НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 03.07.2017 № 33-1494

Судья Шувалова И.В. Дело № 33-1494

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«03» июля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н. и Ворониной М.В.,

при секретаре Колесниковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 апреля 2017 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Антроповского района Костромской области в интересах Скорохватовой Екатерины Сергеевны к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения. На муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы возложена обязанность предоставить Скорохватовой Екатерине Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Антроповского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Скорохватовой Е.С. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Иск мотивировал тем, что Скорохватова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - С.В.В. решением Антроповского районного суда Костромской области от 26 ноября 2004 года, а отец - С.С.В. решением Димитровского районного суда г. Костромы от 18 марта 2004 года лишены в отношении дочери родительских прав. Приказом директора департамента по труду и социальной защите Костромской области от 23.12.2016 года № 989 Скорохватова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Скорохватова Е.С. с рождения до 8 месяцев проживала с родителями в доме <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу. С мая 1998 года она стала проживать с тетей - С.Е.В. по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит С.Е.В., Скорохватова Е.С. проживает в ней в связи с фактическим предоставлением. Согласно заключению межведомственной комиссии от 18.12.2015 года жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. В 2013 году Скорохватова Е.С. окончила школу № 31 г. Костромы, с 2013 года обучается в ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж» по специальности экономика и бухгалтерский учет, обучение заканчивается 30 июня 2017 года. После окончания обучения Скорохватова Е.С. планирует трудоустроиться по месту своего постоянного проживания в г. Костроме, однако жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности либо ином законном основании, на территории Костромской области не имеет. Истец имеет право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Костромской области, департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.

Судом по делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Костромы Мелкумян А.С. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора. Ссылаясь на положения федерального и регионального законодательства, предусматривающие гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, указывает, что основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот возложена на органы государственной власти Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие фактическую передачу финансовых средств для обеспечения специализированным жильем истца. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Костромской области и в случае удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации г. Костромы, одновременно на Костромскую область должна быть возложена обязанность по финансированию обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции, за исключением прокурора, не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» пришел к выводу о том, что Скорохватова Е.С. должна быть обеспечена жильем по месту жительства на территории г. Костромы, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Скорохватова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Постановлением администрации г. Костромы № 2009 от 29.05.2003 года опекуном Скорохватовой Е.С. назначена С.Е.В.

Также судом установлено, что Скорохватова Е.С. собственником, нанимателем по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

С 01 октября 1997 года Скорохватова Е.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение заключением межведомственной комиссии от 28.12.2015 года № 154 признано непригодным для проживания.

Согласно информации «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от 01.11.2016 года сведений о собственнике данного жилого помещения не имеется.

С мая 1998 года по настоящее время Скорохватова Е.С. проживает у своей тети - С.Е.В. по адресу: <адрес>.

С 15 июня 2016 года по 15 июня 2019 года зарегистрирована по месту пребывания по вышеуказанному адресу.

С 01 сентября 2013 года проходит обучение в ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж», срок окончания обучения - 30 июня 2017 года.

Приказом директора департамента по труду и социальной защите Костромской области от 23.12.2016 года № 989 Скорохватова Е.С. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 года № 185-ФЗ, вступившего в силу с 01 сентября 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Установив по настоящему делу такие юридические факты, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Право Скорохватовой Е.С. на получение жилого помещения на основании приведенной нормы Закона ответчиком не оспорено.

В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Согласно Приложению 18 к Закону Костромской области от 20.12.2016 года № 176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» городскому округу г. Кострома в 2017 году переданы субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории в размере 17 667,1 тыс. рублей.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда первой инстанции о возложении на муниципальное образование городской округ г. Кострома обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

Учитывая изложенное, а также то, что иных доводов несогласия с решением суда апелляционная жалоба не содержит, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Костромы - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: