НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 26.09.2019 № 33А-4131/19

Судья Никонов К.Ф. Дело № 33а-4131/2019

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 26 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

ФИО1, ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по городу Кирову на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 22 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции ФНС по городу Кирову к ФИО4 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Стёксова В.И., судебная коллегия

установила:

Инспекция ФНС России по городу Кирову (далее также – ИФНС России по г. Кирову) обратилась в суд с административным исковым заявлением с ФИО4 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени. В обоснование требований указано, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве оценщика в период с 28.11.2014 по 19.07.2018. Плательщику исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год. Страховые взносы за 2017 год ФИО4 не уплачены до настоящего времени. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате страховых взносов произведено начисление пеней на недоимку по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.07.2018 по 07.08.2018 в сумме 214,90 руб.; пеней по страховым взносам за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01.07.2018 по 07.08.2018 в сумме 42,15 руб. В адрес плательщика направлялось требование от 13.08.2018 № 34826 об уплате страховых взносов и пени, которое в добровольном порядке не исполнено.

Просили взыскать с ФИО4 задолженность на общую сумму 28247,05 руб., в том числе: 23400 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год; пени за период с 01.07.2018 по 07.08.2018 в сумме 214,90 руб.; 4590 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2017 год; пени за период с 01.07.2018 по 07.08.2018 в сумме 42,15 руб.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по г. Кирову просит решение суда отменить, принять решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что в период с 28.11.2014 по 19.07.2018 ФИО4 был зарегистрирован в качестве оценщика, что подтверждает уникальный реестровый номер 1408 в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой. Кроме того, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – оценщиков, фактически не осуществляющих оценочную деятельность.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Кирову ФИО5 поддержала доводы и требования жалобы.

ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав представителя ИФНС России по г. Кирову, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

С 01.01.2017 введен в действия Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО4 в период с 28.11.2014 по 19.07.2018 был зарегистрирован в качестве оценщика, в связи с чем ему исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 23400 руб., и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в размере 4590 руб. за 2017 год.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов произведено начисление пени: на недоимку по страховым взносам за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.07.2018 по 07.08.2018 в сумме 214,90 руб., пени по страховым взносам за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01.07.2018 по 07.08.20188 в сумме 42,15 руб.

ФИО4 направлено требование от 13.08.2018 , установлен срок для его исполнения до 24.09.2018. Требование не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция обратилась для принудительного взыскания в судебные органы, срок обращений соблюден.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам и пени, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют сведения о том, что ФИО4 является индивидуальным предпринимателем, либо о том, что являлся оценщиком или осуществлял деятельность в качестве оценщика.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.

В соответствии со статьями 23, 45 Налогового кодекса РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.

Материалами дела подтверждается, что в период с 28.11.2014 по 19.07.2018 ФИО4 состоял в НП «МПО» - Некоммерческое партнерство «Международная Палата Оценщиков» в качестве оценщика, деятельность прекращена в связи с принятием соответствующего решения.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 29.07.1198 № 135-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

На основании положений пункта 6 статьи 83, пункта 2 статьи 84 и пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса РФ постановка на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой оценщика осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений об оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, не позднее 10-го числа каждого месяца.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ оценщики, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, фактически не осуществляющих оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 – 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса РФ).

Учитывая изложенное, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика (то есть в данном конкретном случае с 28 ноября 2014 года) и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.

Исходя из положений статьи 24 Федерального закона от 29.07.1198 № 135-ФЗ членство в саморегулируемой организации оценщиков прекращается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков, в том числе на основании заявления оценщика о выходе из членов саморегулируемой организации оценщиков.

При этом саморегулируемая организация оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения о прекращении членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, обязана направить копию такого решения уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков.

Вместе с тем, ФИО4 не представлено доказательств, свидетельствующих о выходе из состава членов саморегулируемой организации до момента исключения его из реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков (19 июля 2018 года), в связи с чем ФИО4 сохранял статус оценщика и обязан был уплачивать вышеупомянутые страховые взносы.

В связи с этим, плательщику исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 23400 руб., и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб. за 2017 год.

Возложенные на него законом обязанности по уплате страховых взносов за 2017 год ФИО4 не исполнил.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За неисполнение обязанности по оплате страховых взносов за 2017 год, налоговым органом ФИО4 насчитаны пени за период с 01.07.2018 по 07.08.2018:

- на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 214,90 руб.;

- на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 42,15 руб.

Расчет пени административным ответчиком не оспорен.

Из материалов дела следует, что доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по страховым взносам и пени за спорный период, ФИО4 суду не представлено.

Судебная коллегия отмечает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени административным истцом исполнена, правильность расчета сумм недоимки по обязательным платежам и пени проверена судом, расчет взыскиваемых сумм не оспорен ответчиком, срок обращения в суд по заявленным требованиям соблюден.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Кирова от 22 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Инспекции ФНС России по городу Кирову к ФИО4 удовлетворить.

Взыскать с ФИО4 за счет его имущества в доход государства задолженность в сумму 28247,05 руб., в том числе: 23400 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год; 214,90 руб. – пени по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.07.2018 по 07.08.2018; 4590 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2017 год; 42,15 руб. – пени на страховые взносы за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01.07.2018 по 07.08.2018.

Взыскать с ФИО4 в бюджет муниципального образования «Город Киров» государственную пошлину в размере 1047,41 руб.

Председательствующий:

Судьи: