 29.11.2016 N 454-а были внесены соответствующие изменения, и его пункт 10 изложен в следующей редакции: «Работникам областных государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество их работы, устанавливаются выплаты стимулирующего характера согласно Перечню выплат стимулирующего характера, установленному в областных государственных учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению. Конкретный размер выплат стимулирующего характера может определяться как с применением коэффициентов к базовому окладу (базовому должностному окладу), так и в абсолютном размере. Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда. Размер и условия выплат стимулирующего характера работникам областных государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с настоящим Положением». Также был изменен перечень выплат стимулирующего характера, и в приложении № 3 к названному постановлению определено, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность работы, выплаты за стаж работы, выслугу лет, премиальные выплаты по результатам работы, выплаты денежного поощрения за качество выполняемых работ. Выплаты за интенсивность работы осуществляются в зависимости от интенсивности, напряженности, трудоемкости и работы в условиях ненормированного рабочего дня. Выплаты производятся в соответствии с Положением, утверждаемым руководителем областного государственного учреждения, осуществляющего деятельность в сфере социальной защиты населения. Премиальные выплаты по результатам работы производятся в соответствии с Положением о премировании, утверждаемым руководителем областного государственного учреждения, осуществляющего деятельность в сфере социальной защиты населения. Выплаты денежного поощрения за качество выполняемых работ осуществляются с учетом оценки критериев качества выполненной работы, разработанных и утвержденных в областном государственном учреждении, осуществляющем деятельность в сфере социальной защиты населения. Выплаты производятся в соответствии с Положением, утверждаемым руководителем областного государственного учреждения, осуществляющего деятельность в сфере социальной защиты населения.

В связи с этим приказом директора ОГКУ «Центр социальных выплат» от 26.04.2018 г. № 14 внесены изменения в Положение об оплате труда работников учреждения и приложение № 3 к этому Положению - Положение о выплатах стимулирующего характера областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат», в котором определены минимальные и максимальные размеры выплат за интенсивность и качество выполняемых работ, и установлены критерии оценки интенсивности и качества работы.

Указанные изменения согласуются и с положениями Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 года, в п.7 которых говорится о создании условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждений в целом, в повышении качества оказываемых услуг, совершенствовании структуры заработной платы, в том числе с учетом задач стимулирования работников к повышению результатов труда, а в п.34 о необходимости внесения изменения в трудовые договоры с работником в случаях изменения условий и размеров оплаты труда, в том числе при переходе на новые системы оплаты труда, в том числе при установлении и изменении размера выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Таким образом, приведение ответчиком условий трудовых договоров со служащими в соответствии с требованиями законодательства и установление диапазона стимулирующих выплат и обуславливая их размер зависимостью от результатов работы не нарушает закон и трудовые права истицы, поскольку в случае добросовестного исполнения должностных обязанностей размер стимулирующих выплат не уменьшится.

То обстоятельство, что стимулирующие выплаты выплачиваются в пределах фонда оплаты труда, также не свидетельствует о нарушении прав истицы и не противоречит закону, поскольку фонд оплаты труда учреждения формируется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, а также исходя из необходимости соблюдения принципа обеспечения установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда ( пп.и п.7 единых рекомендаций).

Как видно из представленных в материалы дела документов, фонд оплаты труда ОГКУ «ЦСВ» на 2020 год не уменьшен по сравнению с 2019 годом.

Порядок внесения изменений ответчиком также не нарушен. Как установлено судом, прежние условия и размеры стимулирующих выплат были сохранены для истицы на период до марта 2020 года. Впоследствии (в апреле и мае 2020 года) несмотря на изменение процентного размера стимулирующих выплат истицы, общий размер выплаченной заработной платы не уменьшился.

При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куковеровой Ларисы Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: