НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 06.07.2022 № 33А-1264/2022

Судья Ковунев А.В. Дело № 33а-1264/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«06» июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Пелевиной Н.В.

судей Добровольской Т.В. и Колесова Р.Н.

при секретаре Агафоновой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-1175/2022, УИД 44RS0001-01-2022-004567-53) по апелляционной жалобе Абдурахманова Иляза Гаджи оглы на решение Свердловского районного суда города Костромы от 10 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Абурахманова Иляза Гаджи оглы к Следственному управлению Следственного комитета по Костромской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет отказано.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав административного истца Абдурахманова И.Г.о., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика – СУ СК РФ по Костромской области – Шушунова Р.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Абдурахманов И.Г.о. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета России по Костромской области (далее также СУ СК России по Костромской области) о снятии с учета сотрудников следственного управления, не имеющих жилых помещений по месту службы. В обоснование иска указал, что решением жилищно-бытовой комиссии следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области от 17 марта 2008 года как работник следственного управления он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии СУ СК России по Костромской области от 08 ноября 2011 года ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором он проживает до настоящего времени с членами своей семьи. 25 ноября 2020 года он был освобожден от занимаемой должности и уволен из органов Следственного комитета Российской Федерации по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию. Решением жилищной комиссии СУ СК России по Костромской области от 22 октября 2021 года (протокол № 10) он снят с учета сотрудников следственного управления, не имеющих жилых помещений по месту службы, на основании подпункта «б» пункта 7 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 145. Копия протокола № 10 от 22 октября 2021 года ему вручена 11 ноября 2021 года. Протоколом № 11 жилищной комиссии СУ СК России по Костромской области от 19 ноября 2021 года в протокол № 10 от 22 октября 2021 года внесены изменения: уточнено основание снятия с учета - вместо подпункта «б» пункта 7 указан подпункт «г» пункта 7 названного Порядка. Копию протокола № 11 от 19 ноября 2021 года он получил по почте 14 декабря 2021 года. Решение жилищной комиссии СУ СК России по Костромской области от 22 октября 2021 года (протокол № 10) с изменениями, внесенными в него протоколом № 11 от 19 ноября 2021 года, является незаконным, поскольку жилищная комиссия неправильно применила законодательство Российской Федерации о прохождении службы в системе Следственного комитета Российской Федерации. Поскольку он был уволен из органов Следственного комитета Российской Федерации в связи с выходом на пенсию, то в соответствии с положениями статьи 35.1 Федерального Закона № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» сохранил право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или получение жилого помещения в собственность. Реализация указанного права невозможна без постановки его на учет в СУ СК России по Костромской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что прямо вытекает из положений пунктов 15 и 30 статьи 35.1 Федерального Закона № 403-ФЗ. Жилищная комиссия СУ СК России по Костромской области ошибочно посчитала, что подпункт «г» пункта 7 Приказа СК России от 20 декабря 2019 года № 145 распространяется и применятся в отношении всех уволенных сотрудников Следственного комитета, однако согласно пункту 21 статьи 35.1 Федерального Закона № 403-ФЗ уволенный с правом на пенсию сотрудник Следственного комитета РФ не может быть снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принятое ответчиком решение нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет за собой отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты либо жилого помещения в собственность. С учетом уточнений, сделанных в ходе рассмотрения дела, просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии СУ СК России по Костромской области от 22 октября 2021 года (протокол № 10) с изменениями, внесенными решением от 19 ноября 2021 года (протокол № 11), о снятии его с учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников СУ СК России по Костромской области с даты постановки на учет (том 1 л.д. 4-8, 68).

Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Абурахманов И.Г.о. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Считает, что суд при вынесении решения неправильно применил нормы материального и процессуального права, свои выводы не мотивировал и не указал, почему отклонил доводы истца, основанные на законодательстве о прохождении государственной службы в органах Следственного комитета России; выводы суда не соответствуют нормам статьи 35.1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» и статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» о том, что уволенный с правом на пенсию сотрудник Следственного комитета Российской Федерации не может быть снят с учета нуждающихся в жилом помещении. Вывод суда о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии не нарушает его прав ошибочен, поскольку решение жилищной комиссии влечет за собой отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты либо жилого помещения в собственность как лицу, не состоящему на соответствующем учете.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель СУ СК России по Костромской области Шушунов Р.А. просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы настоящего административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».

Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение приведенным требованиям не отвечает.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ 1989 года до ДД.ММ.ГГГГ 2007 года Абдурахманов И.Г.о. проходил службу в органах прокуратуры Костромской области, с ДД.ММ.ГГГГ 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ 2011 года – в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ 2020 года- в Следственном управлении Следственного комитета России по Костромской области.

11 сентября 2002 года, являясь сотрудником прокуратуры Костромской области, Абдурахманов И.Г.о. обратился с заявлением на имя прокурора Костромской области о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет для получения жилья с учетом права на дополнительную жилплощадь, и был поставлен на такой учет (том 1 л.д. 70, 73).

07 сентября 2007 года Абурахманов И.Г.о., будучи назначенным в порядке перевода на должность заместителя руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, обратился к руководителю названного управления с заявлением о постановке его на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (том 1 л.д. 79).

Сопроводительным письмом от 13 декабря 2007 года дела сотрудников прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, перешедших на службу из органов прокуратуры Костромской области в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области, переданы из прокуратуры Костромской области в названное управление, в том числе и дело Абдурахманова И.Г.о. (том 1 л.д.52).

Решением жилищно-бытовой комиссии СУ СК при прокуратуре РФ по Костромской области от 17 марта 2008 года сформирован и утвержден список работников следственного управления, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в который включен и Абдурахманов И.Г.о. (том 1 л.д.107-110).

Решением жилищной комиссии СУ СК России по Костромской области от 08 ноября 2011 года (протокол № 2) Абдурахманову И.Г.о. предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 134-135)

15 ноября 2018 года Абдурахманов И.Г.о. обратился в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации через жилищную комиссию СУ СК России по Костромской области с заявлениями о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и о предоставлении жилого помещения в собственность (том 1 л.д.152, 153, 191-195, 196).

Решением жилищной комиссии Следственного комитета Российской Федерации от 02 октября 2020 года № 54 рассмотрение заявлений Абдурахманова И.Г.о. отложено для предоставления дополнительных документов (том 1 л.д. 203).

Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 09 ноября 2020 года № 679-кб Абдурахманов И.Г.о. освобожден от занимаемой должности заместителя руководителя СУ СК России по Костромской области и уволен ДД.ММ.ГГГГ 2020 года по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (том 1 л.д. 201).

Решением жилищной комиссии СУ СК России по Костромской области от 22 октября 2021 года (протокол № 10) (с учетом внесенных в него решением жилищной комиссии от 19 ноября 2021 года (протокол № 11) исправлений) в связи с увольнением со службы Абдурахманов И.Г.о. снят с учета сотрудников следственного управления, не имеющих жилых помещений по месту службы на основании подпункта «г» пункта 7 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы (том 1 л.д. 216-223).

Решением жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 13 декабря 2021 года № 73 заявление и документы Абдурахманова И.Г.о., направленные 15 ноября 2018 года, возвращены как предоставленные с нарушением установленных требований (том 1 л.д. 241-243, 235-241).

22 января 2022 года Абдурахманов И.Г.о.тобратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Абдурахманова И.Г.о., при этом исходил из того, что оспариваемое решение принято жилищной комиссией СУ СК России по Костромской области в пределах ее компетенции с соблюдением установленных законодательством административных процедур, закону не противоречит и прав административного истца не нарушает.

Делая вывод о соответствии оспариваемого решения закону, суд проанализировал нормы Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 143, о компетенции и полномочиях жилищных комиссий, и, сославшись на подпункт «г» пункта 7 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 145, которым предусмотрено, что сотрудник снимается с учета на основании решения жилищной комиссии по месту службы в случае его увольнения со службы в Следственном комитете, посчитал, что увольнение Абдурахманова И.Г.о. из следственного управления давало административному ответчику бесспорные основания для снятия его с учета сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы.

Вместе с тем, ограничившись установлением только этого обстоятельства, суд не выяснил, состоял ли Абдурахманов И.Г.о. на учете сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы, с которого был снят оспариваемым решением, и когда он был принят на такой учет.

Материалы дела сведений об этом не содержат.

Из представленных в дело доказательств усматривается, что Абдурахманов И.Г.о. решением жилищной комиссии от 17 марта 2008 года был принят на учет сотрудников следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Костромской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Иных решений о принятии его на учет суду не представлялось.В соответствии с частью 22 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 04 июня 2014 года № 145-ФЗ) до 06 июня 2014 года обеспечение сотрудников Следственного комитета, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществлялось в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, путем предоставления отдельного жилого помещения, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету, а после указанной даты - в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Следственному комитету, путем предоставления сотруднику служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.

При этом, исходя из пункта 7.11. Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного приказом Следственным комитетом России от 30 сентября 2011 года № 143, и отсутствия иных нормативных актов, устанавливающих порядок ведения жилищного учета данным органом, учет сотрудников Следственного комитета России, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и в улучшении жилищных условий, велся исходя из времени принятия их на учет по единому списку жилищными комиссиями по месту их службы.

С 11 января 2018 года вступил в действие Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», который изменил порядок обеспечения сотрудников названных органов жилыми помещениями, и распространил его в том числе на лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) на день вступления его в силу (статья 4).

С указанной даты согласно части 1 статьи 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2018 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в редакции указанного выше Федерального закона) обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо при их согласии путем предоставления жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.

Кроме того, частью 22 статьи 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2018 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» предусмотрено право сотрудников Следственного комитета, не имеющих жилых помещений по месту службы, на предоставление служебных жилых помещений.

В силу части 30 той же статьи названного Федерального закона порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия сотрудников Следственного комитета на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета.

Приказами Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 года № 69, № 70 и № 71 были утверждены, соответственно, Порядок признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность и Порядок ведения учета сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность (далее – Порядок признания сотрудников нуждающимися в жилых помещениях, Порядок принятия сотрудников на учет, Порядок ведения учета сотрудников), которые действовали до 25 февраля 2021 года и утратили силу в связи с утверждением нового порядка совершения указанных действий приказом Следственного комитета РФ от 09 декабря 2020 года № 132.

Согласно пункту 3 Порядка принятия сотрудников на учет, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 года № 70, за сотрудниками, состоявшими на 11 января 2018 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требуется.

Пункт 2 Порядка ведения учета сотрудников, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 года № 71, предусматривал, что для учета сотрудников и для определения очередности предоставления им единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность в жилищной комиссии Следственного комитета ведется список (приложение № 1), который формируется в хронологическом порядке (в зависимости от даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (служебном жилом помещении), либо заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность).

При этом в списке, форма которого приведена в приложении № 1 к данному Порядку, в соответствующей графе предусмотрено указание даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (в случае его подачи в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации с 07.09.2007 г. до 15.01.2011 г.), либо даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (служебном жилом помещении) (в случае его подачи в период службы в Следственном комитете Российской Федерации с 15.01.2011 г. до 11.01.2018 г.), либо даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность (при его подаче в период службы в Следственном комитете Российской Федерации с 11.01.2018 г.).

Такие же сведения отражаются и в книге учета заявлений сотрудников, которая ведется в соответствии с пунктом 3 названного Порядка (приложение № 2).

В соответствии с названными правовыми актами, а также действующим в настоящее время приказом Следственного комитета РФ от 09 декабря 2020 года № 132 ведение учета сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется жилищной комиссией центрального аппарата Следственного комитета РФ.

Приказом Следственного комитета РФ от 20 декабря 2019 года № 145 утвержден Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, согласно пункту 2 которого такой учет осуществляется жилищными комиссиями по месту службы сотрудника.

Исходя из действующего правового регулирования, учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и учет сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы, - это разные виды учета.

В то же время из приведенных актов не следует, что лица, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 11 января 2018 года жилищными комиссиями, созданными в следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, то есть по месту службы сотрудника, с момента введения нового правового регулирования считаются принятыми на учет сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы.

В ходе судебного разбирательства административный истец настаивал на том, что заявление о принятии на учет сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы, не подавал, решение о принятии его на такой учет административным ответчиком не представлено, что ставит под сомнение обоснованность принятого жилищной комиссией 22 октября 2021 г. решения и суждения суда о его правомерности.

Делая вывод о том, что оспариваемое решение не нарушает прав административного истца, и отказывая ему в удовлетворении требований о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд указал, что решением жилищной комиссии от 22 октября 2021 года административный истец с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на который был принят 17 марта 2008 года, не снимался.

При этом, приведя нормы Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Жилищного кодекса РФ и Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 года № 70, суд также отметил, что предоставление Абдурахманову И.Г.о. в период службы в следственном управлении служебного жилого помещения не свидетельствует о его обеспеченности жильем и о том, что отпали основания его нуждаемости в улучшении жилищных условий, с которой связано его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо получения жилого помещения в собственность.

Тем самым суд фактически сделал вывод о том, что Абдурахманов И.Г.о., несмотря на принятие административным ответчиком оспариваемого решения, продолжает состоять на учете сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.

Однако, как видно по делу, суд данный вопрос в установленном процессуальном порядке при разрешении заявленных Абдурахмановым И.Г.о. требований о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не исследовал, не учел, что в силу Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 09 декабря 2020 года № 132, признание сотрудников следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления жилых помещений в собственность и ведение учета таких сотрудников относится к исключительной компетенции жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (пункты 3, 24 Порядка), и не привлек Следственный комитет Российской Федерации к участию в деле, тем самым сделал вывод об обстоятельствах, установление которых входит в компетенцию уполномоченного государством органа, без участия последнего.

Таким образом, судом первой инстанции при разрешении административного спора допущено нарушение норм материального права и существенное нарушение требований процессуального закона, которое не может быть устранено судом апелляционной инстанции.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Пунктом 3 статьи 309 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 статьи 309, пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ обжалуемое решение суда подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда города Костромы от 10 марта 2022 года отменить, административное дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи: