НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 26.04.2018 № 33-1340/2018

Судья Захарова С.Н. дело № 33-1340/ 2018

26 апреля 2018 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Маркина В.А.,

при секретаре Савиных Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 26 апреля 2018 года дело по апелляционным жалобам Шадриной Валентины Николаевны и ее представителя Карабалинова Серкали Нурмукановича на решение Лузского районного суда Кировской области от 22 января 2018 года, которым отказано в иске Шадриной Валентины Николаевны к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского района Кировской области о признании незаконными действий по перерасчету размера пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по выплате пенсии в прежнем размере.

Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шадрина В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, в котором указала, что в период до 31 декабря 2015 года замещала высшую муниципальную должность заместителя главы администрации Лузского городского поселения, на момент увольнения ее общий стаж муниципальной службы составил 30 лет 1 месяц 27 дней. С 01 января 2016 года ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере 7 826 руб. 60 коп., составлявшая 75% от ее ежемесячного денежного содержания. Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 18.02.2016 № 59-221/1 в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения от 15.10.2015 года № 52-185/1, утвержденного решением Собрания депутатов Лузского городского поселения, были внесены изменения, на основании которых администрацией Лузского городского поселения в 2016 году дважды был произведен перерасчет размера пенсии за выслугу лет. В результате применения новых правил при перерасчете размер ее пенсии за выслугу лет уменьшился и стал составлять с 01 марта 2016 года – 1 732 руб. 78 коп., с 01 августа 2016 года – 1 055 руб. Она обращалась с заявлением в администрацию Лузского городского поселения о перерасчете пенсии на основании решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет от 11 января 2016 года №1, однако получила отказ. Полагает снижение размера выплачиваемой ей пенсии за выслугу неправомерным, нарушающим ее права и законные интересы в области пенсионного обеспечения. Изменения, внесенные в вышеуказанное Положение, о не превышении 2,8 оклада муниципального служащего, не могут распространяться на правоотношения, возникшие до внесения указанных изменений, и предусматривающие ограничение 4,0 должностного оклада. Наличие дефицита бюджета не является основанием для изменения ранее назначенной пенсии за выслугу лет.

Шадрина В.Н. просила признать действия комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Кировской области администрации Лузского городского поселения по перерасчету пенсии за выслугу лет на основании решения Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 18 февраля 2016 года № 59-221/1 незаконными, обязать ответчика производить ей выплату пенсии за выслугу лет в прежнем размере в соответствии с Положением об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области, принятым Собранием депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015 года № 52-185/1.

Районным судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление финансами Лузского района Кировской области, Собрание представителей Лузского района Кировской области, Собрание депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, в качестве соответчика привлечена Администрация Лузского района Кировской области.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Выражая несогласие с принятым решением суда, Шадрина В.Н. и ее представитель Карабалинов С.Н. обратились с апелляционными жалобами.

Шадрина В.Н. в жалобе указала, что не подлежал применению ФЗ «О государственной гражданском службе в Российской Федерации», поскольку он не регулирует пенсионное обеспечение муниципальных служащих. Суд необоснованно приобщил к материалам дела справку Управления финансов Лузского района Кировской области о совместной финансовой проверке Управлением и прокуратурой района правильности начисления заработной платы и иных выплат стимулирующего характера главе муниципального района и муниципальным служащим, занимающим высшие должности муниципальной службы. Доказательства того, что проверка проводилась совместно с прокуратурой отсутствуют, в деле не имеется письменного поручения прокуратуры о проведении такой проверки. Суд не учел п. 5.9 раздела 5 Положения от 18.02.2016, согласно которому размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже размера базовой части трудовой пенсии с учетом районного коэффициента, установленного законодательством Российской Федерации, а именно с 1 февраля 2017 года - 4805, 11 руб., с 1 января 2018 года – 4982, 90 руб. Считает, что изменения, внесенные в Положение решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 18.02.2016 года № 59-221/1, не могут распространяться на предыдущие правоотношения, вступили в силу с 1 марта 2016 года. При этом пенсия истцу назначена с 1 января 2016 года. Суд не учел, что п. 6.3 Положения не изменен и предусматривает ранее установленное ограничение 2,0 должного оклада. Дефицитность муниципального бюджета не доказана и не может вести к снижению дополнительных выплат пенсионерам. Ссылается на нарушение норм процессуального права. Суд неправомерно по своей инициативе привлек в качестве соответчика администрацию Лузского района Кировской области и третьих лиц: Управление финансами Лузского района Кировской области, Собрание представителей Лузского района Кировской области, Собрание депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, поскольку Лузское городское поселение Лузского района Кировской области является самостоятельным муниципальным образованием и не входит в состав МО Лузский район Кировской области. При этом представитель Управления финансами Лузского района Кировской области участвовала в суде без надлежащего оформления полномочий.

Карабалинов С.Н. в жалобе указал, что судом неправильно определен вид судопроизводства. В заявлении истца ставится вопрос о признании незаконным решений и действий муниципального органа, наделенного административными полномочиями по исполнению и применению законов, по отношению к другому участнику. Поскольку отношения сторон не основаны на равенстве и автономии воли, заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. Спора о праве на выплату пенсии между муниципальным органом и истцом не возникает. Суд неверно установил правовую природу спорных правоотношений.

Управление финансами Лузского района Кировской области, администрация Лузского городского поселения Кировской области, администрация Лузского района Кировской области просят решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции Шадрина В.Н. и ее представитель Карабалинов С.Н. настаивали на удовлетворении жалоб.

Представители Управления финансами Лузского района, Собрания представителей Лузского района Кировской области, Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, Администрации Лузского района Кировской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Заслушав объяснения Шадриной В.Н. и ее представителя Карабалинова С.Н., изучив материалы дела, составленный Шадриной В.Н. расчет суммы пенсии за выслугу лет, исходя из п. 5.9 Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области, принятого Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области 15.10.2015 года №52-185/1, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24);

муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В Кировской области таким нормативно-правовым актом является Закон Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области», принятым Законодательным собранием Кировской области.

В соответствии со ст. 4 Закона Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, осуществляется за счет средств местного бюджета.

Из дела видно, что Шадрина В.Н. замещала должности муниципальной службы администрации Лузского района Кировской области и администрации Лузского городского поселения, стаж ее муниципальной службы составил 30 лет 1 месяц 27 дней.

С 29 августа 2014 года Шадринаой В.Н. назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области 15.10.2015 года №52-185/1 принято Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области.

Согласно п. 4.1 Положения лицам, замещавшим должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, при наличии стажа муниципальной службы, установленного не менее 15 лет пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости либо по инвалидности, установленной в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом размер пенсии не может превышать 75% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.

Согласно п. 4.5 Положения размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 4,0 должностного оклада, установленного муниципальному служащему высшей группы должностей.

В соответствии с приведенными положениями муниципального акта Шадриной В.Н. как лицу, ранее замещавшему высшую муниципальную должность муниципальной службы в администрации Лузского городского поселения, с 01 января 2016 года была назначена пенсия за выслугу лет в размере 75% от ежемесячного денежного содержания, что составляло 7 826 руб. 60 коп., с учетом пенсии в размере 13 397 руб. 89 коп.

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 18.02.2016 года № 59-221/1 в вышеуказанное Положение внесены изменения. В соответствии с п. 4.5 в новой редакции размер среднемесячного заработка (среднемесячного денежного содержания), исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области и муниципальными правовыми актами Лузского городского поселения.

С учетом этого положения с 01 марта 2016 года произведен перерасчет пенсии Шадриной В.Н. за выслугу лет, с чем она не согласна и полагает, что ответчиком незаконно распространено действие правового акта на ранее назначенную пенсию.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции и являются не состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании и применении закона.

В соответствии с ч.ч. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Исходя из того, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам страховым пенсиям, само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение. Внесение указанных изменений в Положение направлено на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.

Оснований не согласиться с принятым решением по доводам апелляционных жалоб истца и ее представителя судебная коллегия не усматривает.

Применив действующий порядок исчисления среднемесячного заработка для определения размера пенсии за выслугу лет, ответчик назначил истцу указанную пенсию в размере, гарантированном Положением, не ниже 1055 рублей.

Ссылка в жалобе на Постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 36 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии", Федеральный закон от 28.12.2017 № 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии" о назначении пенсии с учетом размера фиксированной выплаты к страховой пенсии не состоятельна и не соответствует условиям вышеназванного муниципального акта.

Согласно ч. 3 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о том, что такие нарушения были допущены районным судом при рассмотрении дела.

Принимая во внимание, что ежемесячные доплаты за выслугу лет к страховой пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов являются одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, доводы апелляционной жалобы о том, что спор о праве на получение данного пенсионного обеспечения отсутствовал, и дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, являются не состоятельными.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Лузского районного суда Кировской области от 22 января 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лузского районного суда Кировской области от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: