НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 23.08.2023 № 2-58/2023УИД430026-01-2022-001542-03

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 августа 2023 г. по делу №33-3829/2023

Судья Харина О.В. Дело №2-58/2023 УИД 43RS0026-01-2022-001542-03

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Костицыной О.М.,

судей Маркина В.А., Шерстенниковой Е.Н.,

при секретаре Мочаловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 23 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе Перминовой М.В., апелляционной жалобе Администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 27 марта 2023 года, которым постановлено: исковые требования Перминовой М.В. удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска Кировской области (ИНН 4322005353, ОГРН 1024300964203) производить с 01.01.2023 Перминовой М.В. начисление выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и наличие высшей квалификационной категории по должности <данные изъяты> с учетом фактического объема учебной нагрузки.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска Кировской области (ИНН 4322005353, ОГРН 1024300964203) внести изменения в трудовой договор №17 от 01 сентября 2003 года, с учетом дополнительных соглашений, заключенный с Перминовой М.В., в пункте 5.2.1 в части порядка начисления стимулирующих выплат указать, что начисление выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и наличие высшей квалификационной категории производится с учетом фактического объема учебной нагрузки.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска Кировской области (ИНН 4322005353, ОГРН 1024300964203) в пользу Перминовой М.в. (СНИЛС ) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 11 290 рублей 40 копеек, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в сумме 16 234 рубля 76 копеек, за период с 01.01.2022 по 31.05.2022 в сумме 10631 рубль 12 копеек, за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 в сумме 3235 рублей 56 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 15000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Костицыной О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Перминова М.В. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Омутнинска Кировской области (далее - МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска) об исполнении требований трудового законодательства, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что работает в данном учреждении в должности <данные изъяты> с 2003 года по трудовому договору от 01.09.2003 №17, имеет высшую квалификационную категорию. На основании дополнительного соглашения №13 от 20.10.2021 к трудовому договору оклад по должности «<данные изъяты>» составлял 10 400 руб. за 18 часов учебной (преподавательской) нагрузки в неделю, с 01.01.2023 составляет 11 544 руб. Учебная нагрузка истца за 2022-2023 г.г. составляет 45,5 часов в неделю, из них 36 часов в неделю в соответствии со ст. 333 ТК РФ, 9,5 часов в неделю - в соответствии с постановлением министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 №41. Исходя из учебной нагрузки, ее заработная плата превышает МРОТ, однако МРОТ поглощает ее оплату труда (4879 руб.) за объем учебной нагрузки, превышающий норму часов в неделю. 01.09.2022 истцом заключен трудовой договор №418 с МБУ ДО ДШИ-1 о выполнении работы по должности «концертмейстер» на 0,13 ставки (3 часа учебной нагрузки в неделю) с доплатой до МРОТ. Дополнительным соглашением №11 от 29.07.2019 к трудовому договору от 01.09.2003 №17 по должности преподавателя определен порядок установления постоянных стимулирующих выплат: за стаж работы - 5% к окладу, за наличие квалификационной категории - повышающий коэффициент 0,01 к окладу. С 01.12.2020 в соответствии с дополнительным соглашением №11 к трудовому договору выплата стимулирующего характера за наличие высшей квалификационной категории производится с коэффициентом 0,03. Названные стимулирующие выплаты (за стаж непрерывной работы и за квалификационную категорию) производятся только на 18 часов учебной нагрузки в нарушение Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2020, 2021 и 2022 г.г., остальные 27,5 часов работы оплачиваются без надбавки за стаж и без повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию. Кроме того, по мнению истца, размер ее оклада не соответствует требованиям законодательства, поскольку за объем учебной нагрузки, превышающий норму (18 часов), ее заработная плата не превышает МРОТ, в связи с чем, полагала, что размер оклада должен быть установлен в размере МРОТ. Поскольку на протяжении нескольких лет она получает заработную плату меньше, чем положено по закону, то испытывает переживания. Из-за затянувшейся стрессовой ситуации обостряются проблемы со здоровьем, трудно переключиться на работу. При этом, истец одна воспитывает ребенка, старается брать учебную нагрузку больше, чтобы обеспечить достойную жизнь семье. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений исковых требований, истец просила обязать МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска установить ей оклад по должности «<данные изъяты>» в размере, равном величине минимального размера оплаты труда в Кировской области, что составляет 16 242 руб. в месяц, с последующей индексацией, и внести соответствующие изменения в трудовой договор №17 от 01.09.2003; обязать МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска с 01.01.2023 производить начисление выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и наличие высшей квалификационной категории истцу по должности «преподаватель по фортепиано» с учетом фактического объема учебной нагрузки и внести соответствующие изменения в трудовой договор №17 от 01.09.2003; взыскать с МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 10 088 руб. 58 коп., с 01.01.2021 по 31.12.2021 в сумме 13 984 руб. 47 коп., с 01.01.2022 по 31.05.2022 в сумме 63 579 руб. 90 коп., с 01.09.2022 по 31.12.2022 в сумме 58363 руб. 12 коп.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав в размере 30 000 руб.

Омутнинским районным судом Кировской области 27.03.2023 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Перминова М.В. выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении оклада по должности «<данные изъяты>» в размере МРОТ и в части взыскания задолженности по заработной плате за 2022 год. Считает, что условия оплаты труда, определенные ей дополнительными соглашениями №13 от 20.10.2021 и №14 от 06.02.2023 к трудовому договору №17 от 01.09.2003 и Положением об оплате труда работников МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска в части установления оклада с 01.01.2022, ухудшают ее положение по сравнению с установленным трудовым законодательством, Едиными рекомендациями на 2022, 2023 г.г., позицией Конституционного Суда Российской Федерации. Обращает внимание, что согласно положениям частей 1 и 2 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату; поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) осуществляется путем совмещения профессий и может осуществляться путем увеличения объема работ. В Постановлении Конституционного суда РФ от 16.12.2019 №40-П определено, что взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Таким образом, дополнительная оплата за дополнительную работу по такой же должности (в данном случае <данные изъяты>) сверх нормы 18 часов в неделю не должна включаться в состав заработной платы, не превышающей минимального размера оплаты труда. Дополнительным соглашением №14 от 06.02.2023 к трудовому договору №17 от 01.09.2003 установлен должностной оклад в сумме 11 544 руб. в месяц с 01.01.2023, однако размер устанавливаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда тоже вырос (с 01.01.2023 составляет 16 242 руб.), поэтому ее заработная плата за норму (18 часов) по-прежнему остается ниже МРОТ. Таким образом, чтобы получить заработную плату в размере МРОТ, истцу необходимо отработать не 18 часов, а 25 часов в неделю, т.е. каждую неделю бесплатно 7 часов. Считает справедливым, чтобы по должности 4-ого квалификационного уровня «<данные изъяты>», имея высшую квалификационную категорию, за выполнение нормы рабочего времени она сначала получила бы МРОТ, а затем, в соответствии с квалификацией, доплату за наличие высшей квалификационной категории и стаж непрерывной работы. Включение в состав МРОТ выплат, имеющих иное целевое предназначение, нежели тарифная часть, нарушает принцип справедливости в сфере оплаты труда и ставит в одинаковое положение работников, имеющих различную квалификацию. Просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новое решение, которым обязать ответчика с 01.01.2023 установить ей оклад по должности «<данные изъяты>» в размере, равном величине минимального размера оплаты труда в Кировской области, что составляет 16 242 руб. в месяц, с последующей индексацией, и внести соответствующие изменения в трудовой договор №17 от 01.09.2003; взыскать с МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2022 год в размере 108076,34 руб.

В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области Бисерова М.В. выражает несогласие с решением суда в части размера взыскания компенсации морального вреда и установления порядка начисления стимулирующих выплат на фактический объем работы истца. Считает, что размер компенсации морального вреда в размере 15 000 руб. завышен и не соответствует характеру причиненных истцу физических и нравственных страданий, и материалами дела не подтвержден. Также отмечает, что Положение об оплате труда работников МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска принято с учетом мнения Омутнинской районной организации Кировской областной организации Российского профессионального союза работников культуры. Вопреки выводам суда, условия оплаты труда, определенные локальным нормативным актом, не ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, так же как и письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 №ВП-1992/02 «О методических рекомендациях», которые легли в основу принятого судом решения, не носят нормативный характер, а лишь являются рекомендациями, которые учитывают учредители организаций и работодатели при определении систем оплаты труда и объемов финансирования учреждений. Учет положений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на соответствующий год является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, а соответственно, и работодателей, которые используют при установлении систем оплаты труда работников нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области Перминова М.В. указала на необоснованность изложенных доводов и законность решения суда в части удовлетворения ее исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Перминова М.В. доводы своей апелляционной жалобы поддержала, с доводами апелляционной жалобы Администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области не согласилась.

Представители МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска, Администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело без их участия, о чем имеются заявления.

На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав Перминову М.В., обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений Перминовой М.В., изучив материалы настоящего дела, а также материалы надзорного производства прокуратуры Омутнинского района Кировской области №97ж-2021 по обращению Перминовой М.В., проверив законность и обоснованность решения по правилам абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска Кировской области (МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска) является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования, муниципальным учреждением культуры, подведомственным Управлению культуры администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.

Приказом №102 от 30.10.1997 Перминова М.В. принята в школу с 01.11.1997 на основное место работы <данные изъяты>

01.09.2003 между Омутнинской ДШИ (работодатель) и Перминовой М.В. (работником) заключён трудовой договор №17, согласно которому работник принимается на должность <данные изъяты>, место работы - Омутнинская ДШИ, начало работы - с 20.11.1995 (п.п. 1.2, 1.3, 1.4 договора).

Согласно разделу 5 трудового договора «Оплата труда» заработная плата состоит из фиксированной (оклада) и переменной (премий) частей. Фиксированная часть заработной платы выплачивается работнику в виде должностного оклада. Переменная часть заработной платы работника выплачивается в виде премий и зависит от выполнения работником своих обязанностей по договору в отчетном периоде. Периодичность и размер переменной части заработной платы определяется работодателем.

Согласно Примерному положению об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области, утвержденному постановлением администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 14.06.2019 №482, фонд оплаты работников учреждений формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке учреждениям из бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на обеспечение выполнения муниципального задания, а также из внебюджетных источников (п. 1.9). Рекомендуемый размер оклада педагогического работника 4 квалификационного уровня установлен в размере 9800 руб. (п. 3.1.1.3). Пунктом 6.2 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах и (или) в виде повышающего коэффициента к окладам (должностным окладам), выплаты стимулирующего характера устанавливаются приказами руководителей учреждений в пределах фонда оплаты труда. Выплата за стаж непрерывной работы производится в виде стимулирующей процентной надбавки к окладу, на который принят работник, в зависимости от стажа работы работника соответствующего профиля в организациях культуры. Установлены рекомендуемые размеры стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы в процентах к окладу, в частности, при непрерывной работе свыше 10 лет - до 15% (п. 6.2.2.1). Выплата за наличие квалификационной категории устанавливается всем работникам, занимающим должности работников образования, предусматривающие наличие квалификационных категорий, в виде повышающего коэффициента к окладу, на который принят работник. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента при наличии высшей квалификационной категории составляет до 0,15 (п. 6.2.2.2). Пунктом 7.6 Положения предусмотрено, что работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), и у которых начисленная месячная заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, производится ежемесячная доплата в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

С учетом изменений, внесенных в Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области, постановлением администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области №571 от 11.07.2019 и №199 от 29.03.2021, рекомендуемый размер стимулирующих выплат установлен при непрерывной работе свыше 10 лет - до 15%, рекомендуемый размер оклада педагогического работника 4 квалификационного уровня - 10 400 руб.

Приказом директора МБУ ДО ДШИ-1 г. Омутнинска от 12.07.2019 №44 утверждено Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска Кировской области.

Согласно дополнительному соглашению №11 от 29.07.2019 к трудовому договору от 01.09.2003 №17, заключённому между МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска и Перминовой М.В., пункт 5.2 раздела 5 «Оплата труда» трудового договора изложен в новой редакции, установлено, что фиксированная часть заработной платы выплачивается работнику в виде должностного оклада и составляет 9800 рублей в месяц; установлены постоянные стимулирующие выплаты: выплата за стаж работы в виде стимулирующей процентной надбавки к окладу, на который принят работник, в размере 5% к окладу устанавливается со дня достижения работником соответствующего стажа, необходимого для выполнения должностных обязанностей (свыше 10 лет); стимулирующая выплата за наличие квалификационной категории в виде повышающего коэффициента к окладу, на который принят работник, в размере 0,01% к окладу устанавливается по результатам аттестации». К переменным стимулирующим выплатам относится: персональный повышающий коэффициент к окладу; выплата за интенсивность и высокие результаты работы; выплата за качество выполняемых работ; премиальные выплаты. Размер персонального повышающего коэффициента к окладу – до 1,0. Дополнительное соглашение подписано Перминовой М.В. без замечаний, копия вручена.

Об изменении определенных сторонами условий трудового договора с 20.09.2019 Перминова М.В. уведомлена 29.07.2019.

Приказом от 25.11.2020 внесены изменения в Положение об оплате труда от 12.07.2019 №44, установлен размер оклада педагогических работников 4 квалификационного уровня - 9800 руб., размеры стимулирующих выплат за стаж работы в процентах к окладу за стаж непрерывной работы: от 1 года до 5 лет – 2%, от 5 лет до 10 лет – 3%, свыше 10 лет – 5%; установлены размеры повышающих коэффициентов к окладу, на который принят работник при наличии высшей квалификационной категории – 0,03, при наличии первой квалификационной категории – 0,01.

Распоряжением министерства образования Кировской области от 30.11.2020 №1486 Перминовой М.В. установлена высшая квалификационная категория.

Дополнительным соглашением №11 к трудовому договору от 01.09.2003 №17, заключённым между МБУ ДО ДШИ-1 г. Омутнинска и Перминовой М.В. 01.12.2020, пункт 5.2.2 раздела 5 «Оплата труда» трудового договора изложен в новой редакции, работнику установлена выплата стимулирующего характера за наличие высшей квалификационной категории, повышающий коэффициент – 0,03. Дополнительное соглашение подписано Перминовой М.В. без замечаний, копия получена.

Приказом МБУ ДО ДШИ-1 г. Омутнинска №13 от 01.03.2021 внесены изменения в Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска, установлены размеры стимулирующих выплат за стаж работы в процентах к окладу в размере: от 1 года до 5 лет – до 0,05%, от 5 лет до 10 лет – до 0,1%, свыше 10 лет – до 0,15%; установлены размеры повышающих коэффициентов к окладу, на который принят работник при наличии высшей квалификационной категории – до 0,15, при наличии первой квалификационной категории – до 0,01.

Приказом МБУ ДО ДШИ-1 г. Омутнинска №49 от 05.10.2021 внесены изменения в Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска, установлены размеры стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы в процентах к окладу: от 1 года до 5 лет – 2%, от 5 лет до 10 лет – 3%, свыше 10 лет – 5%, размеры повышающих коэффициентов к окладу, на который принят работник при наличии высшей квалификационной категории – 0,03, при наличии первой квалификационной категории – 0,01.

Дополнительным соглашением №13 к трудовому договору от 01.09.2003 №17, заключённым между МБУ ДО ДШИ-1 г. Омутнинска и Перминовой М.В. 20.10.2021, пункт 5.2. раздела 5 «Оплата труда» трудового договора изложен в новой редакции, установлено, что фиксированная часть заработной платы выплачивается в виде должностного оклада и составляет в месяц 10400 руб. за 18 часов учебной (преподавательской) работы в неделю. Изменения в трудовой договор вступают в силу с момента подписания и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.09.2021. Дополнительное соглашение подписано Перминовой М.В. без замечаний, копия получена.

01.09.2022 между МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска (работодатель) и Перминовой М.В. (работником) заключён трудовой договор №418, согласно которому работник принимается на работу в МБУ ДО ДШИ-1 г. Омутнинска Кировской области на должность <данные изъяты> на 0,13 ставки. Работа у работодателя является для работника работой по совместительству. Дата начала работы 01.09.2022 (п.п. 1-4 договора). За выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата в размере: ставка заработной платы – 0,13 ставки (3 часа), должностной оклад – 1352 руб., районный коэффициент – 1,15%, выплата за стаж – 3%, выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ; доплата до МРОТ.

Приказом МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска №49 от 30.09.2022 утверждено в новой редакции Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Омутнинска, согласно которому установлен оклад преподавателя 4 квалификационного уровня в размере 10 400 руб. (п.2.1.2); установлены размеры стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы в процентах к окладу: от 1 года до 5 лет – 2%, от 5 лет до 10 лет – 3%, свыше 10 лет – 5% (п. 6.2.1.1), установлены размеры повышающих коэффициентов к окладу, на который принят работник при наличии высшей квалификационной категории – 0,03, при наличии первой квалификационной категории – 0,01 (п. 6.2.2). С положением Перминова М.В. ознакомлена 11.10.2022.

Дополнительным соглашением №14 к трудовому договору от 01.09.2003 №17, заключённым между МБУ ДО ДШИ-1 г. Омутнинска и Перминовой М.В. 06.02.2023, пункт 5.2 раздела «Оплата труда» изложен в новой редакции, установлено, что фиксированная часть заработной платы выплачивается в виде должностного оклада и составляет в месяц 11 544 руб., выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы – 5%, выплата стимулирующего характера за наличие высшей квалификационной категории повышающий коэффициент – 0,03. Изменения в трудовой договор вступают в силу с момента подписания и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.09.2023. Дополнительное соглашение подписано Перминовой М.В. без замечаний, копия получена.

Обращаясь с настоящим иском, Перминова М.В. указывала, что размер ее оклада по должности «<данные изъяты>» не соответствует величине минимального размера оплаты труда, соответственно, заработная плата выплачивается ей работодателем не в полном размере; полагала, что установление порядка начисления стимулирующих выплат на оклад (18 час.), а не на весь объем фактической нагрузки, ухудшает положение работников учреждения по сравнению с нормами, установленными Рекомендациями трехсторонней комиссии, Методическими рекомендациями, что нарушает трудовые права истца.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований в части установления оклада по должности «<данные изъяты>» в размере, равном величине минимального размера оплаты труда в Кировской области, с последующей индексацией и с внесением соответствующих изменений в трудовой договор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 21, 22, 129, 133, 135, 144 Трудового кодекса РФ и исходил из того, что заработная плата истца состоит из фиксированной части заработной платы (оклада) и переменной части, а не только из оклада, при этом, должной оклад установлен в соответствии с действующим Положением об оплате труда МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска, которое принято на основании Примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, утвержденного постановлением администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области, и не противоречит нормам действующего законодательства. Суд указал, что заработная плата Перминовой М.В. с учетом стимулирующих надбавок в спорный период превышает размер минимального размера оплаты труда, в связи с чем, соответствующей доплаты до МРОТ не требуется. Доводы Перминовой М.В. о том, что должностной оклад должен быть установлен в размере не менее МРОТ, суд отклонил, как основанные на неверном толковании норм права.

Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что действующее в МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска Положение об оплате труда работников в части установления порядка начисления стимулирующих выплат на оклад ухудшает положение работников Учреждения по сравнению с установленными Едиными рекомендациями, Методическими рекомендациями, которые являются правовым актом, регулирующим трудовые правоотношения, в связи с чем, не согласившись с расчетом истца, и приняв во внимание арифметически верный контррасчет ответчика, взыскал с МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска Кировской области в пользу Перминовой М.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 11290,40 руб., за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 16234,76 руб., за период с 01.01.2022 по 31.05.2022 в размере 10631,12 руб., за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 в размере 3235,56 руб., а также возложил на ответчика обязанность внести изменения в заключенный трудовой договор №17 от 01.09.2003, с учетом дополнительных соглашений к нему, в части порядка начисления стимулирующих выплат и производить с 01.01.2023 Перминовой М.В. начисление выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и наличие высшей квалификационной категории по должности «преподаватель фортепиано» с учетом фактического объема учебной нагрузки.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ взыскал в пользу Перминовой М.В. компенсацию морального вреда, определив его с учетом объема и характера физических и нравственных страданий, индивидуальных особенностей истца, длительности нарушения ее прав, а также требований разумности и справедливости, в размере 15000 руб.

Оснований не согласиться с правильными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированны, основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 2 Трудового кодекса РФ право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса РФ).

Абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Часть первая статьи 56 Трудового кодекса РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Абзацем пятым части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Частью первой статьи 129 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3, 4 статьи 129 Трудового кодекса РФ).

Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 2.1 Приложения №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601).

Пунктом 2.5 Приложения №2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 установлен порядок определения учебной нагрузки педагогических работников. При расчете стоимости часа учитываются минимальный оклад по профессиональным квалификационным группам, к которому устанавливаются повышающие коэффициенты за уровень профессионального образования, за квалификационную категорию и стаж работы (выслугу лет).

Кроме этого, данному преподавателю может быть установлена доплата за иные составляющие на основании положения об оплате труда самого учреждения, решения муниципального органа или субъекта Российской Федерации. Указанные выплаты, размер и условия их предоставления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Письмом Минобрнауки России от 29.12.2017 №ВП-1992/02 разработаны Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации), пунктом 5.2.2 которых предусмотрено, что размеры выплат за стаж непрерывной работы рекомендуется определять дифференцированно с учетом продолжительности непрерывной работы с помощью коэффициентов или процентов от размеров ставок заработной платы или должностных окладов работников, устанавливаемых по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп, а работников, не включенных в профессиональные квалификационные группы, от размеров окладов (должностных окладов), установленных трудовым договором.

По смыслу приведенных положений, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера по своей сути являются не оплатой за труд, выплачиваемой работодателем независимо от его усмотрения за фактический недельный объем учебной нагрузки, а является поощрением работника по результатам его труда, подлежащим оценке руководителем в соответствии с конкретными критериями, установленными локальными нормативными актами МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска, которым не предусмотрена доплата за учебную нагрузку, свыше установленной трудовым договором, без дополнительного соглашения с работником, в связи с чем, замена оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки не может быть произведена на выплату доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Как усматривается из материалов дела, выплата надбавок стимулирующего характера (за квалификационную категорию и за стаж непрерывной работы) за дополнительные часы учебной нагрузки Перминовой М.В. не производилась. Спор о количестве часов учебной нагрузки в спорный период отсутствует.

При таких обстоятельствах, учитывая действующее правовое регулирование в области трудовых правоотношений и установленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно взыскал с МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска в пользу Перминовой М.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 11290,40 руб., за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 16234,76 руб., за период с 01.01.2022 по 31.05.2022 в размере 10631,12 руб., за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 в размере 3235,56 руб. Также суд обоснованно возложил на ответчика обязанность внести изменения в заключенный трудовой договор №17 от 01.09.2003, с учетом дополнительных соглашений к нему, в части порядка начисления стимулирующих выплат, и обязал ответчика производить Перминовой М.В. с 01.01.2023 начисление выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и наличие высшей квалификационной категории по должности «<данные изъяты>» с учетом фактического объема учебной нагрузки.

В апелляционной жалобе представитель администрации Омутнинского района ссылается на законность Положения об оплате труда работников МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска ввиду его утверждения с учетом мнения Омутнинской районной организации Кировской областной организации Российского профессионального союза работников культуры, а также отсутствия в локальном нормативном акте положений, ухудшающих положение работника.

С указанным доводом заявителя жалобы судебная коллегия согласиться не может, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт ухудшения положения работников Учреждения по сравнению с нормами, установленными Рекомендациями трехсторонней комиссии, Методическими рекомендациями, которые являются правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения. Размер стимулирующих выплат, начисленных на оклад, без учета объема фактической нагрузки, ухудшает положение работника по сравнению с трудовым законодательством и трудовым договором, в связи с чем, нарушает трудовые права работника.

Наличие положительного мнения Омутнинской районной организации Кировской областной организации Российского профессионального союза работников культуры, о чем указано в жалобе, само по себе не свидетельствует о законности Положения об оплате труда работников МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска в части порядка оплаты труда (начисления стимулирующих выплат).

Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и письмо Минобрнауки России №ВП-1992/02 от 29.12.2017 «О методических рекомендациях» носят рекомендательный характер, в связи с чем, не могут быть положены в основу решения суда.

В силу части 3 статьи 135 Трудового кодекса РФ трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

Следовательно, локальный акт МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска об оплате труда должен учитывать, в том числе рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, их же учитывает и Правительство Кировской области при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Согласно Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, утвержденным письмом Минобрнауки России от 29.12.2017 №ВП-1992/02, выплата повышающего коэффициента к окладу за квалификационную категорию и выплата за стаж непрерывной работы отнесены к выплатам стимулирующего характера.

Проанализировав вышеизложенное, судебная коллегия в полной мере соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик обязан производить исчисление стимулирующих выплат на весь объем фактической учебной нагрузки. Иное нарушает трудовые права работника. Доводы апелляционной жалобы ответчика в данной части являются неубедительными.

Доводы апелляционной жалобы о завышенном размере компенсации морального вреда также не могут быть приняты во внимание.

По мнению судебной коллегии, размер компенсации морального вреда определен в соответствии с требованиями статьи 237 Трудового кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», судом учтены все заслуживающие внимания обстоятельства. Оснований для уменьшения размера компенсации морального вреда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

В апелляционной жалобе Перминова М.В. приводит прежние доводы о том, что оклад по занимаемой ею должности «<данные изъяты>» должен быть равен минимальному размеру оплаты труда, и, что стимулирующие выплаты за непрерывный стаж работы и за квалификационную категорию должны производиться после сравнения оклада с МРОТ, то есть сверх установленного законодательством МРОТ.

Отклоняя доводы жалобы как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм права, судебная коллегия исходит из следующего.

Статьей 130 Трудового кодекса РФ установлено, что величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй статьи 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации.

С 01.01.2022 сумма минимального размера оплаты труда установлена в размере 13890 руб. в месяц, с 01.06.2022 - в размере 15279 руб. в месяц, с 01.01.2023 - 16242 руб. в месяц.

Как следует из Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, утвержденных письмом Минобрнауки России от 29.12.2017 №ВП-1992/02 месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (пункт 1.5).

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из системного толкования положений ст.ст. 129, 135 Трудового кодекса РФ следует, что понятия оклада и заработной платы неравнозначны. В состав заработной платы (оплаты труда, вознаграждения за труд) входит не только оклад работника, но и стимулирующие, и компенсационные выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 12.04.2019 №869-О, установление оклада в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодателем, не может расцениваться как нарушающая права.

Ранее действующая норма (ч. 2 ст. 129 ТК РФ), согласно которой оклад не мог быть ниже МРОТ, утратила силу с 01.09.2007.

Из материалов дела усматривается, что размер оклада истцу установлен в соответствии с Положением об оплате труда, принятым у работодателя.

Согласно трудовому договору от 01.09.2003 №17, заключенному с истцом, с учетом дополнительных соглашений к нему, заработная плата работника Перминовой М.В. состоит из фиксированной и переменной частей. Фиксированная часть заработной платы выплачивается работнику в виде должностного оклада и составляет с 01.01.2023 11544 руб. в месяц. Выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы в размере 5% и за наличие высшей квалификационной категории повышающий коэффициент 0,03 установлены в процентах к окладу.

Аналогичные положения в части порядка начисления доплат за стаж непрерывной работы и за квалификационную категорию (размер выплат в процентах к окладу) содержатся в Положении об оплате труда работников МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска.

Судом апелляционной инстанции установлено, что расчет заработной платы <данные изъяты> Перминовой М.В. производится Управлением культуры Омутнинского района в соответствии с заключенным между МБУ ДО ДШИ-1 г.Омутнинска и Управлением культуры Омутнинского района договором на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от 09.01.2018.

Согласно представленному по запросу судебной коллегии алгоритму расчета заработной платы Перминовой М.В., с учетом, в том числе доплаты за работу сверх нормы, принятому судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного (нового) доказательства по делу, расчеты работнику производятся исходя из размера оклада за 1 ставку (18 час.), что до 01.01.2023 составляло 10400 руб., постоянных стимулирующих выплат (высшая квалификационная категория 3% от оклада (3% х 10440 = 312 руб.), стаж непрерывной работы 5% от оклада (5% х 10440 = 520 руб.)) и переменной стимулирующей выплаты (персональный повышающий коэффициент (п/к) 1% к окладу (1% х 10440 = 104 руб.).

Учитывая, что с 01.01.2022 размер МРОТ составлял 13 890 руб., а размер заработной платы истца составлял: оклад 10 400 руб. + высшая квалификационная категория 312 руб. + стаж непрерывной работы 520 руб. + п/к 104 руб. = 11 336 руб., доплата до МРОТ составляла бы 2 554 руб.

С 01.01.2022 дополнительная нагрузка истца сверх установленной нормы (18 часов) составила 35 часов: 10400 / 18 х 35 = 20222,22 руб. Районный коэффициент составил: (10400 +312+520+104+2554+20222,22) х 15% = 5 116,83 руб. Итого: 10400+312+520+104+2 554+20 222,22+5 116,83=39 229,05 руб.

С 01.09.2022 дополнительная нагрузка сверх установленной нормы часов составила 27,5 часов: 10400 / 18 х 27,5= 15 888,89 руб. Районный коэффициент 15% составил 4675,18 руб. Итого: 10400+312+520+104+2554+20222,22 +4675,18=35 843,07 руб.

Вместе с тем, следует учитывать, что 18 часов – это не норма рабочего времени, а норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 №1601). Норма рабочего времени учителя определяется по нормативному календарю.

Как следует из представленных расчетных листков, в спорный период времени заработная плата истца за каждый месяц с учетом фактически отработанного времени была выше определенного законом минимального размера оплаты труда, поэтому доплаты до МРОТ работодателем не производилось, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком при начислении заработной платы истцу нарушений положений ст.133 ТК РФ не допущено.

Вопреки доводам заявителя жалобы, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, но при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заработная плата истца в спорный период была не ниже МРОТ за фактически отработанное время с учетом оклада и иных выплат, которые входят в систему оплаты труда.

Учитывая, что размер заработной платы Перминовой М.В. определен с учетом требований действующего законодательства, заработная плата истцу выплачена в полном объеме, то правовых оснований для взыскания задолженности по заработной плате у суда не имелось.

Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы, по сути, выражают несогласие с выводами суда, изложенными в решении, повторяют позицию истца и ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда инстанции, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в апелляционном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, оснований для которой не усматривается.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом допущено не было, в связи с чем, основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 27 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30.08.2023 г.