НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 06.10.2021 № 33А-2219/2021

Судья Смолин А.Н. Дело №33а-2219/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«06» октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Ивковой А.В., Колесова Р.Н.,

при секретаре Добряковой Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0013-01-2021-000437-86, №2а-220/2021) по апелляционной жалобе Чернякова ФИО10 на решение Красносельского районного суда Костромской области от 22 июля 2021 года, которым административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к Чернякову ФИО11 о взыскании задолженности в сумме 310 196, 25 руб. удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Ивковой А.В., выслушав возражения относительно апелляционной жалобы представителя УФНС России по Костромской области Магницкой А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

УФНС России по Костромской области обратилось в суд с административным
исковым заявлением к Чернякову В.А. о взыскании задолженности в сумме 310 196,25
рублей, в том числе: транспортный налог - 9 102,00 руб., пени по транспортному налогу -
38,91 руб., земельный налог - 137 300,00 руб., пени - 586,96 руб., налог на имущество:
ОКТМО 3461615l - 31 307,01 руб., пени - 122,59 руб., ОКТМО 34616416 - 1 420,00 руб.,
пени - 6,07 руб., ОКТМО 34708000 - 129 758,00 руб., пени - 554,71 руб.

Требования административный истец обосновывает тем, что на налоговом учёте в
Управлении ФНС России по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Черняков ФИО12. По налоговому уведомлению № от 15.08.2019 года (<данные изъяты>) Чернякову В.А. исчислен транспортный налог 9102,00 руб. В связи с неуплатой налога, исчислены пени в общей сумме 38,91 руб. По налоговому уведомлению № от 15.08.2019 по сроку уплаты 02.12.2019 года Чернякову В.А. исчислен земельный налог за 2018 год в общей сумме 137 300 руб. В связи с неуплатой налога исчислены пени в общей сумме 586, 96 руб. По налоговому уведомлению № от 15.08.2019 по сроку уплаты 02.12.2019 года Чернякову В.А. исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 г. в общей сумме 137 300 руб. По налоговому уведомлению № от 11.11.2018 года за 2017 год в размере 4 487 руб. Налог на имущество по налоговому уведомлению № от 11.11.2018 г. за
2017 г. уплачен частично в размере 1854,99 руб., остаток задолженности 2632,01 руб. В связи с тем, что налог за 2018 год не уплачен на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в сумме 683,37 руб. Всего к уплате налога на имущество – 163 168, 38 руб., в том числе налог – 162 485, 01 руб., пени – 683, 37 руб.

Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области, обращалась за
взысканием указанной задолженности в МССУ № 30 Красносельского судебного района
Костромской области, по результатам рассмотрения вынесен судебный приказ от
09.07.2020 № . В связи поступившими возражениями от Чернякова В.А., судебный приказ отменен, о чем свидетельствуют приложенное к
материалам дела определение от 04.02.2021 г. по делу № . Таким образом, Черняков Вячеслав Алексеевич, признается плательщиком транспортной налога, земельного налога и налога на имущество, и обязан уплатить
задолженность в общей сумме 310 196,25 руб.

Решением Красносельского районного суда Костромской области от 22.07.2021 административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к Чернякову В.А. о взыскании задолженности в сумме 310 196, 25 руб. удовлетворено.

С Чернякова В.А. в пользу УФНС России по Костромской области взыскана задолженность в сумме 310 196,25 руб., в том числе: транспортный налог - 9 102 руб., пени - 38,91 руб., земельный налог – 137 300 руб., пени – 586, 96 руб., налог на имущество: <данные изъяты> – 31 307,01 руб., пени – 122,59 руб., <данные изъяты> – 1420 руб., пени – 6, 07 руб., <данные изъяты> – 129 758 руб., пени – 554,71 руб. В доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области с Чернякова В.А. взыскана государственная пошлина в размере 6 301, 96 руб.

В апелляционной жалобе Черняков В.А. просит решение суда отменить. Указывает, что был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ, исключен из реестра ДД.ММ.ГГГГ определением арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в отношении него, как индивидуального предпринимателя, введена процедура реструктуризации долгов. Решением Арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ г. он признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства. Определением от ДД.ММ.ГГГГ завершена процедура реализации имущества, Черняков В.А. освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе, не заявленных при введении реализации имущества гражданина. У Чернякова В.А. в собственности находились перечисленные в административном иске объекты как движимого, так и недвижимого имущества. Часть объектов недвижимого имущества была реализована в апреле 2018 года до даты принятии искового заявления, таким образом, в частности земельный налог подлежал взысканию не как текущий платеж, а должен быть включен в реестр требований кредиторов. Автомашин <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> не имеется с 2015 года, то есть отсутствует объект налогообложения. Данные автомашины в связи с их физическим износом были использованы для разборки на запасные части. В 2015 году УФССП по Костромской области наложен запрет на регистрационные действия в отношении данных автомашин, поэтому снять их с учета, в связи с их фактическим отсутствием, не представлялось возможным, позднее в отношении Чернякова В.А. введена процедура банкротства.

В возражениях относительно апелляционной жалобы заместитель руководителя УФНС России по Костромской области Шуляк Н.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Черняков В.А. в заседание судебной коллегии не явился, извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Представитель УФНС России по Костромской области Магницкая А.В. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пункт 2 статьи 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.

В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на налогоплательщике лежит обязанность выплатить пеню (пункт 1). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Предъявляя административное исковое заявление о взыскании задолженности в суд, налоговый орган исходил из того, что Чернякову В.А. в спорный период на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 368117, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 108710, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 96663, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 114690, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 77218, расположенный по адресу: 157946<адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 636354, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 145477, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 105503, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 104106, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 249006, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 131485, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 374693, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 111722, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 40724, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 80661, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 192738, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 228900, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 107918, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 350054, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1025564, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 23.05.2014, дата прекращения владения - 20.11.2019;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 15013.80, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 06.11.2007, дата прекращения владения - 19.04.2018;

- здание с кадастровым номером , площадью 271.30, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения - 01.11.2006, дата прекращения владения - 19.04.2018

- здание с кадастровым номером , площадью 155,50, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 24.02.2009, дата прекращения владения – 02.08.2019;

- здание с кадастровым номером , площадью 1376.60, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 01.11.2006, дата прекращения владения – 19.04.2018;

- здание с кадастровым номером , площадью 125,20, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 03.11.2006, дата прекращения владения – 19.04.2018;

- здание с кадастровым номером , площадью 1477.90, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения –24.02.2009, дата прекращения владения – 02.08.2019;

- здание с кадастровым номером , площадью 196,70, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 19.05.2014, дата прекращения владения – 02.08.2019;

- здание с кадастровым номером , площадью 92,10, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 01.11.2006, дата прекращения владения – 19.04.2018;

- здание с кадастровым номером , площадью 58,70, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 01.11.2006, дата прекращения владения – 19.04.2018;

- здание с кадастровым номером , площадью 9,80, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 01.11.2006, дата прекращения владения – 19.04.2018;

- помещение с кадастровым номером , площадью 33,60, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 17.05.2016, дата прекращения владения – 25.12.2019;

- помещение с кадастровым номером , площадью 36, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 01.08.2016, дата прекращения владения – 25.12.2019;

- помещение с кадастровым номером , площадью 42,10, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 01.08.2016, дата прекращения владения – 25.12.2019;

- здание с кадастровым номером , площадью 433,20, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 24.02.2009, дата прекращения владения – 02.08.2019;

- здание с кадастровым номером , площадью 53,80, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации владения – 04.12.2013, дата прекращения владения – 25.12.2019.

Налогоплательщику налоговым органом направлялось налоговое уведомление от 11.11.2018 №, в котором Чернякову В.А. предложено в срок не позднее 29.12.2018 уплатить налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 4 487 руб., налоговое уведомление № от 15.08.2019, в котором Чернякову В.А. предложено в срок не позднее 02.12.2019 уплатить налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог за 2018 год в сумме 318 690 руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены:

- требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.01.2019, в котором Чернякову В.А. предложено в срок до 13.02.2019 уплатить налог на имущество физических лиц в размере 2632,01 руб.;

- требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 23.12.2019, в котором Чернякову В.А. предложено в срок до 24.01.2020 уплатить транспортны налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог в сумме 306 255 руб., пени – 1 309,24 руб.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №30 Красносельского судебного района Костромской области от 09.07.2020 г. по делу № по заявлению МИФНС России № 7 по Костромской области с Чернякова В.А. взыскана задолженность по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, пени в сумме 313 920, 73 руб. Определением мирового судьи судебного участка №30 Красносельского судебного района Костромской области от 04.02.2021 г. данный судебный приказ отменен. 24.05.2021 г. настоящее административное исковое заявление налогового органа поступило в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования УФНС России по Костромской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требований, сроки обращения в суд, расчет взыскиваемых налогов и пеней и, исходя из того, что административным ответчиком не представлено доказательств уплаты задолженности по взыскиваемым налогам и пеням, пришел к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом административного иска.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Административным истцом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, правомерность начисления пеней.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним пункт 4 статьи 85, а также пункты 1, 4 статьи 391 НК РФ).

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 401 НК РФ объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, а именно жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Основания и порядок начисления налога на имущество физических лиц установлены статьями 399 - 409 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 408 НК РФ налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

По смыслу приведенных положений законодательства основанием для начисления налоговым органом налога на имущество физических лиц и земельного налога являются предоставленные в налоговый орган регистрационными органами выписки из электронной базы данных владельцев недвижимого имущества.

Случаи прекращения обязанности по уплате налога предусмотрены пунктом 3 статьи 44 НК РФ, в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Пунктом 2.1 статьи 408 НК РФ предусмотрено, что в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

При установленных по делу обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Черняков В.А. является плательщиком транспортного налога.

В апелляционной жалобе Черняков В.А. указывается, что транспортных средств <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> – объектов налогообложения не существует в природе. Вместе с тем данный довод административного ответчика в нарушение положений части 1 статьи 62 КАС РФ какими-либо доказательствами не подтвержден.

Напротив, по сведениям УМВД России по Костромской области, представленным по запросу судебной коллегии, транспортные средства <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> с 2005 года и до настоящего времени зарегистрированы за Черняковым В. А.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года №2015-О федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Таким образом, налоговым органом прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В соответствии с частью 1 статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В силу абзаца 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2021 г.) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с пунктом 7 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 г. №399 (действовавших до 31.12.2019 г.), прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции.

Регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца в случае утилизации транспортного средства. Прекращение регистрации транспортного средства в связи с его утилизацией осуществляется на основании свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (пункт 8 вышеназванных Правил).

Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001 (утратил силу с 06.10.2018 г.).

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. При утилизации транспортного средства лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту его регистрации, представив в указанный уполномоченный орган свидетельство (акт) об утилизации, а также регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства.

Судебная коллегия отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих налогоплательщику снятию с учета зарегистрированных на нем транспортных средств, об обращениях в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения с заявлениями о снятии с учета транспортного средств в связи с утилизацией (в том числе с приложением регистрационных документов, регистрационных знаков и паспорта транспортного средства) и получения отказа в производстве регистрационных действий, Черняковым В.А. не представлено, как не представлено и доказательств, объективно свидетельствующих о прекращении существования объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Наличие в спорный период (2017, 2018 г.г.) у Чернякова В.А. в собственности объектов налогообложения также подтверждается сведениями, поступившими в налоговый орган из регистрирующих органов в порядке статьи 85 НК РФ, и выписками из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объекты недвижимости по спорным объектам, поступившими по запросу судебной коллегии.

Доводы апелляционной жалобы, что налоговые платежи подлежали включению в реестр требований кредиторов при рассмотрении Арбитражным судом Ярославской области дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении ИП Чернякова В.А. основаны на неверном толковании закона.

В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

При этом согласно п. 1 ст. 5 данного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода.

При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.

Как следует из материалов дела заявление о признании Чернякова В.А. банкротом принято Арбитражным судом Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ г., и, учитывая, что окончание налогового периода произошло после принятия судом заявления о признании Чернякова В.А. несостоятельным (банкротом), требование налогового органа об уплате налога на имущество, земельного налога, транспортного налога за 2017, 2018 годы и пеней, влечет за собой квалификацию указанной задолженности в качестве текущих, а не реестровых платежей.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы административного ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке задолженности по налогам вне процедуры банкротства являются ошибочными.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Сроки и порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, предусмотренные статьей 48 НК РФ, налоговым органом соблюдены.

Как усматривается из материалов дела, срок исполнения направленного в адрес Чернякову В.А. требования № установлен до 24.01.2020 г.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась в течение шести месяцев со дня истечения указанного срока (судебный приказ вынесен 09.07.2020 года, отменен 04.02.2021 года).

Настоящий административный иск в суд также предъявлен в пределах установленного законом шестимесячного срока (24.05.2021 г.).

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Красносельского районного суда Костромской области от 22 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернякова ФИО13 – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: