НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 22.10.2019 № 2А-1272/19

Судья Малова Н.Л. Дело № 2а-1272/2019

33а-4408/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 22 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кощеева А.В.,

судей Елсукова А.Л., Сметаниной О.Н.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) в лице ликвидатора ФИО1 на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 21.05.2019 по административному делу по административному исковому заявлению Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) к Управлению Министерства юстиции Кировской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации, которым постановлено:

Иск Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кощеева А.В., судебная коллегия

установила:

Первомайская районная организация Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» обратилось в Первомайский районный суд г.Кирова с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации.

В обоснование требований указало, что уведомлением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области от 17.09.2018 отказано во внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса и в государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией. Вместе с тем, недочеты, указанные в уведомлении, являются несущественными, не повлекли нарушения прав заинтересованных лиц и не могут служить основанием для отказа внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении организации.

С учетом изложенного, административный истец просил признать необоснованным решение административного ответчика 17.09.2018 об отказе в государственной регистрации в связи с завершением всех мероприятий по добровольной ликвидации Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»; обязать направить соответствующее разрешение на государственную регистрацию в ИФНС Росси по г. Кирову в связи с ликвидацией организации.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с принятым решением, административный истец обратился в Кировский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные заявленным суду первой инстанции, в том числе, о том, что не указание в представленных ответчику документах сокращенного наименования (ВОИ) не привело к нарушению прав иных лиц. Кроме того, указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции решение об утверждении промежуточного и ликвидационного балансов могла принять только вышестоящая организация – областная. Двусторонняя распечатка балансов не явилась препятствием для принятия балансов налоговым органом.

Административный ответчик – Управление министерства юстиции по Кировской области в представленных возражениях доводы жалобы отклонило, указало, что решение Управления является законным, принятым при соблюдении прав административного истца, в связи с чем, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании ликвидатор Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) ФИО1 доводы и требования жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Министерства юстиции Кировской области – ФИО2, также поддержала доводы, изложенные в представленных возражениях. Дополнительно пояснила, что в настоящее время ввиду не представления отчетности решается вопрос об обращении в суд с иском о прекращении деятельности административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Как следует из материалов дела, 12.09.2018 административный истец представил в Управление Министерства Юстиции по Кировской области документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об утверждении промежуточного ликвидационного баланса Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) и о государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией (л.д.10).

В числе документов представлены: уведомление по форме № Р15001; заявление по форме № Р16001; выписка из протокола Президиума Правления от 20.07.2018; выписка из протокола Президиума Правления от 30.08.2019; промежуточный ликвидационный баланс; ликвидационный баланс; сведения о публикации; справка о состоянии арсчетов по налогам и сборам; квитанция об уплате государственной пошлины.

По результатам проведенной правовой оценки представленных документов Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) был установлено, что документы, необходимые для государственной регистрации, представлены не полностью, оформлены в ненадлежащем порядке, решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и об утверждении ликвидационного баланса принято лицами, не уполномоченными на то учредительными документами.

Уведомлением от 17.09.2018 № 43/03-24-3777 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области ликвидатору Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) ФИО1 отказано во внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса и в государственной регистрации Организации в связи с ее ликвидацией (л.д.8-9).

Полагая оспариваемое уведомление от 17.09.2018 незаконным, поскольку указанные административным ответчиком недочеты являются несущественными, не повлекшими нарушения прав заинтересованных лиц, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление является обоснованным, принято в соответствии с действующим законодательством, при этом, нарушения прав административного истца оспариваемым уведомлением не установлено.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на законе и материалах дела.

Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия исходит из следующего.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов.

Положениями статьи 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В статье 19 Закона о некоммерческих организациях предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о некоммерческих организациях Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральными информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

В соответствии с пунктом 33 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455, в соответствии со статьей 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляются: заявление о государственной регистрации ликвидации по форме Р16001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@; ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, а также документ, подтверждающий предоставление в Пенсионный фонд РФ определенных законом сведений.

В соответствии с пунктами 9.2 и 10.2 требований приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ раздел 1 «Сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» титульного листа Уведомления и раздел 1 «Сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» титульного листа Заявления заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится принятие решений о ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса.

Статьей 26 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) установлено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями пунктов 19, 20 и 56 Устава административного истца высшим руководящим органом организации является конференция, к компетенции которой относится принятие решения о ликвидации организации.

В силу положений пункта 56 Устава решение о ликвидации организации должно быть согласовано с Кировской областной организацией общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ).

В силу положений пунктов 3 и 6 статьи 19 Закона некоммерческих организациях орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, утверждает ее промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

В соответствии с положениями статьи 21 Закона о некоммерческих организациях ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

До момента внесения в ЕГРЮЛ записи об окончательной ликвидации организация считается действующей.

Исходя из изложенного, следует, что промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс организации должны были быть утверждены на конференции организации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.17 требований приказа ФНС двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов не допускается.

В соответствии с пунктом 50 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 в качестве основания для отказа в государственной регистрации общественного объединения представление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях» не полностью, либо оформление последних в ненадлежащем порядке.

В нарушение пункта 1.17 требований приказа ФНС промежуточный ликвидационный баланс организации от 17.07.2018 и ликвидационный баланс организации от 23.08.2018 распечатаны с двух сторон.

Как следует из материалов дела, подтверждено в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции, титульный лист уведомления и титульный лист заявления оформлены не в соответствии с пунктами 9.2 и 10.2 требований приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»; решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационного баланса принято не уполномоченным на то органом – президиумом Правления Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), тогда как подлежало утверждению на Конференции организации административного истца; в нарушение пункта 1.17 требований приказа ФНС промежуточный ликвидационный баланс организации от 17.07.2018 и ликвидационный баланс организации от 23.08.2018 распечатаны с двух сторон.

Таким образом, факт предоставления документов необходимых для государственной регистрации не в полном объеме, оформление последних в ненадлежащем порядке, а также не уполномоченным на то лицом в части утверждения балансов подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах, оснований для принятия административным ответчиком решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса и государственной регистрации Организации в связи с ее ликвидацией не имелось.

Оспариваемое уведомление является законным, обоснованным, принятым с соблюдением прав административного истца.

Доводы жалобы о несущественном характере допущенных административным истцом нарушений основаны на субъективном мнении административного истца, противоречат положениям регулирующих спорные правоотношении нормативных правовых актов.

Доводы жалобы о незаконности оспариваемого уведомления с учетом указанных доводов не могут быть признаны обоснованными. Обратное свидетельствовало бы о неправомерном возложении на административный орган обязанности по принятию решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса и государственной регистрации Организации в связи с ее ликвидацией в отсутствие к тому оснований, преодолении требований федеральных законов посредством судебного решения.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г.Кирова от 21.05.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: