НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 02.03.2020 № 33А-308/20

Судья Воронова О.Е. Дело №33а-308/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«2» марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Полищук Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1144/2019 (УИД 44RS0028-01-2019-001365-64) по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области на решение Костромского районного суда Костромской области от 28 ноября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области к Кибину Сергею Вячеславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя МИФНС России № 7 по Костромской области Магницкой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Кибина С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области обратилась в суд с административным иском к Кибину С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 31 271 руб. и пеней за просрочку уплаты транспортного налога в размере 77,39 руб.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Кибин С.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области в качестве налогоплательщика (ИНН ). Кибину С.В. на праве собственности принадлежат: моторная лодка «Джерба», государственный регистрационный знак ; автомобиль легковой ВАЗ2106, мощностью 75,5 л.с., государственный регистрационный знак ; автомобиль легковой Хундай Туксон 2.0 GLS, мощностью 141 л.с., государственный регистрационный знак ; снегоход ИТЛАН-КАЮР, мощностью 13 л.с., государственный регистрационный знак ; автомобиль грузовой ГАЗ3302, мощностью 110 л.с., государственный регистрационный знак ; автомобиль легковой Хундай Санта Фе, мощностью 189 л.с., государственный регистрационный знак ; автомобиль грузовой 47412, мощностью 125 л.с., государственный регистрационный знак

Административному ответчику исчислен транспортный налог в общей сумме 35 441 руб. со сроком уплаты 03.12.2018 г. по налоговому уведомлению № 37410380 от 13.09.2018 г., в том числе:

ОКТМО 34701000

- по а/м Хундай Туксон – 2 115 руб. (за 2017 год),

- по а/м Хундай Санта Фе – 3 969 руб. (за 2017 год),

- а/м ГАЗ3302 – 2200 руб. (за 2017 год),

- снегоход ИТЛАН-КАЮР – 84 руб. (за 2017 год),

- моторная лодка (110 л.с.) – 10 670 руб. (за 2015 год),

- моторная лодка (90 л.с.) – 5 885 руб. (за 2017 год)

ОКТМО 34614434

- по а/м Хундай Туксон – 2 115 руб. (за 2017 год),

- по а/м Хундай Санта Фе – 3 969 руб. (за 2017 год),

- а/м ГАЗ3302 – 2 200 руб. (за 2017 год),

- снегоход ИТЛАН-КАЮР – 84 руб. (за 2017 год),

- моторная лодка (90 л.с.) – 1 980 руб. (за 2017 год).

В установленный законом срок транспортный налог не уплачен (срок уплаты налога – 03.12.2018 г.). Общая сумма задолженности по транспортному налогу с учетом частичной оплаты за 2015 год составила 31 271 руб.

На сумму недоимки в соответствии с п.3 ст.58, п.3 ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере 77,39 руб., а также было выставлено требование от 13.12.2018 г. № 30889, в котором сообщалось о наличии у Кибина С.В. задолженности и о сумме начисленных пеней.

Ранее налоговый орган обращался за взысканием указанной задолженности к мировому судье судебного участка № 17 Костромского судебного района, по результатам рассмотрения которого был вынесен судебный приказ от 13.05.2019 г. № 2а-884/2019. По заявлению Кибина С.В. данный судебный приказ отменен определением мирового судьи от 28.05.2019 г. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Впоследствии Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области уточнила административный иск, в связи с частичной уплатой Кибиным С.В. задолженности по налоговым платежам в окончательном варианте просила взыскать с Кибина С.В. задолженность по транспортному налогу на моторную лодку в сумме 10 482,39 руб.

Решением Костромского районного суда Костромской области от 28 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска МИФНС России № 7 по Костромской области отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области, выражая несогласие с решением суда просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что Кибин С.В. имеет в собственности моторное судно «Джерба», государственный регистрационный знак , на данную лодку зарегистрированы два подвесных лодочных мотора: «Маринер» с мощностью 90 л.с., дата регистрации - 10.07.2012 г.; «Хонда» с мощностью 20 л.с., дата регистрации - 13.08.2012 г., дата снятия с регистрационного учет - 17.07.2017г. За 2015 год в отношении транспортного средства «Джерба» начисления по налогу были произведены налоговым органом по двум моторам: 20 л.с. *20 (налоговая ставка) – 400 руб., 90 л.с.*40 (налоговая ставка) – 3 600 руб. На основании информации ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Костромской области о суммарной мощности моторов 110 л.с. по моторной лодке был произведен перерасчет транспортного налога за 2015 год, который составил 10670 руб. За 2017 год в отношении лодки «Джерба» транспортный налог исчислен за 1 полугодие 2017 года исходя из суммарной мощности моторов 110 л.с. и составил 5 885 руб. В связи со снятием с регистрационного учета одного лодочного мотора мощностью 20 л.с. за 2 полугодие 2017 года налог исчислен исходя из мощности одного мотора 90 л.с. в размере 1 980 руб. При исчислении транспортного налога налоговая инспекция руководствовалась письмом Министерства финансов России от 09.11.2012 №11-2-04/0355@ об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении моторных лодок с несколькими двигателями. Согласно данному письму обязанность по уплате транспортного налога, в том числе по моторным лодкам, зависит от регистрации объекта налогообложения с указанием мощности всех зарегистрированных на него подвесных моторов, а не от фактического использования одного из них. Объектом налогообложения является моторная лодка, регистрирующим органом в налоговую инспекцию были представлены сведения о суммарной мощности двигателей, равной 110 л.с., исходя из которой должен исчисляться транспортный налог.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Кибин С.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции МИФНС России № 7 по Костромской области уточнила размер задолженности транспортного налога по моторной лодке за 2015 год в размере 6 670 руб., за 2017 год -1 980 руб., размер задолженности по пеням – 25,63 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы административного дела № 2а-188/2019 по административному исковому заявлению МИФНС России № 7 по Костромской области к Кибину С.В. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом для уплаты транспортного налога признается календарный год.

Статьей 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3).

Согласно статье 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Как видно из материалов дела и установлено судом, в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Костромской области» 31.07.2007 г. за Кибиным С.В. зарегистрировано моторное судно «Джерба», бортовой номер .

30.12.2010 г. Кибин С.В. зарегистрировал на данное моторное судно подвесной лодочный мотор «Маринер» мощностью 90 л.с., который снял с учета 08.09.2011 г. вместе с моторным судном.

10.07.2012 г. Кибин С.В. повторно зарегистрировал указанное моторное судно «Джерба» с подвесным лодочным мотором «Маринер» мощностью 90 л.с.

13.08.2012 г. на моторное судно «Джерба» был зарегистрирован еще один подвесной лодочный мотор «Хонда» мощностью 20 л.с., который снят с учета 17.07.2017 г.

Сведения о регистрации моторов (двигателей) на лодку «Джерба» были внесены в судовой билет маломерного судна .

По налоговому уведомлению № 83137195 от 12.10.2016 г. Кибину С.В. начислен транспортный налог в общей сумме 19 660 руб., в том числе по моторной лодке «Джерба» по двум моторам раздельно в сумме 3 600 руб. (мотор 90 л.с.) и 400 руб. (мотор 20 л.с.) со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 г.

Транспортный налог за 2015 год в размере 19 600 руб. уплачен Кибиным С.В. 29.12.2016 г., в том числе налог на моторную лодку налог уплачен в размере 4 000 руб.

По налоговому уведомлению № 37410380 от 13.09.2018 г. Кибину С.В. сделан перерасчет по транспортному налогу в отношении моторной лодки «Джерба» исходя из суммарной мощности моторов (110 л.с.), сумма налога за 2015 год по моторной лодке в связи с перерасчетом составила 10 670 руб.

ИФНС России по г. Костроме за 2017 год отношении лодки «Джерба» исчислен транспортный налог за 1 полугодие 2017 года исходя из суммарной мощности моторов 110 л.с., который составил 5 885, руб. (110л.с. (налоговая база)*107 (налоговая ставка)*6/12 (количество месяцев).

МИФНС России № 7 по Костромской области в отношении моторной лодки исчислен транспортный налог за 2 полугодие исходя из мощности одного мотора «Маринер» в связи со снятием с регистрационного учета мотора «Хонда» мощностью 20 л.с. в размере 1 980 руб. (90 л.с. (налоговая база)*44 (налоговая ставка)* 6/12 (количество месяцев).

Срок уплаты транспортного налога установлен не позднее 03.12.2018 г.

Налоговое уведомление № 37410380 передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика Кибина С.В. и им просмотрено.В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика Кибину С.В. выставлено требование от 13.12.2018 г. № 30899, в котором сообщалось о наличии недоимки по транспортному налогу в сумме 35 441 руб. и пеней в размере 79,74 руб. и необходимости их уплаты в срок до 29.01.2019 г.

13.05.2019 г. мировым судьей судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Кибина С.В. недоимки по налогам и пеней в сумме 35 347,85 руб., который был отменен определением того же мирового судьи от 28.05.2019 г. в связи с поступившими возражениями Кибина С.В. относительно исполнения судебного приказа.

29.10.2019 г. настоящее административное исковое заявление поступило в Костромской районный суд Костромской области.

В ходе рассмотрения административного дела Кибин С.В. уплатил недоимку по транспортному налогу в размере 20 916 руб. и пени в размере 51,76 руб. исходя из исчисления транспортного налога и пеней отдельно по каждому лодочному мотору.

Разрешая требования МИФНС России № 7 по Костромской области о взыскании недоимки по транспортному налогу на моторную лодку исходя из налога, исчисленного из суммарной мощности зарегистрированных на лодку моторов и, отказывая в удовлетворении этих требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из буквального толкования разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 09.11.2012 г. № 11-2-04/0355@, на которое ссылался административный истец в обоснование своей позиции о необходимости исчисления налога из суммарной мощности двух лодочных моторов, следует, что определение налоговой базы исходя из суммарной мощности всех двигателей предполагается лишь в случае, если транспортное средство имеет несколько двигателей, в данном же случае моторная лодка «Джерба», зарегистрированная за Кибиным С.В., по своим техническим характеристикам может быть использована лишь с одним подвесным мотором мощностью 90 л.с., установка более одного подвесного лодочного мотора на судне не предусмотрена. При этом суд указал, что данное обстоятельство подтверждено информационным письмом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Костромской области» № 1014-1-14 от 21.10.2019 г., а также установлено решением Костромского районного суда Костромской области от 13.03.2019 г. по административному делу № 2а-188/2019. По мнению суда первой инстанции, сам факт наличия у административного ответчика нескольких лодочных моторов и их регистрации в судовом билете одного моторного судна не указывает на их одновременное использование, притом, что иной порядок регистрации не предусмотрен.

С данными выводами суда согласиться нельзя.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в числе прочего, моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 статьи 359 Кодекса) налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу пункта 3 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 500, действовавшими в период начисления транспортного налога за 2015 год, было предусмотрено, что моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателей.

В соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными приказом МЧС России от 24.06.2016 г. № 340, действующими в период начисления транспортного налога за 2017 год, в реестр маломерных судов, в том числе вносятся сведения о судне, его собственнике и двигателях с указанием типа, модели, номеров, мощностей и дат внесения сведений о них.

Согласно п. 4 ст. 85 НК органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Костромской области» представило в налоговый орган информацию о том, что в период с 13.08.2012 г. по 17.07.2017 г. мощность двигателей моторной лодки «Джерба», принадлежащей Кибину С.В., составляла 110 л.с.

На момент начисления административному ответчику транспортного налога за 2015 год действовал приказ ФНС России от 20.02.2012 г. № ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и Порядка ее заполнения», согласно которому при определении налоговой базы по водным и воздушным транспортным средствам в строке указывается мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.

Аналогичное положение содержится в действующем приказе ФНС России от 05.12.2016 г. № ММВ-7-21/668@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения».

По смыслу статей 1 и 3 НК РФ порядок определения налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога по имеющим двигатели транспортным средствам (включая моторные лодки) в отношении транспортных средств, зарегистрированных на организации, и в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, является единым, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, порядок определения налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога по имеющим двигатели транспортным средствам (включая моторные лодки) в отношении транспортных средств, зарегистрированных на организации, и в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, является единым, что соответствует принципам, установленным в статьях 1 и 3 НК РФ.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исчисление транспортного налога на моторную лодку производится исходя из суммарной мощности всех двигателей, зарегистрированных за моторной лодкой, независимо от ее конструктивных обязанностей и фактического использования, в связи с чем требования МИФНС России № 7 по Костромской области (с учетом уточнений, представленных в суд апелляционной инстанции) о взыскании с Кибина С.В. транспортного налога за 2015 год в размере 6 670 руб. и за 2017 год в размере 3 685 руб., а также пени в размере 25,63 руб. подлежат удовлетворению.

Расчет задолженности по транспортному налогу и пеням, представленный административным истцом, факт неуплаты транспортного налога из суммарной мощности двигателей Кибиным С.В. не оспорены.

Доводы административного ответчика о том, что мотор «Хонда» им использовался исключительно на лодке ПВХ, которая не подлежит регистрации, являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно (10,88 л.с.)

Из материалов дела следует, что мощность мотора «Хонда», зарегистрированного на моторную лодку «Джерба», составляет 20 л.с., что соответствует 14,71 кВт.

Таким образом, исходя из требований приведенной нормы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации лодка ПВХ с мотором мощностью 14,71 кВт (20 л.с.) подлежала регистрации.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм налогового законодательства, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных МИФНС России № 7 по Костромской области требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с Кибина С.В. в доход бюджета муниципального образования Костромской муниципальный район Костромской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 415, 22 руб., от уплаты которой был освобожден административный истец.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Костромского районного суда Костромской области от 28 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области удовлетворить.

Взыскать с Кибина Сергея Вячеславовича, ИНН , в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 6 670 (шесть тысяч шестьсот семьдесят) рублей 00 копеек, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 685 (три тысячи шестьсот восемьдесят пять) рублей, 00 копеек, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 25 (двадцать пять) рублей 63 копейки.

Взыскать с Кибина Сергея Вячеславовича в доход бюджета муниципального образования Костромской муниципальный район Костромской области государственную пошлину в размере 415 (четыреста пятнадцать) рублей 22 копейки.

Председательствующий:

Судьи: