Судья Дедюева М.В. №33-292А
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2012 г.
г. Кострома
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукьяновой С.Б., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Богдановой Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сергиенко Владимира Михайловича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 января 2012 г., которым оставлены без удовлетворения исковые требования Сергиенко Владимира Михайловича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить и выплатить, начиная с 15 июля 2011 г., ЕДВ, предоставить льготы по 50% оплате за жилищные коммунальные услуги, выдать справку на льготный проездной билет.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения Сергиенко В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» Дементьева А.К., судебная коллегия Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Сергиенко В.М. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить и выплатить, начиная с 15 июля 2011 г., ЕДВ, предоставить льготы по 50% оплате за жилищные коммунальные услуги, выдать справку на льготный проездной билет. В обосновании требований указал, что он является пенсионером Федеральной службы исполнения наказаний РФ и получает пенсию с октября 1998 г. Проживая в Архангельской области, получил звание «Ветеран труда» и с ДД.ММ.ГГГГ получал меры социальной поддержки ветеранов труда. При предоставлении удостоверения ветерана труда должны выплачиваться ЕДВ, выдаваться справка на льготный проездной билет, предоставляться льготы по 50% оплате за жилищные коммунальные услуги. Ответчики в предоставлении ему указанных льгот отказали, несмотря на его неоднократные обращения, начиная с 15 июля 2011 г., при этом сослались на то, что эти меры социальной поддержки положены ему лишь по достижении 60-ти летнего возраста. Полагает данный отказ незаконным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Сергиенко В.М. просит решение суда отменить. Указывает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., установлены ст. 3 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» от 27 декабря 2004 г. № 226-ЗКО. Согласно данной норме право ветеранов труда на меры социальной поддержки законодатель субъекта РФ связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии. У него право на получение пенсии за выслугу лет возникло в октябре 1998 г. в соответствии со ст. ст. 2, 4, 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Считает неправомерным вывод суда о том, что меры социальной поддержки распространяются на тех ветеранов труда, которым пенсия назначена в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и на истца не распространяются. Положениями ст. ст. 2, 4, 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» достоверно подтверждено его право на государственное пенсионное обеспечение. Пенсия за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом «О пенсионном обеспечении в РФ лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» указывает на возможность реализации указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам данного закона. Судом ошибочно истолкованы положения выше указанных норм права. Своим решением суд неоправданно ограничил круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемил права гарантированные законом.
В возражениях относительно апелляционной жалобы директор Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» Христофорова Г.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
До введения в действие изменений от 22.08.04 г. №122-ФЗ в ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки получали только те ветераны труда, которые имели право на получение трудовой пенсии по старости.
Льготы, установленные для ветеранов труда, в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., предоставлялись и ветеранам военной службы по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством - для мужчин 60 лет, для женщин - 55 лет.
В соответствии со ст. 4 Закона Костромской области от 27.12.2004 г. №226-ЗКО (ред. от 28.01.2011 г.) «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, настоящим областным Законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
- ежемесячная социальная выплата в размере 500 рублей. Ежемесячная социальная выплата состоит из ежемесячной денежной выплаты в размере 416 рублей и ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твердым топливом при наличии печного отопления). Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно повышается при формировании и принятии областного бюджета на очередной финансовый год с учетом индекса роста потребительских цен;
- приобретение льготных именных проездных документов для проезда на водном, железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения и на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом пригородного и городского сообщения;
- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- в случае если у ветерана труда 50 процентов от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твердым топливом при наличии печного отопления), но не более 50 процентов расчетной суммы затрат, превышают размер ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ему производится доплата до уровня 50 процентов фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но не более 450 рублей.
Максимальный размер ежемесячной социальной выплаты составляет 950 рублей.
Статьей 3 областного Закона от 27.12.2004 г. предусматривается, что к ветеранам труда относятся граждане:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
3) приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года ветераны военной службы, ветераны государственной службы, имеющие соответствующие удостоверения (далее - ветераны труда).
Ветераны труда, указанные в настоящей статье, имеют право на меры социальной поддержки после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Ветераны труда, получающие пенсию по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют при достижении ими возраста, дающего право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из материалов дела усматривается, что 05 декабря 2008 г. администрация Архангельской области выдала Сергиенко В.М. удостоверение, согласно которому он имеет право на льготы, установленные ст. 22 и ст. 23 Федерального закона «О ветеранах», как «Ветеран труда». Сергиенко В.М. является пенсионером Федеральной службы исполнения наказаний России с 26 октября 1998 г., дубликат пенсионного удостоверения выдан ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Костромской области.
27 июня 2011 г. Сергиенко В.М. обратился в ОГУ «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении ежемесячной социальной выплаты как ветерану труда. 15.07.2011 г. ОГУ «Центр социальных выплат» направило Сергиенко В.М. ответ на заявление, в котором ему отказано в назначении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда», т.к. он получает пенсию по линии УФСИН России и не достиг возраста, дающего право на получение пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Сергиенко В.М. требований сделан правильно, поскольку ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» не содержит предписаний на то, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, и не определяет категории ветеранов труда, на которые эти меры должны распространяться. Таким образом, субъект РФ был вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос и отразить свою позицию в соответствующем законе.
Анализ ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в совокупности с положениями ст. 15 Бюджетного кодекса РФ и содержанием норм Федерального закона «О ветеранах», а также Постановления Правительства РФ №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» свидетельствует о том, что субъекты Российской Федерации с учетом возможностей бюджета вправе предоставить меры социальной поддержки только тем ветеранам труда, которые имеют право на получение трудовой пенсии по старости.
Исходя из того, что установление системы нормативно-правового регулирования пенсионного обеспечения, правовых гарантий для каждой категории ветеранов является исключительной прерогативой законодателя, который в ст. 3 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» право ветеранов труда, получающих пенсию по иным основаниям (в т. ч. пенсионеров уголовно-исполнительной системы), на получение мер социальной поддержки поставил в зависимость от достижения ими определенного возраста в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. для мужчин возраста 60 лет, для женщин - 55 лет, суд правильно указал, что основания для получения мер социальной поддержки на основании пунктов 3, 4 Закона Костромской области от 27.12.2004 года №226-ЗКО у Сергиенко В.М. отсутствуют.
Сергиенко В.М. является ветераном труда, но поскольку он возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не достиг (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ - 58 полных лет), правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Костромской области №226-ЗКО для ветеранов труда и приравненных к ним лиц, в настоящее время не имеется.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что нарушений прав со стороны ответчиков в отношении Сергиенко В.М. допущено не было и его требования не основаны на законе.
Установленные обстоятельства и постановленное по делу решение не дают оснований считать обоснованными доводы жалобы о его незаконности по основаниям, изложенным выше.
Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 января 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергиенко Владимира Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: