НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 23.04.2019 № 33-1706/19

Судья Бабкина Л.В. Дело № 33-1706/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Катаевой Е.В.

судей Костицыной О.М., Маркина В.А.

при секретаре Хадеевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Лузского района Кировской области на решение Лузского районного суда Кировской области от 04 февраля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия Собрания представителей Лузского района Кировской области и администрации Лузского района Кировской области по взиманию налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии по старости ФИО1

Взыскать с администрации Лузского района Кировской области (ИНН , ОКТМО , КПП в пользу ФИО1 незаконно удержанный налог на доходы физических лиц с доплаты к пенсии по старости за период с <дата> по <дата> в размере 133491 рубль.

Заслушав доклад судьи Катаевой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Собранию представителей Лузского района Кировской области, администрации Лузского района Кировской области о признании действий по взысканию налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии по старости незаконными и взыскании удержанных сумм. В обоснование иска указал, что решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Лузского района Кировской области и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Кировской области, от <дата>, с <дата> ему была назначена доплата к страховой пенсии в размере <данные изъяты>. При получении данной доплаты к пенсии ему стало известно, что с неё удерживают НДФЛ. Считает, что ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления, которая выплачивается за счет средств местного бюджета, является одним из видов гарантий пенсионного обеспечения, размер которой определяется в соответствии с действующим законодательством и должна быть освобождена от налогообложения на доходы физических лиц.

Просит суд признать незаконными действия администрации Лузского района Кировской области по взысканию налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии по старости, а также взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 133491 рубль, удержанные в качестве налога на доходы физических лиц.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе и.о. главы Лузского района ФИО2 просит решение суда отменить как принятое при неправильном применении норм материального права, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что п.2 ст.217 НК РФ содержит закрытый перечень пенсий и выплат к пенсиям, которые освобождаются от обложения НДФЛ. Администрация Лузского района и Собрание представителей Лузского района при назначении доплаты к пенсии ФИО1 и удержании с неё НДФЛ руководствовались письмом Министерства финансов РФ от 10.06.2016 № 03-04-05/34249. Ссылаясь на письмо Минфина России 03.12.2018 № 03-04-05/87064, указывает, что в случае получения физическим лицом социальной доплаты к пенсии в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления такие доплаты не освобождаются от налогообложения на основании п.2 ст.217 НК РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

ФИО1, представители Собрания представителей Лузского района, администрации Лузского района Кировской области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе (межрайонное) Кировской области, Межрайонной ИФНС России №1 по Кировской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ФИО1, Межрайонная ИФНС России №1 по Кировской области, Собрание представителей Лузского района просят рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судебная коллегия с учётом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 (пункты «ж», «з», «н» части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 12 ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч.2 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч.3 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ) осуществляются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

В силу положений ст.5 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии. Право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования, освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи.

Согласно ч. 8 ст.5 указанного Закона области порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Решением Собрания представителей Лузского района Кировской области третьего созыва от <дата> утверждено Положение о порядке обращения в органы местного самоуправления МО Лузский муниципальный район Кировской области за доплатой к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Кировской области.

Решением комиссии по назначению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Лузского района, <дата>, на основании Закона Кировской области № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления в Кировской области» ФИО1 с <дата> установлена доплата к пенсии по старости в размере <данные изъяты>.

Согласно справке Собрания депутатов Лузского района Кировской области от <дата>, сумма удержанного налога в <дата> ( <дата>) составила <данные изъяты>, что подтверждается справкой о доходах физического лица формы № 2-НДФЛ от <дата><данные изъяты>.

Из справки, выданной главой Лузского района Кировской области от <дата>, следует, что сумма удержанного налога с <дата> года по <дата> составила <данные изъяты>, что подтверждается справками о доходах физического лица формы № 2-НДФЛ от <дата>.

В соответствии со справкой ГУ УПФ РФ в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) № от <дата>, ФИО1 назначена пенсия по старости с <дата> бессрочно.

Согласно распоряжению администрации Лузского района Кировской области от <дата> пенсионные дела получателей доплаты к пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Лузского района Кировской области и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Лузского района Кировской области, переданы от Собрания представителей Лузского района Кировской области в сектор юридической и кадровой работы управления делами администрации Лузского района Кировской области.

Отделу бухгалтерского учета администрации Лузского района Кировской области поручено производить ежемесячные доплаты к пенсиям по старости и пенсии за выслугу лет с <дата>.

Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости лицу, замещавшему муниципальные должности, выплачиваемая за счет средств местного бюджета в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ, не подлежит налогообложению, поскольку представляет собой один из видов государственного пенсионного обеспечения, а потому обоснованно признал незаконными действия ответчиков по взиманию налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии по старости ФИО1

Довод апелляционной жалобы о том, что п.2 ст.217 НК РФ содержит закрытый перечень пенсий и выплат к пенсиям, которые освобождаются от обложения НДФЛ, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном понимании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Ссылка в жалобе на письма Министерства финансов РФ от 10.06.2016 № 03-04-05/34249 и от 03.12.2018 № 03-04-05/87064 не влечет отмены решения суда, поскольку письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания, носят информационно-разъяснительный характер и не являются нормативно- правовыми актами.

Доводы апелляционной жалобы по существу, повторяют позицию ответчика, изложенную в возражениях на исковое заявление, направлены на несогласие с постановленным судом решением, и не содержат ссылок на обстоятельства, которые бы могли послужить основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лузского районного суда Кировской области от 04 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи