Судья Костин А.В. Дело № 33-1470
№ 2-33/2019
29 апреля 2019 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Мартыновой Т.А.
и судей Суркова Д.С., Черниковой О.Ф.
при секретаре Кругловой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 29 апреля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО8 на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21 января 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО9 отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по выплате субсидии. В обоснование требований указано, что истец проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. С ноября 2017 года по апрель 2018 года он получал субсидию на оплату услуг ЖКХ в размере <данные изъяты> руб. <дата> он обратился в Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе за предоставлением указанной субсидии, в чём решением № от <дата> ему было отказано без указания причин. Истец считает, что отказ был необоснованным, так как в расчёте субсидии, составленном ответчиком, взят стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг 1064,38 руб. (для получателей субсидий, проживающих в жилых домах), а должен быть взят в размере 4317,62 руб., согласно приложению к постановлению Правительства Кировской области от 20.11.2017 №81-П. При таком порядке расчёта размер субсидии, по мнению истца, составляет 4989,65 руб. Истец просит признать решение № от <дата> об отказе в предоставлении субсидии недействительным, обязать ответчика произвести расчёт и выплатить причитающуюся истцу сумму субсидии за период с <дата> по <дата>.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
С решением суда не согласен ФИО1, в жалобе ставит вопрос о его отмене как незаконном и необоснованном, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что судом в достаточном объеме не исследован технический паспорт <адрес> и письмо ГЖИ Кировской области от <дата>, свидетельствующие о том, что спорный дом является многоквартирным. Указывает, что Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 и региональные стандарты не содержат специальной нормы, определяющей критерии отнесения жилищного фонда к МКД, домам блокированной застройки и индивидуальным жилым домам для целей, связанных с расчетом субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Рекомендации, изложенные в письме министерства социального развития Кировской области от 19.06.2018, согласно которым предложено применять к домам блокированной застройки стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по индивидуальным жилым домам, не могут быть приняты в качестве нормативного акта, регулирующего спорные правоотношения. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, полагает, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, не обладает признаками дома блокированной застройки и таковым не является.
В возражении на жалобу КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» считает изложенные в ней доводы необоснованными и подлежащими отклонению, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. В суд апелляционной инстанции представители в письменном виде заявления, в которых просили рассмотреть дело без их участия. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее – Правила).
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с п.п. 3 и 4 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В силу п.п. 20 и 21 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям Кировской области на 2017 год установлен постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2017 № 299-П. Постановлением Правительства Кировской области от 20.11.2017 № 81-П внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 09.06.2017 № 299-П, областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям Кировской области на 2017 год изложен в новой редакции.
Согласно приложению к указанному постановлению, по муниципальному образованию Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области (п. 179) стандарт стоимости ЖКУ утверждён для:
1) получателей субсидий, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах:
- пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение (на одного члена семьи из трех и более человек) – 4490,42 руб.;
- собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт (на одного члена семьи из трех и более человек) – 4459,82 руб.;
- собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт (на одного члена семьи из трех и более человек) – 4317,62 руб.;
2) получателей субсидий, проживающие в жилых домах (на одного члена семьи из трех и более человек) – 1064,38 руб.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
На основании ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170, ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса РФ установлены случаи, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» обратился ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, за предоставлением социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так как среднедушевой доход его семьи из пяти человек выше прожиточного минимума, то в соответствии с п. 23 Правил размер субсидии был определён по соответствующей формуле (при этом стандарт стоимости ЖКУ применён в размере 1064,38 руб., как для получателей субсидий, проживающих в жилых домах) и составил -11276,55 руб., то есть отрицательную величину, в связи с чем, ФИО1 было отказано в предоставлении субсидии.
Указанные выше обстоятельства нашли свое отражение в решении КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» № от <дата> (л.д. 14).
Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 33-39), состоит из трёх квартир, имеющих отдельные выходы на земельный участок, на котором он расположен.
Из пояснений представителей ответчика установлено, что жилой дом, в котором проживает ФИО1, на сайте ГИС ЖКХ отнесён к домам блокированной застройки (указанная информация является общедоступной).
Для домов блокированной застройки областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не утвержден.
Согласно письму министерства социального развития Кировской области №1384-46-05-06 от 19.06.2018 (л.д. 27-29), управлениям социальной защиты населения рекомендовано использовать сведения о включении жилых помещений в Программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов, которая размещена на официальном сайте Правительства Кировской области, либо использовать сведения, размещённые на сайте Фонда капитального ремонта кировской области. При расчёте размера субсидии собственнику жилого помещения, расположенного в доме блокированной застройки, не включённого в Программу капитального ремонта, следует применять региональный стандарт для получателей субсидий, проживающих в жилых домах. Кроме того, эта же позиция содержится в письме министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области №5262 от 08.02.2018.
Обращаясь в суд, ФИО1 мотивировал свои требования тем, что для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в данном случае должен применяться областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для получателей субсидий – собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170, ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса РФ, не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, и который составляет 4317,62 руб. на одного члена семьи из трех и более человек.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, в том числе пояснения сторон, технический паспорт на спорный жилой дом, представленный истцом ответ государственной жилищной инспекции Кировской области от <дата>, исходя из того, что в материалах дела не имеется сведений о том, что дом, в котором проживает истец, признан в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу и принято решение исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот дом, либо собственники жилых помещений в этом доме по иным основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 170, ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса РФ, не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, учитывая тот факт, что для домов блокированной постройки, каковым признан органом местного самоуправления дом по адресу: <адрес>, областные стандарты для получателей субсидий не утверждены, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку правовых оснований считать, что решение КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» № от <дата> об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 основано на ошибочном расчете размера субсидии, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он полностью соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы ФИО1 о том, что он имеет право на субсидию, поскольку для ее расчета должен применяться стандарт, как для собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, не обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, были предметом судебного исследования, которым дано должное и мотивированное обоснование и не влияют на правильность выводов суда.
На основании официальных данных ГИС ЖКХ, а также сведений, предоставленных администрацией Песковского городского поселения, дом, находящийся по адресу: <адрес>, является домом блокированной застройки. Вопреки доводам жалобы, доказательств иного в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
При этом суд первой инстанции верно указал на то, что законность отнесения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, к категории домов блокированной застройки в установленном порядке не оспорена.
Собственники спорного дома не производят ежемесячные взносы на капитальный ремонт, предусмотренные ст. 169 Жилищного кодекса РФ, и не предусмотрены в отдельной группе получателей субсидий.
С учетом изложенного, в соответствии с письмом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 5262 от 08.02.2018, согласно которому при расчете субсидии собственникам жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, следует применять областной стандарт для получателей субсидий, проживающих в жилых домах, ФИО1 при обращении в мае 2018 года за предоставлением социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг правомерно было отказано в предоставлении данной субсидии, поскольку доля его расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не превышает допустимую величину. При этом при расчете субсидии на основании формулы, приведенной в п. 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, был применен областной стандарт стоимости ЖКУ в размере 1064,38 руб., как для получателей субсидий, проживающих в жилых домах, поскольку иных разъяснений по применению стандарта в рассматриваемом случае на тот момент не имелось.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что исходя из письма министерства социального развития Кировской области №2341-46-05-03 от 26.10.2018 (л.д. 32), при расчете размеров субсидий собственникам жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки с централизованным отоплением, которые несут расходы по оплате централизованного отопления, рекомендуется применять региональный стандарт, установленный для получателей субсидий, проживающих в многоквартирных домах, не обязанных уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт. Перерасчет размеров субсидий для данных получателей необходимо произвести с даты начала отопительного периода, установленного органом местного самоуправления раздельно в каждом муниципальном образовании.
Таким образом, ФИО1 не лишен в дальнейшем обратиться в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе» для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в предусмотренном законом порядке.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, решение суда является обоснованным и законным, оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: