Судья Кучина Е.А.
№ 33- 268
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Болонкиной И.В. и Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Колесниковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федодеевой Людмилы Александровны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 декабря 2013 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Федодеевой Людмилы Александровны к следственному управлению Следственного комитета РФ по Костромской области о включении периодов работы в выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения Федодеевой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области Бакиной Е.А., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Федодеева Л.А. обратилась в суд с иском к следственному управлению Следственного комитета РФ по Костромской области о признании права на включение периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии, доплаты или процентной надбавки за выслугу лет и предоставления дополнительно оплачиваемого отпуска за стаж работы.
В обоснование требований указала, что 04 июня 2012 года она была назначена на должность эксперта отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области, ей присвоено специальное звание капитан юстиции приказом Следственного комитета от 19 февраля 2013 года №. Ранее она проходила службу в органах налоговой полиции. Приказом начальника Управления ФСНП России по Костромской области от 30 июня 2003 года № на основании Указа Президента РФ от 11 марта 2003 года № 306 при увольнении из органов налоговой полиции ей была назначена пенсия по выслуге лет, общая выслуга для назначения пенсии составила 20 лет 07 месяцев. В выслугу лет для назначения пенсии были включены следующие периоды: служба в органах ФСНП РФ (03 года 04 месяца 02 дня), в ТГНИ г. Костромы (04 года 03 месяца 15 дней), 01 год 01 месяц 28 дней - служба, зачисленная на льготных условиях, 01 год 08 месяцев 25 дней - учеба в высших и средних специальных учебных заведениях, 10 лет 00 месяцев 20 дней - трудовой стаж, включенный в выслугу лет по определению суда от 21 марта 2003 года. На обращение следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области о включении в выслугу лет для назначения пенсии указанного стажа Следственный комитет РФ разъяснил, что при зачислении на службу в следственное управление ей сделан перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, в выслугу лет зачтено 06 лет 07 месяцев 27 дней - периоды учебы в техникуме, службы в УФСНП по Костромской области, государственной службы в Управлении Минюста РФ по Костромской области, а для доплаты за выслугу лет и предоставления дополнительного отпуска за стаж работы включены только периоды службы в следственном управлении Следственного комитета РФ по Костромской области. С расчетом выслуги лет она не согласна, так как для назначения доплаты за выслугу лет и предоставления дополнительно оплачиваемого отпуска за стаж работы не учтена выслуга лет для назначения процентной надбавки к пенсии, определенная приказом УФСНП России по Костромской области, при исчислении выслуги лет, дающей право на пенсию, не учтен трудовой стаж на экономических должностях, включенный УФСНП России по Костромской области по определению суда от 21 марта 2003 года. Полагала, что спорные периоды на экономических должностях должны быть включены в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в следственном управлении Следственного комитета РФ по Костромской области, поскольку включение этого стажа в выслугу лет работникам налоговой полиции было предусмотрено законодательством, действовавшим в спорные периоды работы, и приравнивалось к исчислению выслуги лет для работником налоговых органов, которым при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет, также засчитывались периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям. Поскольку периоды работы в УФСНП РФ по Костромской области были подсчитаны, указаны в ее трудовой книжке, выслуга лет для назначения пенсии и процентной надбавки определена на 30 июня 2003 года с учетом всех спорных периодов работы на экономических должностях, оснований для их перерасчета не имелось.
Истица просила обязать ответчика включить в выслугу лет, дающую право на пенсию, спорные периоды по экономическим специальностям до поступления в УФСНП РФ по Костромской области 14 лет 04 месяца 05 дней, которые определены приказом Управления ФСНП России по Костромской области № от 30 июня 2003 года, в том числе: 04 года 03 месяца 15 дней в должности государственного налогового инспектора ТГНИ г. Костромы; 10 лет 00 месяцев 20 дней трудового стажа на экономических должностях, включенного УФСНП России по Костромской области по определению суда от 21 марта 2003 года;
произвести перерасчет пенсии с 19 февраля 2013 года;
включить дополнительно в выслугу лет для назначения доплаты за выслугу лет и предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж работы выслугу лет, которая согласно денежному аттестату № 28 Управления ФСНП России по Костромской области составляла по состоянию на 01 января 2013 года 14 лет 01 месяц 14 дней, для назначения процентной надбавки к пенсии следующие периоды:
- 01 год 07 месяцев 15 дней - агропромышленный комплекс по Костромской области, Костромское управление Госторгинспекции;
- 06 лет 02 месяца 08 дней - Костромское объединение Костромавторресурсы;
- 02 года 06 месяцев 21 день - Территориальная Государственная налоговая инспекция №1 г. Кострома;
- 03 года 09 месяцев 00 дней - Управление ФСНП России по Костромской области;
- 01 год 02 месяца 25 дней, в том числе в льготном исчислении 04 месяца 28 дней;
- 01 год 06 месяцев 00 дней, в том числе в льготном исчислении 06 месяцев 00 дней;
- 09 месяцев 00 дней, в том числе в льготном исчислении 03 месяца 00 дней;
произвести перерасчет выслуги лет и дополнительного отпуска с 04 июня 2012 года.
Судом по делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Федодеева Л.А. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение по делу. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Считает неправильным вывод суда о том, что включение в выслугу лет для назначения пенсии периода работы на финансово-экономических и бухгалтерских должностях не предусмотрено Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993г. № 941. Указывает, что кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г., действовал дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. Включение выслуги лет бывшим сотрудникам и пенсионерам федеральных органов налоговой полиции, исчисленной в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, в выслугу лет в Следственном комитете РФ обеспечивает реализацию принципов единства системы государственной службы, профессионализма и компетентности государственных служащих, установленных Федеральным законом от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Спорные периоды работы подсчитаны УФСНП РФ по Костромской области, указаны в трудовой книжке и установлены приказом. Считает, что не имелось оснований производить перерасчет выслуги лет, определенной приказом УФСНП РФ по Костромской области и вносить изменения в данные приказы, а вывод суда об обратном основан на неправильном применении и толковании норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит нормы Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 г., ПостановленияСовета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации», Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», а также судебную практику.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Федодеева Л.А.с 28 февраля 2000 года по 30 июня 2003 года проходила службу в налоговой полиции. Приказом начальника УФСНП России по Костромской области от 03 июня 2003 года № 567-лс она была уволена со службы в органах налоговой полиции по сокращению штатов, приказом от 30 июня 2003 года № 192-лс исключена из списков личного состава сотрудников УФСНП России по Костромской области. Этим же приказом определен срок службы (выслуга лет) Федодеевой Л.А., исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации для назначения пенсии, который на 01 июля 2003 года составил 20 лет 07 месяцев 00 дней.
С 01 июля 2003 года Федодеева Л.А. являлась получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России.
04 июня 2012 года Федодеева Л.А. принята на федеральную государственную службу в следственное управление Следственного комитета РФ по Костромской области для замещения должности федеральной государственной службы эксперта отдела криминалистики.
Приказом Следственного комитета РФ от 19 февраля 2013 года № Федодеевой Л.А. присвоено специальное звание - капитан юстиции с учетом имеющегося. С этого дня ей приостановлена выплата пенсии по линии МВД России.
На обращение истицы в следственное управление Следственного комитета РФ по Костромской области об исчислении выслуги лет для назначения пенсии, предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и установлении доплаты за выслугу лет ей было дано разъяснение о том, что в выслугу лет для назначения пенсии подлежат зачету следующие периоды:
учеба в Жердевском техникуме сахарной промышленности МПП РСФСР с 01.09.1978г. по 22.02.1982г. из расчета два месяца учебы за один месяц службы (при условии предоставления справки среднего специального образовательного учреждения об очной форме обучения);
служба в УФСНП России по Костромской области с 28.02.2000г. по 30.06.2003г., в том числе с 05.03.2001г. по 30.06.2003г. из расчета один месяц службы за полтора месяца (при условии предоставления справки о льготном исчислении выслуги лет);
государственная служба в Управлении Минюста России по Костромской области с 11.11.2003г. по 12.02.2004г. в должности ведущего специалиста группы розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами;
служба в следственном управлении Следственного комитета РФ по Костромской области с 04.06.2012г.;
в выслугу лет для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и выслугу лет для установления доплаты за выслугу лет подлежит зачету только период службы в следственном управлении Следственного комитета РФ по Костромской области с 04.06.2012г.
Спорными для исчисления выслуги лет для назначения пенсии в настоящем деле являются периоды работы истицы по экономическим специальностям до поступления в УФСНП РФ по Костромской области - 14 лет 04 месяца 05 дней, которые определены приказом Управления ФСНП России по Костромской области № от 30 июня 2003 года, в том числе: 04 года 03 месяца 15 дней в должности государственного налогового инспектора ТГНИ г. Костромы; 10 лет 00 месяцев 20 дней трудового стажа на экономических должностях, включенного УФСНП России по Костромской области по определению суда от 21 марта 2003 года.
В частности, к этим периодам относятся периоды работы Федодеевой Л.А. в должностях:
инженера по труду и заработной плате Костромского пивоваренного завода с 01.07.1985г. по 02.10.1987г. (02 года 03 месяца 01 день);
экономиста подотдела нормирования, организации и оплаты труда в промышленности Агропромышленного комплекса Костромской области с 12.10.1987г. по 10.03.1989г. (01 год 04 месяца 25 дней);
бухгалтера-машинистки Костромского управления Госторгинспекции с 11.03.1989г. по 27.05.1989г.(00 лет 02 месяца 16 дней);
экономиста планово-экономического отдела Костромского объединения «Костромаавторесурс» с 27.06.1989г. по 25.11.1994г. (05 лет 04 месяца 28 дней);
бухгалтера-экономиста ТОО «Тропик» с 26.11.1994г. по 05.09.1995г. (00 лет 09 месяцев 10 дней);
государственного налогового инспектора ТГНИ №3 г. Костромы с 01.11.1995г. по 25.07.1997г. (01 год 08 месяцев 24 дня);
государственного налогового инспектора ТГНИ №1 г. Костромы с 28.07.1997г. по 18.02.2000г (02 года 06 месяцев 21 день).
Разрешая возникший спор о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии и, отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета определен Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 411, согласно п.п. «г» п. 2 которых в выслугу лет для назначения пенсий включается также время службы, работы, учебы, указанное в том числе, в льготном исчислении в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации». Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 не содержит указания на включение в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел периодов работы в налоговой инспекции и на экономических должностях. Суд также пришел к выводу о том, что ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» отсылает решение вопросов исчисления выслуги лет для назначения пенсии к Правительству Российской Федерации, которым установлен специальный порядок исчисления выслуги лет, подлежащий применению при разрешении настоящего спора, в связи с чем, положения Федерального закона «О федеральных органах налоговой полиции» и Положение «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» не применимы в настоящем деле.
С данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном токовании и применении норм материального права.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ) пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации определен Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012г. № 411.
Согласно п. 2 названных Правил в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается время службы (работы, учебы):
а) в Следственном комитете:
в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального звания, со дня назначения на должность;
в качестве лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы;
в качестве лиц, исполнявших обязанности по вакантной должности в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»;
в аспирантуре по очной форме обучения в научных и образовательных учреждениях Следственного комитета сотрудников Следственного комитета, откомандированных к месту учебы;
б) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное (в том числе в льготном исчислении) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям»;
в) в должности судьи;
г) указанное (в том числе в льготном исчислении) в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (за исключением абзаца четвертого пункта 1(1) указанного постановления);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2013 N 530)
д) в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
е) в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в том числе, служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением«О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 г.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения, действовавшего на момент увольнения Федодеевой Л.А. со службы в органах налоговой полиции, предусматривала, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Пунктом 6Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996г. N 718 (в редакции Указа от 25.07.2000г. N 1358) установлено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993г. с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения была законодательно обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование указанных правовых норм свидетельствовало бы о нарушении законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Учитывая, что приведенными выше Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета засчитывается время службы, указанное в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудников органов внутренних дел подлежит, в том числе, и служба в органах налоговой полиции, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии оснований для включения в выслугу лет, дающей право на пенсионное обеспечение, периодов работы истицы по экономическим специальностям основан на неправильном применении и толковании норм материального права, в связи с чем решение суда в части отказа в иске о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения об удовлетворении иска.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда об отказе в иске Федодеевой Л.А. о перерасчете пенсии, включении дополнительно в выслугу лет для назначения доплаты за выслугу лет и предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж работы выслуги лет, которая согласно денежному аттестату № 28 Управления ФСНП России по Костромской области составляла по состоянию на 01 января 2013 года 14 лет 01 месяц 14 дней.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что пенсия истице ответчиком не назначалась, в связи с чем требования о ее перерасчете являются необоснованными.
Доводы Федодеевой Л.А. в суде апелляционной инстанции о том, что фактически она требовала произвести перерасчет ежемесячной надбавки в размере 50%, материалами дела не подтверждены. В установленном законом порядке данные требования истицей не были заявлены.
Обосновывая иск о включении в выслугу лет для назначения доплаты за выслугу лет и предоставления дополнительного отпуска за стаж работы выслугу лет - 14 лет 01 месяца 14 дней, истица ссылалась на то, данная выслуга лет была определена приказом УФСНП России по Костромской области № 192-лс от 30 июня 2003 года с учетом всех спорных периодов работы на экономических должностях и оснований для ее перерасчета не имелось.
Данные доводы основаны на неправильном толковании закона.
Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", за нагрудный знак "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 названного Закона доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за специальное звание (окладу по воинскому званию) сотрудника Следственного комитета в следующем размере:
1) от 2 до 5 лет - 20 процентов;
2) от 5 до 10 лет - 35 процентов;
3) от 10 до 15 лет - 45 процентов;
4) от 15 до 20 лет - 55 процентов;
5) свыше 20 лет - 70 процентов.
В силу ч. 6 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в выслугу лет для назначения доплаты, указанной в части 5 настоящей статьи, включается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы продолжительностью:
1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;
2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;
3) при выслуге 20 лет - 15 календарных дней.
Согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.
Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в выслугу лет для назначения доплаты за выслугу лет, и в стаж службы для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска. Служба в органах налоговой полиции в данный перечень не включена.
Ссылка Федодеевой Л.А. на то, что исчисленная УФСНП России по Костромской области на момент ее увольнения из органов налоговой полиции выслуга лет перерасчету не подлежит, ошибочна.
Исходя из ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Указанное положение прямо предусматривает возможность зачета выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в указанных органах при их увольнении в связи с принятием на службу в иные государственные органы в порядке перевода.
Из федеральных органов налоговой полиции Федодеева Л.А. уволена по сокращению штатов (п. "е" ст. 45 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации»), а не в связи с принятием на службу в порядке перевода.
При таких обстоятельствах положения ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ на истицу не распространяются.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Федодеевой Л.А. на решение суда, которым ей отказано в иске о перерасчете пенсии, включении периодов работы в выслугу лет для назначения доплаты за выслугу лет и в стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 декабря 2013 года в части отказа в иске Федодеевой Людмилы Александровны к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым исковое заявление Федодеевой Людмилы Александровны удовлетворить.
Обязать следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области включить Федодеевой Людмиле Александровне в выслугу лет, дающую право на предусмотренное частью 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» пенсионное обеспечение, периоды работы по экономическим специальностям до поступления в УФСНП России по Костромской области - 14 лет 04 месяца 05 дней, установленные приказом УФСНП России по Костромской области № 192-лс от 30 июня 2003 года при увольнении из органов Федеральной службы налоговой полиции, в том числе:
- 04 года 03 месяца 15 дней в должности государственного налогового инспектора ТГНИ г. Костромы (01 год 08 месяцев 24 дня в должности государственного налогового инспектора ТГНИ №3 г. Костромы с 01.11.1995г. по 25.07.1997г., и 02 года 06 месяцев 21 день в должности государственного налогового инспектора ТГНИ №1 г. Костромы с 28.07.1997г. по 18.02.2000г.);
- 10 лет 00 месяцев 20 дней трудового стажа на экономических должностях, включенного УФСНП России по Костромской области по определению Свердловского районного суда г. Костромы от 21 марта 2003 года (инженер по труду и заработной плате Костромского пивоваренного завода с 01.07.1985г. по 02.10.1987г. - 02 года 03 месяца 01 день, экономист подотдела нормирования, организации и оплаты труда в промышленности Агропромышленного комплекса Костромской области с 12.10.1987г. по 10.03.1989г. - 01 год 04 месяца 25 дней, бухгалтер - машинистка Костромского управления Госторгинспекции с 11.03.1989г. по 27.05.1989г. - 00 лет 02 месяца 16 дней, экономист планово-экономического отдела Костромского объединения «Костромаавторесурс» с 27.06.1989г. по 25.11.1994г. - 05 лет 04 месяца 28 дней, бухгалтер-экономист ТОО «Тропик» с 26.11.1994г. по 05.09.1995г. - 00 лет 09 месяцев 10 дней.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федодеевой Людмилы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: